Биометрия как драйвер дистанционной торговли: онлайн-продажи энергетиков могут начаться уже в 2025 году


Представители бизнеса и органов власти поддержали запуск пилотного проекта по продаже товаров с возрастными ограничениями через интернет с использованием биометрии в ходе профильной сессии форума «E-retail week». На первом этапе эксперимент включит энергетические напитки, работа начнется уже в 2025 году. И в случае успеха распространится на российское вино в 2026 году, сообщил заместитель генерального директора АО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ) Владислав Святик. Он отметил, что за 1,5 года система биометрической идентификации обработала более 150 млн транзакций, причем случае мошенничества не зафиксированы.

В экспертной сессии «Дистанционная продажа безалкогольных энергетических напитков с использованием биометрии: горизонты развития и перспективы смежных отраслей», организованной при совместном участии Национальной Ассоциации производителей и продавцов энергетических напитков (НАЭН) и ЦБТ, приняли участи также представители Минпромторга России, Яндекса, Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), и других отраслевых объединений.

В фокусе обсуждения оказался механизм легального внедрения дистанционных продаж продукции с возрастными ограничениями при соблюдении требований российского законодательства и обеспечении защиты несовершеннолетних от покупок продукции, ограниченной для продажи, в т.ч. несовершеннолетним. Подобные нормы приняты в более чем половине российских регионов и включают запрет на продажу в вендинговых автоматах, бесплатное распространение на массовых мероприятиях, запрет продаже вблизи образовательных или спортивных учреждений и ряд других мер.

Как отметил Владислав Святик, сейчас возможности по использованию биометрии для оплаты услуг и верификации личности выходят в активную стадию развития. Так, уже 1,3 млн терминалов по стране принимают оплату по биометрическим данным. А в проработке дополнительные возможности, как «зеленый коридор» в аэропортах «от такси до трапа» и упрощенная посадка на ж/д транспорт. Причем действующий опыт работы системы показывает высокий уровень защиты данных. «С начала 2024 года по июль 2025 прошло 150.5 млн. транзакций, причем фрод равен нулю. То есть система работает четко и обеспечивает безопасность», — сообщил Владислав Святик.

Предложенный механизм продажи энергетиков, а далее и иных товарных категорий, включает в себя верификацию как в момент заказа, так и в момент получения заказа. Было отмечено, что буду приниматься в расчет региональные ограничения – режим продажи, точка выдачи заказа, которая может быть ограничена, например, близостью к образовательным и спортивным учреждениям. При передаче товара курьер убедится, что его примет совершеннолетний пользователь, подтвердивший личность. Он отметил, что пока дорожная карта реализации проекта отсутствует, но планируется реализовать его до конца 2026 года. В случае предварительно хороших результатов, запустить в работу проект дистанционной продажи вина, который предварительно планируется завершить в 2027 году.

Со стороны регулятора инициатива так же получила «зеленый свет». Как отметил Александр Лифинцев, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ, ведомство поддерживает надежные, рабочие технологии, удобные для бизнеса и потребителя, способные придать рынку стимул для развития. Он добавил, что проект поддерживают и в Минцифры.

Онлайн-ритейл активно поддерживает новую возможность и отмечает безосновательность опасений в росте потребления продукции, ограниченной к распространению как энергетики.

Дмитрий Русаков, директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс», подчеркнул, что доступность товаров с ограниченным оборотом, таких как энергетики, в онлайн, не породит рост спроса и потребления, т.к. они и так присутствуют в большинстве торговых точек в шаговой доступности.

Сам факт запуска дистанционной продажи продукции, требующей верификации, уже станет большим событием для рынка, отметил Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). «Если такая возможность будет реализована, это будет, наверное, самый серьезный шаг в развитии дистанционных продаж за последние 10 лет», — добавил глава АКИТ.

Особенно актуальным может стать нововведение для торговых автоматов, где отсутствует возможность визуальной проверки документов.

Более 80 российских винодельческих организаций являются фермерскими хозяйствами, которые получат прямой доступ к потребителям, подчеркнул Леонид Нестеренко, президент Союза операторов торговых автоматов (СОТА). «Сегодня мы в целом лишены возможности продавать, поскольку в автоматах нет человека, кто мог бы проверить паспорт. Поэтому для нас это наиболее актуально», — отметил он.

Особые ожидания у рынка вызвало намерение реализовать продажу вина. Рост доступности поможет российским виноделам, в первую очередь фермерским хозяйствам, которые составляют около трети отечественных производителей. Как отметил Александр Ставцев, вице-президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла, немалый спрос на региональную продукцию вызвал рост внутреннего турпотока – туристы нередко открывают для себя новые сорта вина, но не имеют возможности их легально приобрести. Эксперты отметили, что производители находят способы дистанционной доставки, но это в лучшем случае «серая зона». Складывается ситуация, когда де-факто дистанционная продаже ведется, но де-юре она запрещена.

Модератор сессии, Координатор Национальной ассоциации производителей и продавцов энергетических напитков Владлен Максимов подвел итог дискуссии, отметив, что, то, что может продаваться в легальной рознице стоит продавать и в онлайн, разработав соответствующие условия. «Чем больше условий мы создадим для легальной реализации продукции, тем меньше пространства останется у «серого рынка». Бизнес получит новые возможности к развитию и представит потребителю то, что ему уже давно нужно – возможность купить нужный товар в удобном формате».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *