Георгий Комаров для «Эксперт Online»

Анастасия Малахова, автор «Эксперт Online», «Эксперт»
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

В самое ближайшее время столичные власти закроют все вещевые рынки на территории города, пообещал мэр Москвы Юрий Лужков. Уже в этом году закроют 12 точек. Скорее всего, запрет не принесет ничего хорошего – цены на товары повысятся, а большинству торговцев придется свернуть бизнес. Но отечественные производители рады – сейчас они не выдерживают конкуренции со стороны дешевых китайских товаров.

В самое ближайшее время столичные власти закроют все вещевые рынки на территории города, сообщил мэр столицы Юрий Лужков. «Моя позиция ясная: перспектив у вещевых рынков быть не должно», — заявил он сегодня на заседании профсоюзного актива города. По его мнению, вещевые рынки должны уступить место цивилизованным магазинам, в которых не будет контрабандной и контрафактной продукции, а платить за товары покупатели будут через кассовые аппараты.

«Вещевые рынки для нас, кроме негатива, ничего не дают. Бюджет — ноль, товары неизвестного происхождения, и при этом они выигрывают в конкуренции с нормальными товаропроизводителями», — сказал мэр столицы. Кроме того, считает Лужков, вокруг «вещевых рынков формируется криминальная среда». «Нам это не нужно», — еще раз подчеркнул градоначальник.

По оценке Дмитрия Янина, председателя правления и члена высшего координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП),  вещевые рынки занимают около 30% всего товарооборота соответствующего сектора. «Если говорить о Москве, то около 20%», — уточняет аналитик инвестиционной компании «Финам» Сергей Фильченков. 60% одежды и обуви россияне покупают на рынках, одновременно свидетельствует статистика МЭРТа. Поэтому последствия такого запрета ударят сразу по двум группам – потребителям и торговцам. По мнению аналитиков, российские потребители не готовы к таким нововведениям. По словам Янина, закон опережает события: «Запрет приняли слишком рано. Надо было принимать через три-четыре года. За это время подросла бы платежеспособность населения».

«Эти шаги в первую очередь отразятся на покупателях. Потому что вещевые рынки, какими бы плохими они ни казались для Лужкова, обеспечивают конкуренцию и достаточный ассортимент вещей в нижнем ценовом диапазоне. Множество людей не могут покупать в торговых центрах, они вынуждены ходить на вещевые рынки. И до тех пор, пока покупатели туда ходят, они нужны», — говорит председатель московского регионального отделения профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Георгий Комаров. «Когда же рынки закроются, конкуренции у ТЦ не будет, нижний уровень сопротивления цен исчезнет, и арендаторы ТЦ еще больше взвинтят цены на свой товар», — уверен Комаров. «Очевидно, что это самым негативным образом скажется на малоимущих слоях населения», — полагает Фильченков. В итоге они будут вынуждены сократить потребление, покупая меньше тех же самых предметов одежды. «По сути, можно говорить о дальнейшем снижении качества жизни малоимущих слоев населения», — говорит Фильченков. По его оценке, средний уровень цен в московских магазинах как минимум на 50% превышает стоимость товара на вещевых рынках. «В условиях, когда они вообще перестанут существовать, то есть конкуренция снизится, магазины получат возможность еще больше увеличить цены, не боясь потерять клиентов. Как результат, можно ожидать роста «магазинных» цен на 5−10%, среднего уровня цен – на 10−15%», — прогнозирует аналитик. По оценке Янина, цены могут вырасти значительно больше – на 30%.

Другое последствие решения Лужкова — около половины торговцев будут вынуждены свернуть свою деятельность. «У 30% не хватит средств для перехода к цивилизованному формату, еще 20−30% не смогут найти подходящие помещения – их дефицит в Москве сейчас существен», — уверен Фильченков. Нехватка средств для ведения цивилизованного бизнеса вполне объяснима — затраты челноков при организации цивилизованных торговых точек (аренда, наем персонала и т. д.) вырастут в среднем на 300−500%. «Аренда точки на рынке стоит от 500 долларов в месяц. В торговых центрах — от 1200 долларов, — объясняет Комаров. — Плюс к этому ТЦ требуют от арендатора заплатить входной обеспечительный взнос – стоимость аренды от одного месяца до полугода. К тому же как только исчезнет определенное количество мест, где предприниматели могут заниматься бизнесом, хозяева торговых центров повысят цену за аренду. Да и найти себе место в удобно расположенных ТЦ большинству бывших рыночных торговцев вряд ли удастся».

Факторами введения запрета стали несколько моментов. По словам Янина, это, во-первых, последствия Кондопоги [1], во-вторых, значительная криминализация многих рынков. «Немалую роль играет и то, что бюджету такие рынки не приносят абсолютно ничего. К тому же сетевая розничная торговля после запрета получит явное преимущество», — отмечает Янин. Не исключено, что именно этот фактор и стал ключевым во введении запрета. Георгий Комаров заявил «Эксперту Online», что мэр Юрий Лужков выполняет консолидированный заказ торговых центров. «Это очередная волна атак на вещевые рынки. И продолжаются эти атаки с тех самых пор, когда Лужков стал мэром. Время от времени он говорит, что поддерживает малое предпринимательство, которое в большом объеме сосредоточено как раз на рынках, но потом под давлением ТЦ забывает о своих словах, — рассказывает Комаров. — Это заказ – потому что одни и те же вещи продаются на оптовых и розничных вещевых рынках и в дорогущих ТЦ.  Но разница в цене может быть в пять раз и больше. Так зачем ТЦ такая конкуренция?»

Ратовали за введение запрета и отечественные производители. «Мы всегда стояли за то, чтобы рынки типа Черкизовского были закрыты. Ведь там продается контрабандная продукция, не платятся пошлины при ввозе и налоги при реализации товара. Таким образом, их продукция намного дешевле нашей и импортируемой «в белую», и конкурировать с ними очень трудно», — сообщила «Эксперту Online» генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова.

Вместе с тем в Европе по сей день функционируют рынки «выходного дня», где по субботам и воскресеньям собираются продавцы и покупатели. «В России такой традиции нет, но она могла бы помочь сгладить негативные последствия запрета», — считает Янин.

 

Источник: http://www.expert.ru/articles/2007/04/11/rynok/


Адрес: 123001, г. Москва, Вспольный пер., д. 3, стр.1-2
Тел.: +7 (495) 690-16-52 , Тел./факс: +7 (495) 212-13-84
E-mail: info@profpred.ru
Copyright 2009. Межрегиональный профсоюз предпринимателей.

Дизайн и разработка
ООО "Брендинговое агентство «Четвертый размер»"