Никита Кузнецов для газеты «Московский комсомолец»

С улиц Москвы исчезнет треть ларьков

Часть из демонтированных в последнее время в Москве торговых ларьков вернется на прежние места, пообещала замглавы столичного Департамента торговли Валентина Варфоломеева. Однако после принятия в 2011 году новой схемы размещения объектов торговли в городе с улиц Москвы могут исчезнуть более 30% ларьков.

 

 


фото: Геннадий Черкасов

Ликвидация части ларьков и палаток, без преувеличения, всколыхнуло весь город, в том числе напрямую затронуло интересы многих предпринимателей. В Москве 125 районов, в каждом из них в среднем по 100 объектов мелкорозничной торговли. Согласно мониторингу Мосгордумы, лишь 10—15% из них имеют полный пакет разрешительных документов. По истекшим договорам работают 50—60%, без договоров и по уже расторгнутым договорам — порядка 30%. Департамент потребительского рынка планирует сократить в среднем по городу до 34% торговых объектов нестационарного типа. Поэтому когда началась кампания по сносу, местные власти сносили, как правило, те объекты, которые действовали незаконно.

По мнению заместителя председателя Межрегионального профсоюза предпринимателей Никиты Кузнецова, нынешняя ситуация на самом деле сложилась не сегодня, а зрела давно. По его мнению, мелкорозничная торговля развивается у нас отнюдь не по европейскому пути. Эта система сильно коррумпирована, она практически никак не регулируется на федеральном уровне.

 

 
 
 

графика: Ольга Нежельская

 
 

Минувшее десятилетие властями Москвы по отношению к мелкорозничной торговле велась двойственная политика, считает Никита Кузнецов. Сохранялся Черкизовский рынок — гигантская зона нецивилизованного бизнеса. С другой стороны, для нормальной мелкой розницы не создавались благоприятные возможности. Проводилась политика постепенного замещения стационарными объектами мелких торговых точек. Считалось, что мелкая торговля — это неизбежное зло, которое должно исчезать по мере роста цивилизованных форматов торговли. Таким образом, навязывался миф о цивилизованных и нецивилизованных формах торговли. К последним относили мелкорозничный, ярмарочный виды реализации продукции. В разряд цивилизованных форм в первую очередь попали торговые сети. И на их периферии — небольшие стационарные магазинчики. Но во всем мире эти форматы мирно уживаются.

Поэтому Межрегиональной профсоюз предпринимателей предложил принять федеральный закон о розничной торговле по образцу немецкого закона от 1869 г. Цель инициативы — привести мелкий торговый бизнес в нормальное, цивилизованное состояние. Но при этом и власти должны изменить подход к этому сектору. В первую очередь определить перечень мест, где мелкорозничная торговля запрещена. Саму мелкорозничную торговлю поделить на два сегмента: мобильный и стационарный. К этим двум сферам должен быть разный подход. Мобильным торговым точкам можно торговать повсюду, где нет запрета, а для стационарных ларьков и палаток следует регулировать земельные отношения таким образом, чтобы их владельцы смогли уверенно смотреть в будущее. Чтобы не получилось так, как сейчас, когда люди вкладывали средства в свое дело и в одночасье его лишились.

Норматив обеспеченности населения торговыми площадями в среднем по Европе — свыше 2 кв. м, причем это относится только к стационарным площадям. По России он составляет 0,18 кв. м на 1 жителя, причем в эту цифру включаются все торговые объекты. Поэтому, по мнению председателя Комиссии МГД по экономполитике и предпринимательству Игоря Протопопова, городу следует определиться в стратегическом плане, сколько подобных торговых объектов ему нужно. “В городе построено очень много огромных торговых центров, зато сильно не хватает торговых заведений шаговой доступности. Их мало не потому, что нет желающих вести такой бизнес, а потому, что условия для него не самые лучшие. Надо платить высокую арендную плату за съем помещений, платить сотрудникам “белую” зарплату, все положенные налоги. Одни этого не желают, другие не могут по экономическим причинам”, — отметил депутат. Вот поэтому многие торговцы предпочитают где-то в сторонке развернуть свои товары, незаконно поставить ларек. Рентабельность же такой торговли составляет 20—30%. И никто не знает, куда идут эти деньги, зато известно, что с этих доходов редко платятся положенные по закону отчисления.

В настоящее время в Москве проводится работа по оптимизации размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли, в том числе вблизи улично-дорожной сети. Как сообщил руководитель Департамента потребительского рынка города Михаил Орлов, Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы до 1 мая 2011 года разработает новую схему размещения в столице нестационарных торговых объектов и единые современные архитектурные решения для уличной торговли. “В дислокации, которая предлагается, будет на 34% меньше объектов мелкорозничной торговли”, — заявил руководитель общественной комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. По его мнению, следует менять всю систему торговли. Сейчас малый бизнес не пускают в крупные торговые комплексы, поскольку известные бренды заключают с их владельцами соответствующие дискриминационные для МСБ договоры.

Как считает Игорь Протопопов, к середине 2011 г. москвичи увидят более цивилизованную мелкорозничную торговлю в городе. Но чтобы эта торговля приобрела другой вид, требуются четкие и ясные правила. Так, как это давно сделано в городах Европы. Вот их и надо срочно вырабатывать.

Волна тревог постепенно идет на убыль. Часть из демонтированных в последнее время в Москве торговых ларьков вернется на прежние места, пообещала замглавы столичного Департамента торговли Валентина Варфоломеева. По ее словам, в мэрии признают “перегибы” в работе по демонтажу объектов мелкорозничной торговли. “Сейчас необходимо разобраться по каждому конкретному случаю”, — сказала чиновница.


Адрес: 123001, г. Москва, Вспольный пер., д. 3, стр.1-2
Тел.: +7 (495) 690-16-52 , Тел./факс: +7 (495) 212-13-84
E-mail: info@profpred.ru
Copyright 2009. Межрегиональный профсоюз предпринимателей.

Дизайн и разработка
ООО "Брендинговое агентство «Четвертый размер»"