МОСКВА, 24 ноября. В фокусе ежегодной конференции «Малый бизнес в России: проблемы и перспективы» оказался ход работы над законом о нестационарных торговых объектах (НТО), результаты внедрения цифровой маркировки и защита от нелегального рынка и регулирование деятельности онлайн-маркетплейсов.
Всероссийская конференция вновь собрала содержательные позиции власти и бизнеса, позволив как поделиться успехами, так и обозначить барьеры в решении ключевых проблем.
Будущее малого ритейла – перспективы и риски
Открывая пленарную сессию, Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли, отметил, что ведомство считает развитие малых торговых форматов стратегическим направлением. Именно ярмарки, рынки, небольшие магазины позволят местным производителям реализовывать свою продукцию. По данным Минпромторга, в России только в 3-м квартале 2021 года число площадок для проведения сельскохозяйственных ярмарок увеличилось на 34%.
Ведомство намерено развивать это направление, предлагая ввести в законодательство понятие «оптовый рынок», исключить административные требования для рынков, которые не установлены для других форматов торговли, например, торговых центров. Ключевое участие в реализации мер планируется передать регионам.
Эти положения включены в стратегию развитию малой торговли до 2025 года, которая сейчас находится на утверждении в правительстве. Также разрабатывается проект плана мероприятий по развитию оптовых и розничных рынков, и отдельно – мероприятий по развитию торговых точек для сбыта продукции сельскохозяйственных производителей.
Особое значение имеет работа над законопроектом об НТО, который сейчас готовится при участии профильных комитетов Совета Федерации.Законодатели также готовят целый комплекс нормативных изменений в пользу малого бизнеса. Так, в Совете Федерации по прямому поручению спикера Валентины Матвиенко в декабре будут собраны предложения по поддержке МСП, рассказал Павел Тараканов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Проект закона об НТО может в скором времени поступить в Госдуму. Среди других принятых и ожидаемых мер – введение единого налогового платежа, вступающего с 1 июля 2022. Внесен в Госдуму проект закона «УСН 2.0», освобождающий малый бизнес от уплаты страховых взносов, но вводящий новую планку налогов от 6% до 8% от доходов или с 15% до 20% от доходов за вычетом расходов. Согласована с Минфином инициатива по увеличению предельной численности работников, в предприятиях, работающих по патентной системе, сейчас собираются отзывы регионов. Также рассматривается повышение порога применения УСН до 300 млн и увеличение суммы задолженности до 150 тыс. руб.
Станислав Наумов, Заместитель Председателя Комитета ГД по экономической политике, отметил, что поддерживает упомянутые меры, а также видит возможность выдвинуть Комитет по экономической политике соисполнителем при рассмотрении законопроекта об НТО.
Борис Титов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, отметил, что, несмотря на тренд к умеренному восстановлению, большинство представителей малой розницы так и не вышли из кризисного состояния. По итогам опроса, проведенного аппаратом бизнес-омбудсмена, 62,7% респондентов ответили, что обороты и выручка ниже, чем в начале прошлого года, а 33% просто закрыли бизнес.
«Данные, которые мы проанализировали вместе со Сбером, продемонстрировали стагнацию, близкую к умеренному росту» — рассказал Борис Титов.Предприниматели испытывают большие проблемы из-за несоответствия текущего законодательства, ориентирующегося на нормативы 2016 года, современным условиям. По данным опроса, диалог с региональными властями не налажен. Около 80% опрошенных не смогли сказать, что согласны с текущими мерами региональных властей по поддержке малого бизнеса.
Меры, предпринятые на федеральном уровне, как поддержка занятости и уменьшение страховых взносов, показали свою эффективность. Но их развитие пока вызывает вопросы, так программа ФОТ 3.0 по-прежнему не лишена проблем предыдущей версии: 72% опрошенных предпринимателей не попадают под параметры, в т.ч. в части ОКВЭД. Около 66% предпочли бы налоговую амнистию.
С точки зрения Елены Дыбовой, Вице-президента ТПП РФ, несмотря на активную работу над мерами поддержки МСП, властям не хватает системного подхода. Так, малая розница испытывает очень серьезное давление со стороны федеральных сетей, крупнейшие из которых занимают 37% рынка, а в отдельных регионах и выше. При этом механизм измерения доли рынка несовершенен и не отражает реальные масштабы монополизации рынка. Отсутствуют механизмы противодействия монопольному положению и регулирования, направленные на поддержку малой и средней розницы.
Для системной поддержки МСП необходимо применение исключительно пакетных мер, как на региональном, так и федеральном уровне. Это и расширение ОКВЭД для получения господдержки, так и компенсация затрат на коммунальные и арендные платежи, антиковидные меры, выплату зарплаты, оборудования для чтения QR¬-кодов.
Александр Калинин, Президент «ОПОРЫ России», отметил, что издержки МСП растут быстрее, чем оборот. При этом Росстат публикует данные о ситуации с двухлетней задержкой, хотя более уместно использовать данные контрольно-кассовой техники, которые есть в распоряжении ФНС.
«В ритейле растет доля сетей, маркетплейсов, принимаются дискриминационные меры против малых форматов. Почему подакцизной продукцией можно торговать в сетях, но нельзя в НТО? Нельзя дискриминировать бизнес по размеру, нужна демонополизация рынка» — комментирует спикер.Сергей Борисов, председатель попечительского совета «ОПОРЫ России», добавил, что проблемы малой рознице часто создают даже не регионы, а муниципалитеты, которые, казалось, бы должны быть заинтересованы в ее развитии. Торговые объекты подвергаются излишним проверкам, к ним предъявляются неуместные требования о внешнем виде, чрезмерно ужесточается ответственность даже за непредумышленные нарушения.
С другой стороны, происходит экспансионистское развитие маркетплейсов, «неконтролируемый рост «экосистем», которые убивают конкуренцию, вытесняя малую розницу. Но на смену легальному ритейлу приходит нелегальный, что ярко демонстрирует рынок табачной продукции, где более 15% составляет контрабанда или контрафакт.
Подход к регулированию оборота табака и никотинсодержащей продукции в России сложно считать рациональным, т.к. ограничивая легальную розницу, власти тем самым усиливают нелегальную розницу. Стоит предоставить НТО право реализовывать такую продукцию, пересмотреть подход к акцизной политике, которая становится отдельным фактором роста цены для конечного потребителя, рассмотреть механизм передачи части табачного акциза в регионах, усилить работу по гармонизации акцизных ставок в ЕАЭС.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо, с одной стороны, консолидировать сам малый бизнес, который мог бы снижать издержки и активно отстаивать свою позицию, а с другой – повернуть власти всех уровней «лицом» к МСП.
«Малой торговле стоит объединяться для снижения издержек – логистика, единая система поиска поставщиков, нужна своя онлайн-платформа, как адекватный ответ. Если легальный малый бизнес не сделать союзником, его просто заменит нелегальный малый бизнес» — считает Сергей Борисов.Юрий Калабин, Помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, добавил для развития сферы торговли необходим комплекс факторов. Это разнообразие предложения товаров и услуг, разнообразие каналов для их продажи, уверенность потребителя, что он получает качественный товар за свои деньги и информирование о доступных на рынке товарах и услугах.
Цифровая маркировка – эффективный инструмент или все еще эксперимент
Представляя позицию регулятора, Владислав Заславский, Заместитель директора Департамента цифровой маркировки Минпромторга России, сообщил, что ведомство считает запуск системы цифровой маркировки успешным и планирует ее развивать, в т.ч. взаимодействуя с другими органами власти.
В частности, центр компетенций, созданный при Минпромторге, разрабатывает риск-ориентированный подход, который позволит проводить точечные проверки по нарушителям, не оказывая давления на честный бизнес. К работе в скором времени планируется привлечь Роспотребнадзор, организовав единое информационное пространство и единство критериев для проверки в каждой отрасли. Подход, как и в целом порядок внедрения маркировки, будет учитывать специфику отраслей. Однако, при выявлении потенциального риска, Роспотребнадзор должен сначала обратиться в прокуратуру за разрешением на внеплановую проверку.
Возможности статистического учета позволяют не только следить за чистотой рынка, но и следить за его состоянием и обеспеченностью. Это особенно важно для фармрынка, где маркировка предоставляет данные об обеспеченности региона вакцинами и лекарствами, отражает цены на лекарства. Сейчас системе мониторинга – табак и обувь, лекарственные препараты будут приняты в декабре. В 2022 году будут включены еще 3 категории, но пока они не определены.
Представители табачных компаний поддержали развитие системы цифровой маркировки и отметили положительное влияние на защиту рынка от нелегальной продукции. Однако, как прокомментировал Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия, маркировка не должна стать единственным инструментом в борьбе против нелегального оборота табака, который может лишить госбюджет до 100 миллиардов рублей только по итогам 2021 года. Чтобы защитить легальный сектор, необходимо ввести ответственность за незаконное перемещение нелегальной табачной продукции, предусмотреть обязательное уничтожение конфиската. Эти меры, вкупе с единой минимальной ценой и усилением правоприменения на местах, могут стать действительно серьезным барьером на пути нелегальной продукции.
Яна Ржанова, директор по взаимодействию с органами государственной власти БАТ Россия, выступила за включение в систему маркировки никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, а также систем нагревания табака и табачных стиков. Вместе с установкой комплексного регулирования категорий, это также может оказать значительный эффект на бюджетные сборы. По подсчетам табачной компании, это рост поступлений до 22 млрд рублей в год. По мнению спикера, развитие маркировки может позволить даже поменять формат продажи альтернативной табачной продукции, разрешив торговлю через интернет через систему «Честный знак».
Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», обратил внимание на критическую необходимость эффективного правоприменения даже действующих мер. Несмотря на значительные возможности по выявлению и изъятию нелегального табака, они не используются в полной мере, что позволяет нарушителям уходить от ответственности.
Как добавил Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, важным нормативным изменением, которое поможет цифровой маркировке раскрыть свой потенциал, станет гармонизация акциза со странами ЕАЭС по наиболее уязвимым категориям, в частности табаку. Однако пока серьезного движения к гармонизированной ставке акциза на территории союзного государства участники не отметили.
Критический взгляд на систему маркировки представил Алексей Поповичев, Исполнительный директор Ассоциации «Русбренд». Непонятно как на практике будет работать система управления рисками, которую разрабатывает Минпромторг, с учетом необходимости взаимодействия и с Роспотребнадзором и с Прокуратурой, которая, вероятно, не столь сильно интегрирована в схему. Кроме того, по словам ЦРПТ, система маркировки касается лишь тех, кто в ней зарегистрирован, но не учитывает нарушителей законодательства о торговле, не использующих контрольно-кассовую технику.
С точки зрения спикера, ставка на потребителя, который будет сообщать о нарушениях также не оправдается. «У системы должен быть реальный механизм ее реализации. Она должна работать автоматически, а не вследствие жалоб потребителя. Нужны специальные полицейские подразделения по работе с маркировкой, чтобы реагировать на жалобы, не заставляя потребителя писать заявления. Сейчас это система для честных предпринимателей» — сообщил Алексей Поповичев.
Внедрение на одной торговой точке честного знака стоит 100 тыс. рублей, как отметил спикер, но торговая точка не окупает эти деньги, потому что не получает реальной защиты. При этом общественный контроль не будет работать без государственного контроля.
Леонид Осипов, гендиректор АО «Химсинтез», производителя парфюмерно-косметической продукции, отметил, что химические предприятия сталкиваются с большим количеством технических проблем при работе с цифровыми кодами, что вызывает дополнительные издержки. Несмотря на активную поддержку ЦРПТ, проблемы до сих продолжаются.
Пиво и вино в малом ритейле: проблемы и ключевые тренды
В фокусе дискуссии о проблемах пивного ритейла – разнонаправленные подходы в регулировании оборота, введение минимальной розничной цены и расширенной ответственности производителя.
Из 85 субъектов федерации только в 24 сохранены федеральные требования к продаже алкоголя с 8 до 23 часов, при этом 61 регион (72% от общего числа) в течение 10 последних лет ужесточали эту норму, сообщила Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компания «Балтика» (Carlsberg Group). Вводятся запреты на продажи в конкретные дни, что приводит к тому, что в некоторых регионах, например, в Тыве, продажа алкоголя запрещена более 100 дней в году. Все это приводит к росту нелегального рынка, увеличению правонарушений, добавила спикер.
«Но есть и хорошая новость: в последнее время наметился тренд на возвращение времени продаж к федеральной норме. Мы поддерживаем такие решения, так как уверены в том, что единые требования к продаже пива на территории страны помогут повысить контроль за оборотом. К слову, в России более 2500 муниципальных образований, которые также имеют полномочия регулирования продаж алкоголя. Мы считаем важным установление единых требований к розничным продажам алкоголя на всей территории страны и применение дифференцированного подхода в регулировании продаж в зависимости от крепости алкоголя», отметила Ирина Федорова.
Не теряет актуальность вопрос минимальной розничной цены на пиво. Как сообщили компании-участники Ассоциации производителей пива, мера считается избыточной и несущей негативный эффект, как для государства, так и для конечного потребителя.
Как отметил Ораз Дурдыев, Директор по правовым и корпоративным вопросам АО «АБ ИнБев Эфес», по данным агентства Nielsen, средняя цена за литр пива в январе-сентябре 2021 г. составила 101 руб., что никак не является чрезмерно низким показателем и проявлением демпинга. «Повышение цен не обеспечит получение государством ожидаемого дохода, а вызовет лишь спад экономической деятельности и падение производства и налоговых отчислений на 8-10%. Кроме того, оно ударит по торговле и ограничит её в возможностях предоставления скидок потребителям» — добавил Ораз Дурдыев.
По его словам, в 2020 году практически каждая вторая бутылка пива была приобретена по скидке. Таким образом, при падающей покупательной способности введение минимальных цен представляется абсолютно нецелесообразным и может переключить потребителя на суррогатную и контрафактную продукцию и более дешевый крепкий алкоголь.
«Предложения о введении минимальных цен на пиво в России представляет собой инструмент недобросовестной конкуренции, введение которого не будет способствовать ни обелению рынка, ни повышению качества продукции, в то время как производители неучтенной продукции лишь повысят уровень своей рентабельности за счет более высоких цен реализации и станут еще более конкурентными по сравнению с добросовестными производителями» — прокомментировал Ораз Дурдыев.
Отдельно была затронута проблематика расширенной ответственности производителей (РОП), реформа которой проводится государством последние два года и затрагивает все отрасли производства товаров массового спроса, а также торговлю. Подчеркивая важность системы для формирования экономики замкнутого цикла и роль производителей товаров и торговли в ее развитии, участники форума указали на необходимость сбалансированного подхода со стороны регулятора при формировании законодательства.
Как отметил, Алексей Воробьев, Директор по корпоративным отношениям ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», фокус должен быть сделан на повышении эффективности администрирования на основе риск-ориентированного подхода, соразмерности собственной ответственности и роста финансовой нагрузки бизнеса за исполнение устанавливаемых государством нормативов с ответственностью получателей средств экосбора за достижение сопоставимых целей».
«Проектируемые расходы участников рынка должны быть экономически обоснованы, не приводить к перегреву рынка и не создавать ситуации для превращения РОП в квази-фискальный инструмент, подталкивающий вверх инфляцию» — считает спикер.О ситуации в винодельческой отрасли одного из ключевых регионов, рассказала Наталья Багрянова, Заместитель директора Департамент потребительского рынка Ростовской области. Региональные власти поддерживают производителей при вхождении в федеральные сети, для лицензирования региональной розницы власти выходили с инициативой введения дифференцированного подхода при лицензировании сетевого ритейла и автономного ритейла, но вопрос пока в проработке. Для поддержки реализации продукции местного производства организуются ярмарки и выставки. Участники поддержали активную работу региона по продвижению отечественной продукции и предложение допуска российского вина к реализации через объекты малоформатной торговли.
Однако, дискриминации подвергаются не только алкогольные напитки. Вот уже несколько лет в большинстве регионов приняты законы, в определенном смысле приравнивающие продажу безалкогольных тонизирующих напитков к алкоголю. Введены соответствующие меры, как ограничение продажи несовершеннолетним и ограничение мест продаж, запрет на рекламные акции и пр., рассказал Максим Новиков президент Союза производителей безалкогольных напитков. Организация борется с необоснованным давлением в регионах и достигает определенных побед, но без порядка не федеральном уровне эту работу будет вести все сложнее.
Вырастить маркетплейс и не потерять малый офлайн-ритейл
Активная дискуссия развернулась вокруг вопроса соблюдения баланса прав и интересов поставщиков онлайн-маркетплейсов и самих площадок. Никита Кузнецов, директор Департамент развития внутренней торговли Минпромторга, отметил, что власти пока лишь осмысляют развитие цифровизации и ее влияние на традиционные сферы экономики. А самое главное – пределы ее развития и, в частности, долю розничного оборота, который должны занимать цифровые площадки.
Елена Заева, Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, отметила, что онлайн-площадки с точки зрения регулятора обладают даже большей прозрачностью, чем традиционные магазины. Все, что необходимо проверить, всегда на вид в интернет-магазине, а офлайн точка требует визита и проверки. Это упрощает надзор и позволяет оперативнее реагировать. Сейчас в законодательстве упоминаются только агрегаторы, нет ни экосистемы, ни онлайн-площадок или маркетплейсов, отметил Сергей Лебедев, Директор по связям с органами государственной власти «AliExpress Россия». Более того, отсутствуют критерии соотнесения организации к онлайн-площадке, ведь многие торговые сети с офлайн точкам перевели ключевую долю оборота в дистанционный формат. В остальном площадка не видит проблем в работе с поставщиками, наоборот стремится их поддерживать.
Дмитрий Русаков, Заместитель Генерального директора по связям с госорганами Яндекс, добавил, что маркетплейсы растут за счет МСП. Площадка дает новые возможности для предпринимательства, особенно в регионах, e-comm позволяет выходить на новый рынок. Уверенность предпринимателей растет, растут и маркетплейсы.
«Предел роста маркетплейсов – предел производства. Пока мы далеко от предела насыщения» — отметил Дмитрий Русаков. По его мнению, стоит избегать чрезмерно жесткого регулирования, т.к. оно ударяет по всем участникам рынка. Строгие правила, ограничения для входа. Сейчас этих ограничений нет. Самый большой маркетплейс занимает не более 10% рынка, что означает совершенно конкурентную среду. Возможности равны, предприниматель не обязан работать с одной площадкой. Раньше такое было доступно только крупным производителям.
Позицию Ozon представил Управляющий директор Сергей Беляков. Компания ориентируется на обеспечение конкуренции между различными сервисами и бизнес-моделями, как критически важную составляющая процесса цифровизации.
«Действующее законодательство не регулирует жестко деятельность цифровых платформ, что является фактором роста. Поспешное законодательное регулирование может стать барьером развития не устоявшихся рынков. Ozon считает оптимальным применение Базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков, утвержденных Экспертным Советом ФАС России. Принципы, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, с другой стороны – обеспечению прав пользователей» — сообщил Сергей Беляков.
Алексей Кожевников, вице-президент «ОПОРЫ России», руководитель комитета по туризму, отметил, что с ростом популярности маркетплейсов, все острее встает вопрос регулирования отношений между ними и поставщиками с одной стороны, а также между маркетплейсами и пользователями. Онлайн-площадки нередко злоупотребляют влиянием на поставщиков, часто и неожиданно изменяя условия работы, навязывая цены на услуги или продукты, формат работы. И эти факты часто остаются без внимания. Более того, несмотря на «антикризисное» распоряжение правительства о необходимости регулирования работы маркетплейсов, бизнес отмечает отсутствие прогресса.
«У предпринимателей есть много вопросов к маркетплейсам. Мы должны стать партнерами друг для друга, рынок меняется взрывоопасно, нужны правила игры» — сообщил он.
Как добавил Александр Блохин, генеральный директор компании «Кофтёныши», производящей детскую одежду, маркетплейсы зачастую игнорируют какие-либо интересы поставщиков и наносят последним большой урон неожиданно меняя условия. Это приводит к срыву заказов, дополнительному привлечению специалистов и логистическим расходам. В такой ситуации бизнесу становится проще вместо собственно производства ориентироваться на импорт готовой или частично готовой продукции, что совсем не идет на пользу российской экономике.
Валентин Глухов, основатель продуктовой сети «Зеленая улица» поддержал коллегу: «Бесплатный вход, не означает бесплатного выхода. Предприниматели нередко оказываются по итогам должны либо площадке, либо своим поставщикам». Держать товар у себя на складе, осуществляя продажи сразу через несколько маркетплейсов, для предпринимателей оказывается выгоднее, даже несмотря на большие затраты. К сожалению, по опыту Валентина Глухова, маркетплейсы не отвечают за сохранность продукции на своей территории и требует оплату даже за исчезнувший товар.
На завершающей секции, посвященной опыту развития мобильной торговли и фудтраков, участники поделились кейсами, по поддержке этого формата не только в крупных городах, но и в сельской местности. Как отметил, Сергей Лобанов, Заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга, в ходе содержательного и качественного обмена опытом удалось узнать об успехах властей Санкт-Петербурга, Челябинской области, Московской области. Елена Раевская, замглавы Минэкономразвития Челябинской области рассказала, как в регионе удалось организовать меры поддержки для мобильной торговли и фудтраков, Елена Подгорная, Начальник Управления развития потребрынка Комитета по промышленной политике СПб, представила систему администрирования для мобильной торговли, позволяющую в зависимости от сезона и разного уровня событий, организовывать специальные площадки, Кирилл Григорьев, Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области, рассказал, что регион разрабатывает механизм аукционов на выкуп маршрутов на год для фудтраков или мобильных торговых точек с учетом необходимых технических потребностей.
Фотогалерея