В круглом столе приняли участие заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк, руководители Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО ННЦК), Центра развития перспективных технологий (оператора государственной системы маркировки «Честный знак»), Межрегионального управления Росалкогольтабакконтроля по Уральскому федеральному округу, Челябинской таможни, представители Законодательного собрания Челябинской области, Министерства экономического развития Челябинской области, Управления ЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области, Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Администрации города Челябинска, представители крупнейших производителей табачной и никотинсодержащей продукции, представители общественных организаций и эксперты рынка.
Участников мероприятия приветствовала вице-президент ЮУТПП Наталья Осипова:
«Южно-Уральская торгово-промышленная палата проводит круглые столы по теме незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции ежегодно с 2018 года. Все это время я наблюдаю, как растет уровень компетенций. Вы рассказываете о более весомых результатах своей работы. Вижу, как то, что несколько лет назад высказывалось как предложение, стало законодательной нормой, и уже активно применяется. И это, конечно, радует. Совместные усилия дают результат. В то же время я вижу, что проблема не теряет актуальности. Более того, она приобретает все новые грани. Уверена, сегодняшний диалог станет продуктивным продолжением нашего многолетнего взаимодействия».
Заместитель Губернатора Челябинской области Иван Куцевляк рассказал об усилиях региональных властей в сфере борьбы с незаконным оборотом табачной продукции и деятельности региональной комиссии по противодействию незаконному обороту табачной продукции:
«За последние годы произошел существенный прогресс. Тем не менее, всегда есть что улучшить и усилить. Мы являемся приграничным регионом и особенно заинтересованы в широком применении регуляторных механизмов, которые заработают в полную силу в этом году».
По данным Минфина РФ, доля подпольного рынка такой продукции в целом по стране в 2023 году оценивалась в 13%. За прошлый год минимальные потери федерального бюджета в виде недополученных акцизов и налогов, по данным ННЦК, составили 99,2 млрд рублей. 7 млрд рублей от этой суммы недосчитались в шести регионах Уральского федерального округа. Больше половины уральских потерь пришлось на Челябинскую область – 3,647 млрд рублей или 52% от общего объема УрФО.
«Среди регионов Урала наибольшее увеличение объема нелегальной табачной продукции — с 0,3% до 8,1% — зафиксировано в Тюменской области, – прокомментировала директор автономной некоммерческой организации «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции «АНО «ННЦК» Ирина Бушина. – В Курганской области этот показатель увеличился с 12,2% до 15,6%, в Свердловской — с 5,6% до 6%, в Челябинской составил 17,5%. В целом, положение нашей области улучшилось. Резко – в пять с половиной раз – снизился объем поступления нелегальной продукции из стран ЕАЭС».
Челябинская область занимает 15-е место по выявлению нелегальных точек, что говорит о большой работе, которая проводится в регионе. Статистические данные подтвердил руководитель межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков:
«Видно, что сотрудники МВД в Челябинской области работают, и работают на результат. Есть очень крупные изъятия».
Одна из мер противодействия этому явлению – национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак». Она создана в 2019 году и обеспечивает индивидуальную прослеживаемость каждой единицы товара, продающегося в России, – от фабрики или границы страны до конкретного покупателя.
«Маркировка легализует рынки, показывает соотношение опта и розницы. Благодаря ей легче отыскать недобросовестных производителей, – сообщил директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (оператора государственной системы маркировки «Честный знак») Максим Курганский. – С начала внедрения маркировки, которое было положено в 2019 году, рынки значительно обелились: рынок молочной продукции – на 17%, и это дало фискальный эффект в размере 122 млрд рублей. Рынок воды обелился на 46%, это дало 7,4 млрд. руб. Рынок одежды – на 30%, что дало 80 млрд рублей. Рынок табачной продукции обелился пока только на 11%, но это дало наибольший результат в деньгах – 417 млрд рублей».
«Контрабандные сигареты всегда продаются по низкой цене, и именно это создает условия и подталкивает подростков на регулярное курение, — заметила исполнительный директор МОО «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» Анна Сорочинская. – Мы выявляем сайты и ресурсы, где нелегально продают сигареты и вейпы. В прошлом году и начале этого нашли более 300 таких площадок, и 90 из них продавали именно нелегальную продукцию».
Тем не менее, доля нелегального оборота в формате онлайн за минувший год снизилась на треть, сигареты и никотинсодержащая продукция исчезают из маркетплейсов, налицо «обеление рынка».
– Мы проанализировали более 2,5 тыс. российских интернет-ресурсов, предлагающих никотинсодержащую продукцию, – сайты, соцсети, телеграм-каналы. И это уже второе такое исследование. По результатам первого исследования незаконный оборот такой продукции в интернете превышал 85%, теперь он чуть меньше 60%, – привела последние данные Ирина Бушина.
С 15 декабря 2022 года производители и импортеры ЭСДН, вейпов и жидкостей были обязаны регистрироваться в системе маркировки «Честный знак». С 25 декабря 2022 г. также появилась обязанность наносить коды маркировки при производстве и импорте. Так, в оборот стали вводить только маркированную продукцию. С 1 апреля 2023 года розница и оптовое звено передают данные в систему маркировки об обороте, в том числе продаже, ЭСДН, вейпов и жидкостей. А с 1 декабря 2023 года запрещен розничный оборот немаркированной продукции.
«С 1 апреля 2024 года в России серьезно изменились требования к производству и обороту табачной и никотинсодержащей продукции: ответственность за незаконное производство и торговлю ужесточилась вплоть до уголовной. Теперь нелегальным сигаретам станет сложнее попадать на прилавки магазинов. Уголовная ответственность будет наступать в случае производства, поставки, закупки (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), хранения табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна. В зависимости от масштаба преступления наказанием может стать штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового», – напомнил Максим Курганский.
Руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Уральскому федеральному округу Рустам Девитьяров рассказал о ходе реорганизации деятельности своей службы в связи с наделением новыми полномочиями в отношении табачного рынка, а также о том, куда сотрудники Межрегионального управления направят свои основные усилия:
«Бить «по хвостам», выявляя нарушения в рознице, не имеет большого смысла. Надо искать того, кто за всем этим стоит, именно тех, кто производит и распространяет», – резюмировал Рустам Девитьяров.
На круглом столе выступили представители региональных правоохранительных и контрольно-надзорных органов – УФНС, УФАС, Роспотребнадзора, ГУВД, таможни. Они рассказали о мерах противодействия незаконному обороту табачной и никотинсодержащей продукции на территории Челябинской области.
«Значительную часть выявленных нарушений составляет незаконный оборот немаркированной продукции, в том числе и табачной продукции, — сообщил начальник Челябинской таможни Михаил Пономарёв. – Так, в 2023 году мобильными группами выявлено 4 транспортных средства, ввозивших в Российскую Федерацию: 19 630 пачек сигарет, немаркированных акцизными марками Российской Федерации, и 405 480 пачек табачных стиков с нарушением требований законодательства об обязательной маркировке товара. За 5 месяцев 2024 году мобильными группами выявлено одно транспортное средство, перевозившее товар «Сборный груз», в котором обнаружена нелегальная табачная и никотинсодержащая продукция. В ходе таможенного контроля в челябинском аэропорту с начала 2024 года выявлено около 50 фактов перемещения насвая через таможенную границу Евразийского экономического союза».
«Недобросовестные предприниматели пытаются завезти в РФ нелегальную продукцию, торгуя ей без уплаты налогов, без маркировки, — подтвердил заместитель начальника отдела по борьбе с преступностью на потребительском рынке и в агропромышленном комплексе УЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области Иван Ватолин. – У нас были прецеденты, когда мы изымали у оптовиков в Челябинске по 15 тыс. пачек немаркированных сигарет. Недавно провели изъятие 80 тыс. пачек».
«Законодательством установлен безусловный запрет на рекламу табака и табачной продукции, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, причем за нарушение закона установлена повышенная административная ответственность для юридических лиц – нижний порог штрафа составляет 150 тысяч рублей, – подчеркнула заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Мартынюк. – В Управлении ФАС действует экспертный совет по рекламе, в него входят представители органов власти, представители профессионального сообщества, мнение которых мы учитываем при вынесении решения по случаям нарушения рекламного законодательства».
«С 1 сентября 2023 года Роспотребнадзору даны полномочия на проверку розницы табачной и никотинсодержащей продукции. Федеральная служба утвердила 33 индикатора риска, по которым мы проводим проверки в условиях действия моратория, в том числе 3 индикатора для проверки табачной продукции и НСП: первый – при сканировании на кассе код не считывается или не зарегистрирован в системе, второй – длительное хранение, третий – малые продажи, – пояснила главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Юлия Пирязева. – Когда сведения о таких отклонениях накапливаются, у нас срабатывает индикатор, в Роспотребнадзор приходит уведомление – мы выходим на проверки. С сентября 2023 по май 2024 года сработало 35 индикаторов риска в отношении 32 субъектов предпринимательства. Составлено 14 протоколов об административных нарушениях, сумма штрафов по этим протоколам составила 66 тысяч рублей».
«Налоговая служба поддерживает мнение о том, что мораторий на проверки не должен распространяться на особые виды подакцизной продукции – алкоголь и табак, – сообщила исполняющий обязанности начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Челябинской области Марина Завьялова. – С коллегами из ГУВД мы реализуем проект по контролю за применением контрольно-кассовых машин. Несмотря на то, что наши мероприятия ограничены, мы видим неплохой результат: за полтора года по жалобам физлиц установлено 28 нарушений применения ККМ, по ним были вынесены предостережения. К сожалению, предприниматели подстраиваются и уходят в тень иными способами. Нужны контрольные закупки, но в условиях действия моратория прокуратора не согласует проведение подобных контрольных мероприятий».
«Незаконный ввоз и оборот продукции не только способствует недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит существенный материальный ущерб легальному бизнесу, вводит в заблуждение относительно потребительских свойств и происхождения продукции и может причинить вред жизни, здоровью потребителя, – отметила заместитель начальника Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска Инна Красильник. – С этой ситуацией сложно справляться, в том числе из-за незначительных размеров штрафов (максимальный размер штрафа – 5 тыс. рублей), а также наличия спроса со стороны малообеспеченных граждан. В городе несанкционированная торговля чаще всего ведется на оживленных перекрестках и тротуарах, в местах покупательской проходимости (с лотков автомобилей и т.п.) В Челябинске управление по торговле и услугам регулярно проводит рейды совместно с сотрудниками полиции. С января по май 2024 года прошло почти 150 таких рейдов по 777 адресам, составлено 23 протокола, оформлено 170 материалов для составления протоколов об административном правонарушении».
Участники обсуждения были едины во мнении, что рост доли табачного контрафакта на Урале связан с тем, что мораторий на проверки розничных точек снят только частично, и это обстоятельство создает условия для появления новых точек сбыта в больших городах.
«К настоящему моменту достигнут высокий уровень контроля за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, — отметила управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова. – Производитель обязан регистрировать свое основное оборудование, действует норма об обязательной маркировке продукции, существенно усилился контроль за деятельностью розничных продавцов. Мы знаем, по отзывам сотрудников Роспотребнадзора, что цифровая маркировка и автоматизация анализа данных о продажах существенно упростили выявление нарушений. Однако на этапе вынесения наказаний у правоохранительных и контрольно-надзорных органов в отношении продавцов нелегальной никотинсодержащей продукции все еще возникает много сложностей. Во многом, поэтому доля рынка никотинсодержащей продукции, имеющей незаконное происхождение, хоть и снижается, но все еще остается высокой. Такая комплексная проблема, как нелегальный оборот, не имеет простых и быстрых решений. Успех в борьбе с этим негативным явлением обеспечивается эффективным правоприменением. Полиция и таможня в Челябинской области работают очень результативно, и крайне важно не снижать внимания к решению этой проблемы и в будущем. С 1 сентября этого года начнет применяться еще один действенный законодательный инструмент – введение минимальной цены для никотинсодержащей продукции по аналогии с минимальной ценой на табачную продукцию. 17-го июня Минсельхоз России опубликовал значения минимальных цен по видам никотинсодержащей продукции, включая жидкость для вейпа, табак для нагревания и табак для кальяна. За ближайшие месяцы бизнесу предстоит адаптировать свою деятельность под эти новые требования. Основной задачей сейчас является устранение разрыва между принятыми законодательными нормами и существующей правоприменительной практикой. Важно и дальше развивать межведомственное взаимодействие. Необходимо полностью исключить розничную продажу табачной и никотинсодержащей продукции из-под действия моратория на проведение проверок бизнеса, а также сделать возможным проведение проверок без согласования с прокуратурой и предварительного уведомления владельцев проверяемой точки — это позволит увеличить эффективность таких проверок».
Проблема нелегальной торговли существует не только в России, но и в других крупных странах мира: Великобритании, Франции, Канаде, Австралии.
«Несмотря на развитый уровень правоохранительной системы, уровень нелегальной торговли там в полтора раза выше, чем у нас, – подчеркнул руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО «Международные услуги по маркетингу табака» (ITMS) Игорь Черкасский. – В России принято много мер, но перелом еще не наступил. И даже если он наступит, если убрать давление, прежний уровень вернется очень быстро. Нам пока лишь удалось сбить скорость роста. Мы предлагаем внести правки в ст. 171.1 Уголовного кодекса и дополнить п. 5 данной статьи никотинсодержащей продукцией. Тем самым сравнять ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта и продажу никотинсодержащей продукции аналогично табачной и алкогольной продукции, подлежащих маркировке акцизными марками. Россия входит в первую десятку стран по жесткости мер, принятых в отношении нелегального табака. Теперь нужно, чтобы все эти меры качественно заработали!»
«Важным инструментом, который будет способствовать «обелению» рынков как регионов Урала, так и всей России, является гармонизация ставок акцизов в странах — членах ЕАЭС, — продолжил тему менеджер по связям с органами государственной власти, JTI Россия Роман Трошкин. – Основные причины роста нелегального рынка – минимальные цены на сигареты. Так, в России по состоянию на 1 апреля 2024 г. – это 129 рублей за пачку, а в Беларуси – 76 рублей, в Казахстане – 158, в Армении – 101. Если говорить о долях видов нелегальной продукции в общем объеме нелегального оборота, то 55% составляет продукция из стран ЕАЭС, около 20% – из других стран, 22-25% – это контрафакт. Доля расходов на сигареты в доходе российских потребителей растёт быстрее инфляции и самих доходов, в результате потребитель и начинает искать более дешевые альтернативы на нелегальном рынке».
Роман Трошкин рассказал о мерах противодействия нелегальному обороту в ЕАЭС. Прежде всего, это гармонизация ставок акцизов. Еще в конце 2019 года все страны-члены ЕАЭС подписали соглашение об основных принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. Соглашением на 2024 год установлена единая индикативная ставка акциза 35 евро (за 1000 сигарет), и коридор отклонений фактических ставок акцизов от индикативной ставки +/-20%. Благодаря этому должна происходить постепенная гармонизация ставок акцизов и поэтапное выравнивание цен на сигареты во всех странах-членах Союза. Однако для устранения основных экономических предпосылок для перетоков табачной продукции между странами, необходимо планомерное сокращение диапазона отклонения фактических ставок акцизов от индикативной ставки, чтобы в перспективе обеспечить полную унификацию ставок акцизов во всех странах ЕАЭС.
Роман Трошкин поддержал Анастасию Беленкову в вопросе повышения контроля за деятельностью розничных продавцов.
«Мы за то, чтобы разрешить специалистам надзорных ведомств проводить внеплановые проверки без уведомления хозяйствующих субъектов, реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию потребителям, в случае поступления информации о реализации ими незаконной табачной продукции! Одновременно мы выступаем за то, чтобы по аналогии с нормами, действующими в отношении алкогольной продукции, был введен механизм внесудебной блокировки интернет-ресурсов, содержащих предложения о дистанционной реализации потребителям табачной и никотинсодержащей продукции, что на сегодняшний день прямо запрещено действующим законодательством», – добавил он.
Общий итог Круглого стола подвел модератор Владлен Максимов:
«Благодаря нововведению, маржинальность всей этой нелегальной истории должна, в очередной раз, снизиться, и это важно. Ведь пока нелегальные схемы приносят доход, они не прекращают своего существования».
Фотоотчет
Источник: ЮУТПП