Банк России ограничит эквайринговые комиссии до 31 августа

Банк России принял решение временно установить максимальное значение эквайринговых комиссий на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года на уровне 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги.


К ним относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов. Кроме того, в список вошли компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров.


Такая мера вводится на ограниченный период, чтобы в текущих экономических условиях дать возможность бизнесу за счет снижения издержек перестроить свою логистику и процессы. Граждане, в свою очередь, продолжат пользоваться привычным инструментом безналичной оплаты.


В среднем в настоящий момент эквайринговые комиссии находятся на уровне 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия.

Источник: Банк России

В России упростили маркировку воды и молочной продукции

Минпромторг уточнил свою позицию по поводу маркировки некоторых видов товаров

Минпромторг выступил против отмены уже принятых решений об обязательной маркировке большинства товаров. По мнению ведомства, это нецелесообразно даже в новых геополитических и экономических условиях. Исключение сделали только для воды и молочной продукции: сроки внедрения обязательных цифровых кодов отложены на год. По мнению бизнеса, сбалансировать цены из-за расходов на маркировку будет трудно. Поэтому и текущие эксперименты, и уже действующую обязательную маркировку надо приостановить.


Минпромторг уточнил свою позицию по поводу маркировки некоторых видов товаров. «Несмотря на сложившуюся экономическую и геополитическую ситуацию, Минпромторг считает нецелесообразным отменять уже принятые решения о введении обязательной маркировки», — говорится в ответе министерства на запрос «Газеты.Ru».


Свое решение Минпромторг объяснил тем, что компании уже понесли затраты на приобретение оборудования для цифровой маркировки.


С помощью нее власти контролируют оборот продукции, динамику цен и пытаются бороться с контрафактом. Цифровую маркировку наносят на упаковку товара или ярлык. Она содержит сведения о товаре: его наименование, название производителя, дату, время и место выпуска.


Сначала любую маркировку вводят в виде эксперимента и не считается обязательной. Если пилотный проект признают эффективным для контроля той или иной группы товаров, их маркировка становится обязательной.


В Минпромторге напомнили, что в этом году начались эксперименты по маркировке медицинских изделий и никотинсодержащих жидкостей. Также продолжаются эксперименты по маркировке пива, БАДов к пищевой продукции и антисептиков.
«Обсуждаются новые сроки начала экспериментов по маркировке крепкого алкоголя, сладких напитков, соков, товаров для детей, консервов, рыбы и кормов для животных. Окончательное решение будет приниматься правительством», — сообщили в Минпромторге, не уточнив даты принятия решений по этим видам продукции.


В министерстве напомнили, что участие в экспериментах по внедрению маркировки всегда добровольно. На этой стадии производители товаров «получают оборудование и коды маркировки бесплатно, в связи с чем нет оснований для повышения розничных цен в рамках экспериментов».


Что касается обязательной маркировки, Минпромторг заявил, что готов временно отложить ее только для двух видов продукции — молока и бутилированной воды. На год переносится обязательная маркировка «молочной продукции для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных производственных кооперативов» — с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года. Также на год откладывается обязанность для общепита, ресторанов и гостиниц подавать сведения о молочной продукции.


Для продавцов «всех видов упакованной воды» маркировка переносится с 1 сентября 2022 года на 1 марта 2023 года, уточнили в Минпромторге.
По данным Центра развития перспективных технологий (оператор национальной цифровой системы маркировки товаров «Честный знак»), в этой системе работают 600 тыс. компаний.


На 20% дороже


Бизнес поддержал перенос сроков обязательной маркировки по воде и молоку. «Хорошо было бы отладить общую схему работы системы маркировки. У бизнеса возникает много проблем с электронным документооборотом. То в «Честном знаке» не видят сведения, которые подает бизнес. То не могут принять сведения о товаре. То они не доходят. Или доходит не то, что отправили», — отметил член комитета «Деловой России» по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств Илья Росинский.


При этом бизнес настаивает на том, что нанесение цифровых кодов и подача сведений в систему «Честный знак» подразумевает существенные дополнительные расходы. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева отметила, что маркировка «увеличивает стоимость продукта в среднем на 20%».


Дать точную оценку роста стоимости продукции в результате внедрения системы маркировки невозможно, возразил технический директор ГК Штрих-М Дмитрий Ковалев. Оценить дополнительные расходы нереально хотя бы из-за отсутствия единой методики расчета себестоимости.


«При расчете себестоимости «оптимисты» предпочитают оперировать размером прямых затрат на закупку оборудования и расходные материалы. «Пессимисты» требуют учета полных затрат. В том числе, стоимость внедрения программного обеспечения, найма дополнительного персонала и его обучения», — пояснил эксперт.


Процент увеличения затрат также сильно зависит от размера предприятия и его оборота. Поэтому оценки могут сильно отличаться даже в рамках одной ассортиментной группы товаров. «Но неоспоримым остается факт, что цена промаркированной продукции увеличится», — заключил Ковалев.


Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич согласен с тем, что предприниматели несут затраты на маркировку — не только прямые расходы на оборудование, но и косвенные на перестройку технологических процессов. Исаевич считает, что «необходимо оградить конечного потребителя, даже если это организация, от роста цен».


«И всех, кто не перепродает товар без изменения, вывести из маркировки. Это в том числе и общепит, который перерабатывает продукцию для продажи ее конечному потребителю», — сказал «Газете.Ru» Исаевич.


В Корпорации МСП уверены: сейчас необходимо приостановить не только пилотные проекты по внедрению маркировки, но и те, что уже стали обязательными. «Сейчас очень важно ввести мораторий минимум на один год на все санкции по КоАПу для всех участников за нарушение требований по маркировке. Сам процесс нужно приостановить для всего бизнеса», — пояснил Исаевич.


По его словам, в текущих условиях необходимо создать максимально благоприятные условия для защиты бизнеса, для сохранения рабочих мест. «Наш экспертный совет при корпорации также выступает за отмену ненужной маркировки», — добавил Исаевич.


Контрабанда и контрафакт никуда не делись


Бизнес-сообщество уверено, что для решения проблемы прозрачности сделок не обязательно вводить маркировку. «Отраслевой контроль — вполне рабочий инструмент решения проблемы подделок и контрафакта», — говорит Минеева.
Президент ГК Zenden, член Совета московского отделения «Деловой России» Андрей Павлов отметил, что с помощью маркировки власти могли бы навести порядок хотя бы на обувном рынке. «Но за два года действия обязательной маркировки мы так и не смогли избавиться с ее помощью от контрабанды и контрафакта. Теневой обувной рынок как работал, так и работает», — говорит Павлов.


Общественный бизнес-омбудсмен по поддержке малого и среднего бизнеса и владелица сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова также уверена: система маркировки «в ее текущем варианте никак не помогает бороться с контрафактом».


«В системе масса недоработок. Те же обувщики пытаются добиться их исправления, но безрезультатно. В итоге отрасль продолжает нести убытки», — указала Татулова.
Бизнес-омбудсмен сообщила, что намерена обратиться в Счетную палату и Госдуму, чтобы запросить результаты экспериментов по маркировке, экономическую выгоду государства от этих проектов. «Как можно тиражировать неработающую систему?» — возмутилась Татулова.


Зачем нужна маркировка


Маркировку продукции ввели по закону, принятому еще в 2018 году по инициативе премьера Дмитрия Медведева. К 2024 году планируется создать единую систему маркировки большинства значимых товаров. Оператор системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров — Центр развития перспективных технологий. Для маркировки используется двухмерный код Data Matrix, который наносится на упаковку товара или ярлык.


Сейчас обязательная маркировка действует для некоторых видов продукции, в том числе обуви, лекарств, табака, шуб, автошин и покрышек, парфюмерии, некоторых товаров легкой промышленности. Проводятся эксперименты по маркировке пива, безалкогольных напитков и других товаров.

Источник: Газета

ФНС разрешила магазинам временно не выдавать бумажные чеки

Федеральная налоговая служба России (ФНС) приняла решение временно не штрафовать магазины за невыдачу кассового чека. Такая мера была принята в связи с дефицитом кассовой ленты, сообщили в правительстве. В ближайшее время магазины должны перевести на электронные чеки.


По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, Минпромторг провел совещание с пятеркой крупнейших производителей кассовой ленты и торговыми сетями, специализирующимися на продовольственных и непродовольственных товарах. Он отметил, что ни одно из предприятий не заявило о том, что есть проблемы с кассовой лентой.


«С учетом того, что появились такие сигналы, ФНС России приняла решение временно не штрафовать магазины за невыдачу кассового чека. Но по требованию гражданина кассовый чек должен быть выдан. В ближайшее время планируется переход на электронные чеки»,— заявили в правительстве.


Из-за сбоев в логистических цепочках на фоне антироссийских санкций в России происходят кратковременные перебои с поставками чековой бумаги. До этого за отсутствие ленты в кассе магазинам грозило административное дело и штраф до 10 тыс. руб.

История: Комерсантъ

«Сейчас не время»: Андрей Травников призвал мэрию Новосибирска не сносить киоски

Вслед за мэрией Новосибирска заявление «Опоры России» о поддержке малого и среднего бизнеса прокомментировал губернатор области Андрей Травников. Напомним, что организация еще 3 марта предложила наложить мораторий на снос малых торговых объектов.


«Я говорил с мэром по этому вопросу. От себя могу сказать, что я полностью поддерживаю позицию «Опоры России». При всех недостатках нестационарных торговых точек, имеющихся на улицах Новосибирска, сейчас, наверное, не время для форсирования работы», – прокомментировал Андрей Травников.


По его словам, малый бизнес сейчас серьезно нуждается в поддержке со стороны власти. И мораторий на подобные действия, как и в целом снижение давления, может стать действенным и притом не требующим бюджетных расходов инструментом поддержки.


Тогда как на снос «лишних» киосков к открытию молодежного чемпионата мира по хоккею в городском бюджете требовалось 12 млн рублей.


Представители департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска прокомментировали ситуацию так: «В настоящее время предложения находятся на рассмотрении. Для выработки мер поддержки необходима корректировка действующих нормативных правовых актов».

Источник: Континент Сибирь

X5 создала новую должность главы компании

Президентом стала директор Х5 по правовым вопросам и GR Екатерина Лобачева

Владелец «Пятерочек» и «Перекрестков» X5 Retail Group N.V. изменит структуру управления. Наблюдательный совет одобрил создание новой должности в компании — президента. Ее займет Екатерина Лобачева, ранее работавшая в группе директором по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти.


Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5, «сосредоточится на операционном управлении бизнесом», говорится в сообщении ритейлера.


Ранее в самом набсовете X5 также произошли изменения. Из него вышли Михаил Фридман и Стефан Дюшарм после того, как 28 февраля Евросоюз в связи с военной операцией России на Украине ввел санкции, под которые в том числе попал Фридман за «прочные связи с администрацией [президента России] Владимира Путина», писало РБК.


X5 Retail Group N.V. — нидерландская компания. В той же стране зарегистрирован, в частности, Yandex N.V. Накануне введения европейских санкций в отношении его главы Тиграна Худавердяна компания назначила его гендиректором группы в России в дополнение к должности управляющего директора всей группы компаний. После попадания в санкционный список ЕС Худавердян покинул совет директоров, пост заместителя гендиректора Yandex N.V., а также должности в голландских дочерних структурах компании. 

Источник: Shopper’s

Минпромторг намерен перенести сроки введения маркировки воды и молочной продукции

Минпромторг предложил правительству изменить этапы введения маркировки молочной продукции и упакованной воды, чтобы снизить нагрузку на фермеров, ритейл и рестораны в текущих экономических условиях. Это следует из письма замглавы ведомства Виктора Евтухова в адрес Минэкономразвития. «Известия» ознакомились с документом.


Так, обязательство для розницы фиксировать продажу промаркированной молочной продукции с 31 марта предложено перенести на 1 сентября 2022 года, а упакованной воды — с 1 сентября 2022 на 1 марта 2023 года. Фермеры, которые должны были начать маркировать молочную продукцию 1 декабря 2022 года, получат еще один год на подготовку — до 1 декабря 2023 года.


Гостинично-ресторанный бизнес должен будет передавать в систему информацию о том, что молочная продукция и вода выведены из оборота, только с 1 декабря 2023 года. До этого момента за них такую информацию будут передавать поставщики.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) находится в постоянном диалоге с бизнес-сообществом и регулятором по поиску наиболее комфортных решений в области маркировки, сказали «Известиям» в ЦРПТ. Изменения по срокам введения маркировки молочной продукции и упакованной воды для фермеров, ритейла и ресторанов направлены на снижение нагрузки в текущих экономических условиях. ЦРПТ рассчитывает, что они будут приняты в полном объеме и позволят бизнесу более комфортно войти в маркировку. Цифровая маркировка показывает свою эффективность во всех категориях, где введена, добавил представитель оператора.


С 1 декабря 2021 года в России ужесточили штрафы за отсутствие кода на товарах, подлежащих маркировке. Для компаний и индивидуальных предпринимателей, не соблюдающих постановление правительства, предусмотрены штрафы в соответствии с ФЗ № 204 и № 293.


В июне замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что в программу маркировки войдут велосипеды, БАДы, упакованная питьевая вода и антисептики. К 2024 году в стране планировалось создание единой национальной системы маркировки и отслеживания товаров.

Источник: Известия

Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении и упрощённом оформлении разрешительных документов в 2022 году

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур.


Мера затронет более 120 видов разрешений в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), оказание услуг связи, услуги такси. Всего будет автоматически продлено действие или переоформлено в упрощённом порядке более 2,5 млн разрешений.


Также постановлением переносится на год необходимость прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Это решение принято из-за технологических ограничений и необходимости переоборудования российских предприятий в условиях санкционного давления.


Кроме того, госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.


«Мы понимаем масштаб трансформации, которую предстоит пройти нашей экономике, для того чтобы стать ещё более крепкой. Базовым принципом экономического реагирования останется максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны, минимизация регулирования и контроля и, конечно, поддержка бизнеса – от микропредприятий до крупнейших компаний», – отметил Михаил Мишустин, выступая на совещании у Президента с членами Правительства 10 марта.

Источник: Правительство России

British American Tobacco решила прекратить деятельность в России

British American Tobacco (BAT), один из крупнейших в мире производителей табачной продукции, прекращает свою деятельность в России, сообщила компания в своем пресс-релизе.


В среду компания сообщила, что она приостанавливает инвестиции в России.
«Сегодня мы начали процесс быстрой передачи нашего российского бизнеса в полном соответствии с международным и местным законодательством. Помимо продолжения выплаты заработной платы нашим 2,5 тысячам сотрудникам, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить их работу в будущем. После завершения процесса BAT больше не будет присутствовать в России», — говорится в сообщении компании сегодня.


Компания добавляет, что в свете принятого решения и сохраняющейся неопределенности в отношении Украины и России BAT считает разумным пересмотреть прогнозы своей деятельности. Так, теперь она ожидает, что рост выручки группы при постоянном курсе валют составит от 2% до 4% по итогам года.
В прошлом году на долю Украины и России приходилось 3% выручки группы и несколько меньшая доля скорректированной прибыли от операций.


BAT была основана в 1902 году в Англии. В портфеле брендов компании такие марки, как Lucky Strike, Pall Mall, Kent, Dunhill, а также ряд марок, характерных для отдельных рынков.

Источник: РИА

«ВкусВилл» открыл первый магазин без продавцов и касс

Сеть «ВкусВилл» открыла в Москве магазин нового формата — без продавцов и касс. Об этом Inc. сообщили в компании. Покупателю достаточно взять нужные продукты с полок и выйти через специальный турникет — оплата спишется с карты автоматически. Развитие проекта будет зависеть от интереса потребителей.
Первый «ВкусВилл» без продавцов и касс открылся в Москве по адресу ул. Тестовская, 1. В небольшом магазине площадью 52 м² продаются кулинария и сэндвичи, бакалея, фасованные фрукты и овощи, напитки, десерты и молочные продукты — всего около 220 товарных позиций.


Магазин был создан в сотрудничестве с резидентом «Сколково» — разработчиком интеллектуальных систем для ретейла Neurus. Инвестиции в открытие магазина без продавцов и касс значительно ниже, чем в обычный магазин, благодаря компактности формата, сказали Inc. в компании.


Продавцы посещают новый «ВкусВилл» только по утрам для выкладки свежих продуктов на полки. Однако в первое время посетителей магазина будет встречать консультант.


При входе в магазин требуется отсканировать qr-код в приложении «ВкусВилла», к которому привязана банковская карта покупателя. Для совершения покупки необходимо взять с полки нужные продукты, сложить их в сумку и выйти через специальный турникет — оплата спишется с карты автоматически.


По итогам первых двух недель работы в новом «ВкусВилле» ежедневно совершается в среднем 70 покупок, в одном чеке представлено два-три продукта.


«Развивая нашу доставку продуктов, мы видим, что покупатели все меньше времени готовы проводить в очередях и очень ценят скорость и удобство процесса. Магазин формата готовой еды с бесконтактной оплатой — тренд, который вызывает все больше интереса», — сказал Кирилл Щербаков, директор управления микромаркетами и лидер проекта «ВкусВилл без касс».

совершается в среднем 70 покупок, в одном чеке представлено два-три продукта.
«Развивая нашу доставку продуктов, мы видим, что покупатели все меньше времени готовы проводить в очередях и очень ценят скорость и удобство процесса. Магазин формата готовой еды с бесконтактной оплатой — тренд, который вызывает все больше интереса», — сказал Кирилл Щербаков, директор управления микромаркетами и лидер проекта «ВкусВилл без касс».

Источник: Incrussia

КС напомнил, как регулируются вопросы утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов

Суд указал, что органы МСУ не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, без ущерба для стабильного ведения предпринимательства

Одна из экспертов отметила, что Конституционный Суд не пошел по пути чисто формального отказа заявителю жалобы, а счел необходимым подчеркнуть неизменность своей ранее сформулированной правовой позиции. Другая указала, что законодатель предпринимал ряд попыток усовершенствовать правовое регулирование организации нестационарной торговли на федеральном уровне, однако ни одна из них пока не достигла своего завершения.


Конституционный Суд опубликовал Определение № 2979-О от 28 декабря 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы предпринимателя на ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, регулирующую разработку региональными госорганами схем размещения нестационарных торговых объектов.


16 ноября 2014 г. индивидуальный предприниматель Яхи Ахмедов приобрел по договору купли-продажи у Щ. нестационарный торговый объект (НТО) – киоск. Продавец являлся арендатором земельного участка, на котором был расположен данный объект. Решением суда от 31 октября 2018 г. были удовлетворены требования Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, и на Щ. была возложена обязанность возвратить по акту приема-передачи земельный участок, что он фактически и сделал.


На заседании рабочей группы по рассмотрению предложений о внесении изменений в схему размещения НТО большинством голосов было принято решение исключить киоск из действующей схемы. Так, в связи с нарушением ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта постановлением администрации г. Кемерово от 21 декабря 2017 г. № 3258 спорный объект из указанной схемы был исключен. Также киоск, принадлежащий заявителю, был включен в приложение к Постановлению администрации г. Кемерово от 25 декабря 2018 г. № 2861 «О признании выявленных нестационарных торговых объектов самовольно установленными».


Позднее Яхи Ахмедов обратился в суд с исковым заявлением к городской администрации и Щ., в котором просил сохранить за ним право пользования киоском. Истец просил признать незаконным включение торгового киоска в список НТО, признанных самовольно установленными. Таким образом, Яхи Ахмедов просил суд обязать городскую администрацию не чинить ему препятствия в пользовании киоском и включить его в схему размещения НТО на территории города.


Судом первой инстанции исковые требования были частично удовлетворены: за Яхи Ахмедовым было сохранено право пользования киоском. Апелляционным определением решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя было отменено, апелляция пришла к выводу, что в сохранении права пользования НТО необходимо отказать в связи с отсутствием нарушенного права. Такой же позиции придержался и кассационный суд. Определением судьи ВС РФ истцу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.


Не согласившись с решениями судов, Яхи Ахмедов обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности не соответствует Конституции в той мере, в какой дает право органам местного самоуправления при утверждении (изменении) схемы размещения НТО по собственному усмотрению исключить из схемы те объекты, эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы.


Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС подчеркнул, что в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов. Такие объекты представляют собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.


Суд указал, что схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Утверждение такой схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, в соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности. Ссылаясь на свое Определение от 29 января 2015 г. № 225-О, КС разъяснил, что это законоположение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Кроме того, оно нацелено на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг, добавил он.


Суд подчеркнул, что реализация такого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – с другой.


Конституционный Суд указал, что органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.


Таким образом, Суд установил, что оспариваемая норма, рассматриваемая в действующей системе правового регулирования, не предполагает принятия произвольных решений при внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте. КС в своем решении принял во внимание, что в рамках рассматриваемого дела нижестоящими судами было установлено, что заявитель, приобретя в 2014 г. нестационарный торговый объект, не заключил договор аренды земельного участка или договор о размещении нестационарного торгового объекта с органом местного самоуправления.


Советник Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», адвокат Ольга Бенедская подчеркнула, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов являются сегодня крайне острыми и актуальными. «Несмотря на поручения президента и правительства, предписывающие регионам расширить возможности ведения нестационарной торговли, влияющие и на уровень занятости, и на ценовую доступность жизненно важных товаров для потребителей, и на открытость рынка для входа отечественных товаропроизводителей (прежде всего в агрокомплексе), реальные условия ведения бизнеса не улучшаются. Более того, в отдельных регионах наблюдается кризисная симптоматика в мелкорозничной торговле», – прокомментировала эксперт.


Она отметила, что в 2021 г. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов неоднократно поднимал вопрос о необходимости совершенствования федерального законодательства о нестационарной торговле. По его данным, 75% владельцев НТО продолжают испытывать проблемы, в том числе включение в схему невостребованных мест, отказ в продлении договоров, снос без выдачи компенсационного места и т.п., пояснила адвокат.


Ольга Бенедская указала, что на изучении КС РФ в настоящее время находится обращение представителей пермского бизнеса о разъяснении Постановления КС РФ от 19 апреля 2021 г. № 14-П, касавшегося размещения НТО на придомовых территориях. Как отметила адвокат, на практике указанное постановление трактуется в некоторых случаях как позволяющее местным властям исчерпывающим образом (безальтернативно) регулировать в том числе размеры, внешнюю отделку и даже материалы изготовления НТО, что кумулятивно создает непреодолимый заградительный барьер: «По этим причинам проблема надежности и эффективности существующих законодательных гарантий для стабильных условий ведения нестационарного торгового бизнеса не является надуманной, а концентрирует в себе общественные ожидания исправления сложившейся ситуации».


Вместе с тем адвокат обратила внимание, что ошибочно рассматривать вынесенное КС РФ отказное определение как некий уход от проблемы. По мнению Ольги Бенедской, мотивы отказа Суда в принятии жалобы к рассмотрению обоснованны: заявитель, приобретя киоск, не находился в правоотношениях арендного пользования земельным участком для целей ведения нестационарной торговли, которые по судебному решению были прекращены с прежним правообладателем. Поэтому невозможность для заявителя осуществлять нестационарную торговлю в конкретном месте была вызвана не какими-либо дефектами оспоренной нормы, регулирующей утверждение схемы размещения НТО, а отсутствием надлежащих оснований для ведения нестационарной торговли. Неслучайно КС РФ очень подробно изложил в определении фактические обстоятельства дела, разъяснила адвокат. «Конституционный Суд, даже несмотря на фактический контекст, не пошел по пути чисто формального отказа, а счел необходимым подчеркнуть неизменность своей ранее сформулированной правовой позиции, согласно которой решение вопросов размещения НТО должно быть подчинено принципиальному правилу: схема меняется – бизнес остается», – заметила Ольга Бенедская.


Такое напоминание, как полагает адвокат, указывает на понимание Судом существующих проблем и адресовано как правоприменителям, так и законодателю, который должен исходить из того, что если выявление конституционно-правового смысла нормы оказывается на практике недостаточным для обеспечения конституционного режима применения норм, то соответствующие нормы должны быть скорректированы. В связи с этим Ольга Бенедская сделала вывод, что необходимость корректировки Закона о торговле в части НТО назрела.


Адвокат МГКА «Горбачёв и партнеры» Анастасия Иванова отметила, что КС, да и суды в целом довольно часто рассматривают те или иные вопросы относительно размещения НТО и одним из самых распространенных является спор, связанный с исключением ранее эксплуатируемых объектов из схемы размещения. По мнению адвоката, этот вопрос является довольно актуальным, поскольку требует более детального законодательного регулирования: «Наш законодатель предпринимал ряд попыток усовершенствовать правовое регулирование организации нестационарной торговли на федеральном уровне, однако ни одна из них пока не достигла своего завершения».


Эксперт подчеркнула, что процедура предоставления мест для НТО в каждом регионе своя и является довольно сложной, поскольку включает в себя несколько условий: включение территории в схему размещения объекта, а также оформление прав на землю лицом, осуществляющим деятельность в НТО, как правило, на основании договора о его размещении или договора аренды, заключаемого по результатам торгов. «Иными словами, при несоблюдении хотя бы одного из условий “продавец” утрачивает право на размещение НТО на той или иной территории», – пояснила Анастасия Иванова. При этом она добавила, что исходя из правоприменительной практики при исключении территории, на которой размещен такой объект, он вправе «размещаться» до момента прекращения договора, которым было оформлено право осуществлять деятельность в НТО.


Адвокат полагает, что КС не отступил от ранее данного им разъяснения, на основании которого сформировался принцип: «меняется место – бизнес сохраняется». «Между тем рано или поздно хотелось бы увидеть регулирование такого сохранения бизнеса: например, в случае исключения той или иной территории для НТО предпринимателю предлагалась бы компенсационная территория – конечно, при условии, что продавец осуществляет деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства и объект НТО отвечает всем необходимым требованиям. В таком случае, думается, споров в этой области стало бы гораздо меньше», – считает Анастасия Иванова.


Адвокат также подчеркнула, что КС РФ акцентировал внимание не только на необходимости включения территории в схему размещения НТО, но и на том, что для такого размещения имеет существенное значение оформление прав на землю, на которой размещается или планируется к размещению объект торговли, чего, к сожалению, у заявителя жалобы не было.

Источник: Адвокатская газета