12 февраля состоялось заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле. Мероприятие объединило около 40 участников, включая представителей бизнеса, федеральных органов исполнительной власти (ФАС и ФНС России), отраслевых ассоциаций и экспертов
Участники рассмотрели ряд экспертных вопросов, а именно:
Регулирование языка рекламы: баланс между законом и бизнесом
В этой части обсуждались поправки в закон «О государственном языке РФ», направленные на сокращение использования англицизмов. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета по торговле Владлен Максимов подчеркнул необходимость взвешенного подхода: «Жёсткие запреты могут привести к значительным издержкам для бизнеса. Важно найти компромисс, выработать решения без ущерба для экономики».
Контроль за продажей ветпрепаратов через маркетплейсы
Президент Национальной Ассоциации Зооиндустрии Кирилл Дмитриев выступил с докладом о необходимости соблюдения норм и правил при реализации на маркетплейсах ветеринарных препаратов. Вопрос вызвал острую дискуссию среди участников. Участники выразили мнение о необходимости создания рабочей группы для выработки приемлемых решений.
Новые подходы к определению рыночной доли сетей
Член Комитета Александр Бубнов выступил с инициативой использовать новые подходы в расчёте рыночной доли сетей. В обсуждении вопроса приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти — ФАС и ФНС России.
Гибкая занятость: диалог бизнеса и сотрудников
Член Комитета Валентин Глухов поднял вопрос регулирования взаимоотношений работников и работодателей в условиях гибких форм трудоустройства. К обсуждению присоединилась Наталия Ушакова, председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по социально-трудовым отношениям: «Необходима правовая база, которая обеспечит соблюдение интересов сторон».
Ограничения сервисов рассрочки
Заместитель директора по взаимодействию с органами власти сервисов электронной коммерции «Яндекс» Максим Рожнев сообщил об инициативах законодателей по введению лимитов и ограничений на использование сервисов рассрочки при оплате товаров покупателями. Участники договорились подготовить экспертные предложения для соблюдения баланса интересов сторон.
Дифференцированная госпошлина на розничную продажу алкоголя
Владлен Максимов предложил ввести дифференцированную ставку госпошлины для поддержки малого бизнеса в малых городах.
В завершение заседания участники утвердили отчёт о работе Комитета за 2024 год и план мероприятий на 2025 год.
В Петербурге места для ларьков и киосков исключают из схемы размещения
В Петербурге начали сотнями исключать нестационарные торговые объекты (НТО) из городской схемы их размещения. Причем это не самовольные точки, а вполне законные ларьки и киоски, с действующими договорами. В профильном комитете Смольного утверждают, что исключение не помешает предпринимателям спокойно работать на том же месте до окончания срока действия договора. Но владельцы объектов прогнозируют их скорый снос под формальными предлогами.
О том, что из схемы размещения, а по сути с карты Петербурга, хотят убрать 1800 НТО, стало известно в конце прошлого года. Зачистку начали с Центрального района. В январе из схемы удалили свыше 300 участков, в феврале под угрозой исключения оказались еще более 700. В новый список вошли автостоянки и автосервисы, цветочные павильоны, магазины пешей доступности и нестационарные рестораны. А всего в городе более 3600 участков НТО с действующими договорами и около 2100 пустующих.
— Из схемы исключают не только небольшие сезонные объекты, — отмечает председатель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. — В центре убирается, по сути, вся туристическая инфраструктура: помимо киосков с сувенирами и продуктами, это летние кафе, выносные столики и даже тумбы с экскурсионными билетами. При этом многие предприниматели получили точки через аукцион. Чтобы «зайти» на него, требовались согласования всех комитетов, имеющих отношение к этому процессу. Город не мог продать точку, пока не получит зеленый свет от каждого ведомства, — подчеркивает представитель бизнеса.
На вопрос предпринимателей о причинах массового исключения в профильном комитете ответили, что руководствуются нормативами обеспеченности населения площадью торговых объектов. Они определяются по числу жителей района — туристы не в счет.
В 2022 году в Петербурге приняли закон: если бизнес теряет место, он вправе выбрать другую точку в схеме размещения или предложить свою локацию. Казалось бы, не о чем волноваться. Но, во-первых, в городе не так уж много свободной земли. Во-вторых, торговля некоторыми товарами слишком зависит от географии — продавать сувениры на окраине не имеет смысла. А в-третьих, в январе появилась информация о том, что администрации районов не смогут вносить новые точки в схему размещения.
После этого комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга выпустил разъяснения. Из них следует, что в городе установлены ограничения и запреты на размещение НТО на определенных территориях для соблюдения баланса интересов граждан, бизнеса и города. В комитет поступают обращения о необходимости исключения из схемы мест размещения торговых объектов в связи с несоответствием требованиям. Администрации районов собирают предложения о включении новых мест исключительно от органов госвласти и местного самоуправления Санкт-Петербурга. Запрета нет — районам просто указали, что сбор таких предложений от физических и юрлиц не предусмотрен. Исключение из схемы не является основанием для расторжения договорных отношений, уточнили в ведомстве.
Но в этих разъяснениях не было главного: какова конечная цель? Город хочет совсем избавиться от НТО? Или малоформатная розница все же останется в каком-то виде и в каких-то районах? Заменят ли разномастные объекты типовыми государственными? Ответов на эти вопросы пока нет.
Отношение петербуржцев к ларькам и киоскам во многом зависит от того, насколько они им мешают. По мнению жителя Калининского района Сергея Никуличева, продуктовым НТО в городе вообще не место.
— Они сразу становятся рассадниками антисанитарии и крыс. А непродуктовые киоски — например, с батарейками и аксессуарами для гаджетов — вполне могут работать. Главное, чтобы они не мешали проходу людей к транспортным объектам, как это было у станции метро «Лесная» до сноса незаконных точек, — считает петербуржец.
Борьбу с ларьковой стихией ведут не только в Северной столице, но и в Москве, Екатеринбурге, Перми и других городах. Главный довод — сейчас не девяностые, для покупок есть стационарные магазины, а внешний вид НТО зачастую не красит улицы. Недавно в Петербурге снесли сувенирные киоски на набережной канала Грибоедова. Это отдельная история, не имеющая отношения к исключениям из схемы: город посчитал, что владелец объектов нарушил условия договора.
— Решение о сносе нестационарных построек может быть оправданно с точки зрения благоустройства, однако оно вызывает сомнения с точки зрения прав предпринимателей, — отмечает городской проектировщик, руководитель студии территориального развития VRN Даниил Воронин. — Эти ларьки были популярны среди туристов, так как предлагали сувенирную продукцию прямо у знаковых мест притяжения. Однако после сноса никто не предложил бизнесу и туристам альтернатив. Безусловно, оставлять киоски было бы неправильно. Но и повторять опыт Москвы, который я бы назвал негативным, тоже не стоит. Насколько известно, в столице сносили нестационарные объекты без судебных решений. Надо искать компромиссное решение и предлагать альтернативу.
По мнению эксперта, городская среда должна развиваться на основе баланса интересов всех сторон: власти, предпринимательства и местных жителей. На этот же баланс ссылаются и в профильном комитете, так что надежда на компромисс остается.
Владельцы НТО на участках, исключенных из схемы, все же опасаются, что не смогут проработать до конца договора. В этом документе есть много пунктов, по которым его можно расторгнуть.
— Нет уголка потребителя, не висит код на дверях, неправильно сделан фасад — все это поводы для расторжения договора, — перечисляет руководитель РОО Янина Гришина. — Да, у нас есть и неприглядные НТО, но это не означает, что нужно убирать почти все. Город многое потеряет в финансовом плане. Надо понимать, что на освободившиеся места придут нелегальные торговцы, только платить в бюджет они не будут.
Источник: РГ
Лицензии на табачок не найдется?
В Белом доме намерены выгнать с рынка торговцев контрафактом
По данным “Ъ”, правительство активно обсуждает реформу торговли табаком. К 3 марта чиновникам поручено сравнить две модели обеления рынка — лицензирование либо введение реестра разрешений. Обе модели предполагают ужесточение ответственности за продажу контрафакта, но вместо штрафов должны заработать экономические стимулы: при нарушениях продавцы будут вынуждены уйти с рынка. Контроль оборота достанется Росалкогольтабакконтролю либо регионам. По оценке экспертов, бюджет ежегодно теряет более 100 млрд руб. из-за нелегальной торговли табаком.
“Ъ” стали известны подробности правительственной дискуссии о регулировании торговли табачной продукцией. На прошлой неделе под руководством главы аппарата правительства, вице-премьера Дмитрия Григоренко в Белом доме прошло совещание об ужесточении контроля оборота табака, вейпов и сигарет.
В отрасли уже введена обязательная маркировка продукции, по данным госинформсистемы маркировки товаров (ГИС МТ), в ней участвуют более 300 тыс. компаний, но борьба с контрафактом неэффективна: штрафы за продажу немаркированной продукции не перекрывают прибыль от ее реализации и не стимулируют легальную торговлю, следует из справки аппарата правительства к совещанию.
Знакомый с его ходом источник “Ъ” говорит, что к 3 марта заинтересованные ведомства, включая Минфин и Минэкономики, должны представить новую концепцию регулирования рынка.
Обсуждаются два схожих варианта — лицензирование продавцов по аналогии с алкогольным рынком и введение для них реестра разрешений.
С 1 марта 2024 года лицензированию уже подлежат производство, экспорт и импорт табачной продукции, но торговли это не касается. Продавцы смогут получить лицензии на портале госуслуг, а реестр продавцов табака может быть создан на базе «алкогольной» ЕГАИС.
По данным “Ъ”, среди требований Минфина и Росалкогольтабакконтроля для допуска к торговле — наличие регистрации продавца в ГИС МТ, отсутствие налоговых долгов, наличие в собственности, хозяйственном ведении или аренде на срок от года складов (для оптовой торговли) и торговых объектов (для розницы). Продавцам придется оплатить и госпошлину: в рознице — 10 тыс. руб., в оптовом звене — 500 тыс. руб., кальянным — 65 тыс. руб. Организации с лицензией на розничную продажу алкоголя внесут в «табачный» реестр автоматически, таким же будет и информобмен ведомств об участниках рынка. По словам собеседника “Ъ”, на совещании чиновники склонялись к повторению опыта рынка алкоголя, где действует реестровая разрешительная модель.
Обсуждалось и ужесточение наказаний за нарушения. Сейчас их модель неэффективна: повышение штрафов компенсируется ростом цен на продукцию, и экономические инструменты — отзыв лицензии либо исключение торговых объектов из реестра, предполагающие запрет на реализацию табака,— видятся чиновникам более действенными.
Поводом для санкции будут продажа контрафакта, повторная продажа табачной продукции несовершеннолетним, исключение из реестров юрлиц и ИП или собственная инициатива торговой организации.
По мнению участников совещания, ужесточение регулирования позволит пресекать незаконную деятельность, увеличит доходы бюджетов и даст покупателям уверенность в легальной работе торговых точек. Контроль над табачной торговлей могут получить Росалкогольтабакконтроль или регионы по аналогии с рынком алкоголя, но возможно и разделение полномочий (службе достанется контроль опта, регионам — розницы).
В правительстве уверены, что предлагаемые меры станут проблемой для нелегальной торговли и практически не затронут легальную. В «JTI Россия» поддерживают усилия государства по борьбе с нелегальной табачной продукцией. По оценкам компании, недобросовестные участники лишают бюджет более 100 млрд руб. ежегодно. «Деятельность «JTI Россия», как и других участников рынка, прослеживается через ГИС МТ. На ее основе государство выстраивает риск-ориентированную систему контроля как в оптовом, так и розничном звене»,— отмечают в компании.
По словам замглавы ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») Реваза Юсупова, маркировка позволила снизить уровень нелегального оборота на табачном рынке с 15,6% до 10,8%, хотя до начала маркировки он каждый год удваивался. С начала маркировки сигарет закрыто 56 нелегальных заводов, легализовано 18, а бюджет благодаря обелению отрасли получил дополнительно более 450 млрд руб.
Источник “Ъ” на FMCG-рынке отмечает, что Роспотребнадзор на основе ГИС МТ и сейчас выявляет тысячи торговых точек, реализующих продукцию без обязательного подключения к системе маркировки, которая блокирует розничную продажу табачной и никотинсодержащей продукции по десятку оснований.
«Для пресечения оборота нелегальной продукции нужно применять более серьезные штрафные санкции вплоть до закрытия торговых точек, и для этого не нужно лицензирование, только обременяющее добросовестный бизнес дополнительной административной нагрузкой»,— полагает он.
Другой собеседник “Ъ” в табачной отрасли отмечает, что ГИС МТ сама по себе является реестром и «ничего нового создавать не нужно, это будет избыточным регулированием и дополнительной нагрузкой на бизнес». А для снижения количества нарушений, по его словам, нужно внедрить в системе механизм автоматических штрафов, о которых как о приоритете говорил на прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Вице-президент «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов согласен: если не бороться с контрафактом напрямую, реестры не помогут. По его мнению, нужно «накрывать» точки продаж и активнее заниматься этим должен Роспотребнадзор. «Полиция работает, но часто объем недостаточный для уголовного дела: табак — компактный товар, можно каждый день приносить в небольших объемах»,— добавляет он.
Главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев также сомневается, что реестровая модель поможет в борьбе с контрафактом: мера успешно охватит легальную розницу, но контрафакт распространяется не там. «Прежде всего это интернет и Telegram-каналы, офлайн, когда продавец продает только своим покупателям, поэтому чем мельче населенный пункт, тем выше доля контрафакта»,— отмечает он.
Источник: Коммерсантъ
Андрей Воробьев поручил организовать работу по нестационарной торговле
Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил о важности размещения нестационарной торговли на частной и муниципальной земле. Глава региона поручил организовать эту работу.
«Мы хорошо провели семинар в Сбере, но, как видим по анализу и по выезду в Серпухов, те сигналы ни до Серпухова, ни до Балашихи, ни до ряда наших территорий еще не дошли. Нам важно в продолжение наведения порядка в Подмосковье внимательно подойти к нестационарной торговле», — сказал Воробьев во время совещания с руководящим составом правительства региона и главами муниципалитетов.
Он обратил внимание на то, что в Серпухове в одном месте на тротуаре расположен ларек длинной 20–30 метров. Глава региона поручил проверить законность и целесообразность размещения таких объектов.
Ранее Воробьев сообщил, что четверть валового регионального продукта Подмосковья составляет торговля, при этом на территории региона работают крупные компании.
«В Подмосковье во все времена заметную долю занимала торговля. <…> Сегодня все ведущие компании, в том числе маркетплейсы, находятся у нас. Мы занимаемся экономикой, делаем роуд-шоу, приглашаем инвесторов», — заявил Воробьев.
Источник: РИАМО
Эксперт: более 45% нелегального оборота сигарет в РФ приходится на продукцию из Белоруссии
Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отметил, что ущерб, нанесенный бюджету из-за таких схем, оценивают ежегодно в 58,5 млрд рублей.
Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отметил, что ущерб, нанесенный бюджету из-за таких схем, оценивают ежегодно в 58,5 млрд рублей
Более 45% нелегального оборота сигарет в России составляет продукция белорусского происхождения, ежегодно в страну поступает около 600 млн пачек с помощью фиктивных транзитных перевозок. Об этом сообщил ТАСС президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
«Более 45% нелегального оборота составляют сигареты белорусского происхождения. Во многом это связано с тем, что более 90% транзитных перевозок табачной продукции из Беларуси оказываются фиктивными — заявленные как предназначенные для других стран, они на самом деле разгружаются в России», — рассказал Максимов. Он добавил, что ущерб, нанесенный бюджету из-за таких схем, оценивается в 58,5 млрд рублей ежегодно.
Как отметили ТАСС в JTI, нелегальный рынок табачной продукции остается ключевой проблемной зоной в борьбе с оборотом нелегальной промышленной продукцией в России. Это затрагивает интересы добросовестных производителей, подрывая рынок, создает значительные дополнительные риски, так как нелегальные сигареты могут не соответствовать стандартам, реализуются бесконтрольно, в том числе несовершеннолетним и через интернет.
Для сокращения нелегального оборота с 27 января 2025 года вступают в силу новые требования по обязательному использованию навигационных пломб для перевозок табачной продукции между Россией и Белоруссией. «Использование навигационных пломб позволит отслеживать точное местоположение партий, фиксировать попытки вскрытия или изменения маршрута. Это фактически остановит «криминальную карусель», которая используется для обхода акцизных платежей и наносит колоссальный ущерб российской экономике. Благодаря новым мерам объем незаконного рынка табачной продукции может быть значительно сокращен», — сказал директор по связям с госорганами JTI Россия Алексей Воробьев.
Источник: ТАСС
«Неделя Российского Ритейла» — одно из самых масштабных и значимых отраслевых мероприятий на российском рынке розничной торговли
В 2025 году Форум состоится уже в одиннадцатый раз. За эти годы Форум завоевал статус не просто крупнейшей площадки для обсуждения трендов и новаций в торговле, но и стал главным связующим звеном между всеми участниками потребительского рынка.
«Неделя Российского Ритейла 2025 вновь станет стратегической площадкой для открытого диалога между бизнесом и государством. Разнообразие треков деловой программы позволят каждому специалисту отрасли найти новые точки роста, наладить контакты и укрепить свои позиции. Мы убеждены, что в 2025 году мы вместе заложим фундамент для будущего российского ритейла, определим вектор развития и сформируем подходы, которые помогут рынку выйти на новый уровень эффективности и конкурентоспособности» — отметил Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Мероприятие пройдет в Москве со 2 по 5 июня в Центре международной торговли и объединит свыше 8000 участников. Среди них — более 500 федеральных и региональных розничных сетей, поставщики потребительской продукции, компании FMCG, IT и сервисные организации, представители девелопмента, поставщики оборудования, банковский сектор и органы власти, отвечающие за развитие потребительского рынка.
В деловой программе Форума примут участие представители торговых сетей, банков и маркетплейсов, среди которых: Альфа-Банк, Х5 Group, Магнит, Wildberries, Lamoda, Яндекс, Ozon, Петрович, Spar, Сбер Банк, Азбука Вкуса, ВкусВилл, Globus, METRO, T-Банк, ВТБ, СберМаркет, Ашан, Лента, Яндекс Лавка, Самокат, Дикси, Газпромбанк и другие.
Тематические треки деловой программы Форума зададут направление обсуждений. Среди треков: Технологии/инновации/IT, ECOM, HR, FOOD TECH, Маркетинг, Wine Retail, Клиентский опыт, Образование, Коммерческая недвижимость, Supply Chain, HoReCa, Антиконтрафакт и другие.
На Форуме будет представлена масштабная экспозона с более чем 130 участниками. Ведущие компании ритейла, поставщики и сервисные организации представят передовые технологии и услуги. Экспозона станет центром деловой активности, где участники смогут проводить переговоры, укреплять связи и находить новых партнеров.
Традиционно в рамках Недели Ритейла состоится награждение победителей профессионального отраслевого конкурса RETAIL WEEK AWARDS. В торжественной обстановке будут отмечены наиболее достойные представители российского бизнеса, внесшие заметный вклад в развитие рынка розницы в 2025 году.
Деловая программа и регистрация – на сайте организатора: retailweek.ru
Комитет ГД поддержал законопроект об увеличении роли русского языка в рекламе
Наряду с этим законом установлено, что не допускается реклама на иностранном языке, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комитет Госдумы по экономической политике поддержал законопроект, касающийся использования русского языка как государственного языка в сфере рекламы. Об этом ТАСС сообщила первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Надежда Школкина. Комитет является соисполнителем по законопроекту.
«Сегодня на комитете рассмотрели законопроект, касающийся использования русского языка как государственного языка РФ в сфере рекламы. Согласно действующему законодательству, при использовании русского языка как государственного языка РФ не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в т. ч. нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях», — отметила она.
Наряду с этим законом установлено, что не допускается реклама на иностранном языке, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, указала она.
«Новым законопроектом предлагается установить обязательную норму, согласно которой все тексты на иностранном языке используемых в рекламе товаров или услуг должны быть переведены на русский язык и стать идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению, что, по нашему мнению, позволит не только обеспечить защиту русского языка и ограничить использования иностранных слов в публичном пространстве, но и защитит наших граждан от недобросовестной рекламы.
«Отмечу, эта норма не касается товарных знаков и фирменных наименований. Здесь все остается без изменений», — рассказала Школкина.
Источник: ТАСС
Эксперты оценили идею запрета продажи вейпов в павильонах
15 января Государственный совет Удмуртской Республики внес в Госдуму законопроект о запрете продажи никотинсодержащей продукции, никотинсодержащих жидкостей, безникотиновых жидкостей, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции в нестационарных торговых павильонах. В соответствии с пояснительной запиской, норма позволит ограничить доступ несовершеннолетних к электронным сигаретам. По оценке экспертов, предложенный законопроект может и не получить поддержки и потребует значительных доработок.
«Запрет на продажу никотинсодержащей продукции в павильонах, который, как объясняют его авторы, направлен на ограничение доступа к ней несовершеннолетних, выглядит избыточным по ряду причин, — отмечает Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике.
— Во-первых, несмотря на то, что подобные инициативы действуют в некоторых регионах, действующий объем регулирующих норм в отношении никотинсодержащей продукции и ограничения доступа к ней несовершеннолетних, учитывая новеллы, которые уже вступили в силу или вступят в силу в новом году, выглядит достаточным. Вопрос в том, чтобы обеспечить фактическое исполнение уже принятых норм. Во-вторых, в предложенном виде законопроект скорее направлен на борьбу с легальной малоформатной торговлей, что создает риски для сбора налоговых доходов в бюджет страны».
С такой позицией согласен президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. «Предложение о федеральном запрете на продажу никотинсодержащей продукции в павильонах с целью ограничения ее доступности для несовершеннолетних фактически презюмирует, что розница, действующая в этих объектах по всей стране, торгует нелегально, потому что продажа никотинсодержащей продукции несовершеннолетним уже запрещена, а доступ к ней для них дополнительно ограничен рядом инициатив, уже вступивших или вступающих в силу», — считает он.
По мнению Вадима Ковригина, заместителя директора института экономики, управления и права МГПУ, «несмотря на то, что внедрение запрета торговли никотинсодержащей продукцией в павильонах обуславливается заботой о несовершеннолетних, фактическим результатом может стать сокращение легальных точек торговли в малой рознице, а совершеннолетние курильщики, в свою очередь, столкнутся с неудобствами с точки зрения потребительских привычек. При этом последние не откажутся от курения, что может привести к росту точек нелегальной торговли. Таким образом, предложенная норма, направленная на защиту интересов одной категории граждан, фактически дискриминирует несколько других категорий, создавая условия для развития нелегального потребления».
В декабре прошлого года спикер Госдумы Вячеслав Володин направил подготовленный депутатами от фракции КПРФ законопроект о полном запрете продажи вейпов и жидкостей для них в профильный комитет по охране здоровья. Ранее правительство не поддержало подобную инициативу, подчеркнув, что введение такого запрета может привести к увеличению нелегального оборота такой продукции.
Также в декабре в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за продажу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления или сырья для их производства, увеличивающий штрафы за такие нарушения до 2 миллионов рублей.
Источник: РГ
Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)»
Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс между превентивной функцией уголовного закона и необходимостью его либерализации в сфере экономики.
В 2024 году были увеличены пороговые значения размерных признаков крупного и особо крупного ущерба для целей квалификации 36 составов преступлений в сфере экономической деятельности. Это позволило декриминализировать некоторые преступления и перевести их в разряд административных правонарушений.
Вместе с тем размеры штрафов за совершение ряда преступлений, в которых ранее были увеличены пороговые значения размерных признаков крупного и особо крупного ущерба, не пересматривались с учетом инфляционных процессов с 2003 года. Такое несоответствие препятствует достижению одной из основных целей наказания – восстановлению социальной справедливости.
В связи с этим законопроектом предлагается актуализировать с учетом уровня инфляции размеры штрафов в 36 составах преступлений экономической направленности. Таким образом размеры штрафов будут адаптированы к современным социально-экономическим реалиям, а наказание будет соответствовать характеру и степени общественной опасности деяний.
Источник: Министерство юстиции РФ
Ведомства и бизнес РФ не увидели необходимости в лицензировании розничной торговли табаком
Рынок табачной и никотинсодержащей продукции, несмотря на снижение нелегальной доли, нуждается в дополнительном контроле, но вводить лицензирование розничной торговли пока не стоит. Во многом функции контроля в этой сфере выполняет система маркировки «Честный знак» (государственная информационная система мониторинга оборота товаров — ГИС МТ). Об этом заявили участники совещания в Совете Федерации при обсуждении законопроекта, который предусматривает введение лицензирования розничной торговли.
«По лицензированию розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукции. Законопроект поступил на рассмотрение в правительство и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, проект заключения правительства находится в высокой степени готовности для рассмотрения на комиссии по законопроектной деятельности», — сообщил замдиректора департамента таможенной политики, регулирования алкогольного и табачного рынков Минфина Георгий Голованов.
По его словам, законопроект «требует глубокой всесторонней проработки». Лицензирование затронет очень большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства. «Кроме того, предлагается ввести лицензирование розничной торговли без введения лицензирования оптовой торговли, что, наверное, не позволит создать комплексное регулирование рынка, — сказал он. — Кроме того, требует дополнительной проработки и вопрос наделения дополнительными полномочиями Росалкогольтабакконтроля, необходимо также решить вопрос финансирования новых полномочий этого органа».
На разрыв комплексного регулирования рынка обратила внимание и замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Ирина Федина. «Нужно обсуждать вопрос комплексности регулирования и смотреть в том числе и на оптовую торговлю, иначе разрыв останется. По нашему мнению, если вводить лицензирование или реестровую модель, то надо делать как в алкоголе – по всей цепочке товародвижения», — сказала она.
Начальник управления стратегических направлений деятельности Росалкогольтабакконтроля Александр Моисеев отметил, что введение лицензирования и связанное с ним наделение службы или региональных органов власти полномочиями по его проведению потребует дополнительных расходов бюджета. «Поэтому в контексте проработки вопроса в дальнейшем стоит обсудить в качестве предложения, например, введение реестровой модели на розничную продажу табачной и никотинсодержащей продукции», — сказал он, пояснив, что речь идет об автоматическом включении розничных торговцев в реестр, по типу реестра пивоваров.
«Для того, чтобы включиться в этот реестр, достаточно будет подключиться к системе «Честный знак, зарегистрироваться в ФНС, не иметь налоговой задолженности и т.д. Это не потребует нагрузки на бюджетные средства в части данных полномочий. Но это вопрос на обсуждение», — сказал он.
Представитель Минпромторга Андрей Мешков заявил, что ведомство не смогло поддержать законопроект, поскольку к нему много замечаний, в том числе и в отношении реестровой модели. В настоящее время Минпромторг вместе с контрольно-надзорными органами и Минэкономразвития разрабатывает новую модель госконтроля, основанную на активном применении ГИС МТ, сказал он.
В РСПП введение лицензирования считают преждевременной мерой, но допускают реестровую модель. «Мы считаем, что введение лицензирования это преждевременная мера. А с точки зрения реестра — это то, к чему можно прийти в ближайшее время, но не завтра. Знаю, что Минфин в отзыве похожую точку зрения поддерживает, — заявил член правления РСПП Сергей Глушков. — В этом направлении надо идти, но только когда мы четко поймем, насколько эффективно введение лицензирования на производство табака, которое было введено совсем недавно».
Близкой к этому находится и позиция «Опоры России». «Мы поддерживаем реестр, считаем, что логику системности надо продолжать, если мы приняли закон, который позволил лицензировать производителей и импортеров, — заявил член президиума организации Сергей Слипченко. — Лицензии надо вводить постепенно и стоит начать это с реестра. Это даст возможность тем, кто хочет работать честно, легально и прозрачно, соблюдать все законы и таким образом отделить себя от оставшейся части рынка».
В то же время, как заявил представитель ведущего табачного дистрибьютора — ТК «Мегаполис», «совершенно очевидно, что сетевая розница не нуждается в реестре, поскольку в ней никаких проблем с нелегальными сигаретами нет. «А это половина рынка, между прочим, — отметил он. — Важно при введении тех или иных процедур не ударить по малому и среднему бизнесу, который наиболее чувствителен ко всем этим процессам».
Как сообщалось на совещании, в настоящее время доля нелегального табака на рынке РФ составляет 10-11%.
По данным ФНС, озвученным на мероприятии, за 10 месяцев рост поступления акцизов от этой отрасли составил 746 млрд рублей, что на 13,8% больше, чем годом ранее. Наибольшая доля приходится на традиционную табачную продукцию — 697,6 млрд рублей (рост на 13,5%). Поступление от акцизов на табак, предназначенный к потреблению путем нагревания, выросло на 17,6%, до 48,8 млрд рублей.
По данным Росстата, табачная отрасль за 10 месяцев выпустила 167 млрд сигарет, снизив производство на 2,5%. В октябре в годовом выражении выпуск вырос на 17,7%, до 16,4 млрд штук, по сравнению с сентябрем этого года — на 4,2%.
Источник: Интерфакс