Бизнес призывает развивать малую торговлю, не дожидаясь федеральных законов

Принятие стратегии развития торговли, законодательные меры поддержки мобильной торговли, тесное взаимодействие малого и среднего ритейла с маркетплейсами, борьба с контрафактом и ведение торгового бизнеса в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек – эти и другие актуальные вызовы и изменения обсуждались на Всероссийской конференции «Малая и средняя торговля в России 2022» 30 ноября, организованной Ассоциацией малоформатной торговли при содействии Минпромторга России и «Опоры России».

Пленарное заседание «Общая ситуация в малом и среднем ритейле»

В ходе пленарной сессии участники подняли базовые проблемы отрасли и оценили ход их решения, остановившись на ключевых барьерах.

Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли, отметил, что развитие малоформатной торговли идет медленнее, чем ожидалось, хотя в России она составляет значительную долю ритейла, а зачастую выступает единственным каналом для сбыта товаров местных производителей. В правительстве существуют разные подходы к значению малой торговли, дискуссии нередко усложняют работу. Так отраслевая стратегия развития может быть утверждена в 2023 году, хотя презентовалась еще в конце 2021 года.

На уровне регионов отсутствие единого понимания работы с отраслью выражается в том, что администрации могут не следовать рекомендациям от федерального регулятора оказывать поддержку малой торговле, иногда даже усложняя условия для МСП в этой сфере. Это привело к тому, что в 2022 году количество нестационарных торговых объектов (НТО) сократилось, хотя по прогнозам должно было вырасти.

«Очень важно понимать, что развитие нестационарной торговли не зависит исключительно от федеральных властей. Сегодня региональные власти имеют достаточные ресурсы для самостоятельного развития этой темы», – отметил Виктор Евтухов.

При этом есть и успехи: в течение двух лет число ярмарок и рынков в регионах выросло на 25-30%. За счет этого удается создать канал для сбыта местной продукции, который в отдельных регионах поддерживается и властями и крупными сетями. Особый интерес власти проявляют к  винным ярмаркам, которые зарекомендовали себя как эффективный формат для продвижения российского вина, а также рассматривают меры поддержки сбыта рыбной продукции.

В развитии малого и среднего ритейла, как поставщиках продукции, полностью заинтересованы российские маркетплейсы, отметил Сергей Беляков, Управляющий директор Ozon.

«Озон в значительной степени зависит от успеха наших партнеров – продавцов, использующих нашу площадку для торговли товарами. Сейчас на площадке свыше 180 тысяч продавцов, ежегодно по основным показателям, включая рост числа продавцов, мы видим 100% рост», – сообщил спикер.

Рост бизнеса в электронной коммерции во многом обязан отсутствию перегибов с регулированием.  Как отметил Сергей Беляков, меры, которые принимаются властями адекватны ситуации и учитывают интересы всех участников рынка, отсутствует «административный раж». К тому же в этом сегменте ритейла нет ни одной компании с госучастием.

В офлайн сегменте малого ритейла вопросы регулирования решены далеко не полностью, считает Сергей Морозов, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по  региональной политике и местному самоуправлению. Спикер заметил, что эффективное регулирование малой, в частности мобильной торговли, имеет большое значение в контексте решения проблем импортозамещения, импортонезависимости и технологического суверенитета. Так, по имеющимся данным, в стране существует необходимость в 50 тысячах мобильных торговых объектов (МТО). Сергей Морозов заметил, что законопроект, обеспечивающий поддержку сегменту начал разрабатываться еще в 2016 году, однако до сих пор не поступил на рассмотрение в Госдуму.

«МТО – это легкая возможность попасть на полку для регионального производителя. Мы говорим о необходимости рынков, но МТО —  такая же возможность поддержать фермеров, предоставить начинающим предпринимателям надежный и защищенный способ начать свою деятельность. А для регионов – это рост пополняемости бюджетов и увеличение туристической привлекательности», – добавил спикер. По его словам, МТО позволяет решить проблему размещения качественных точек общепита в местах с высокой динамикой посещения в зависимости от сезона.

Успешным опытом поддержки малоформатной торговли в регионе поделился Алексей Гусев, Министр торговли Республики Башкортостан.

«Малый формат —   ключевой канал для производителей местных товаров. Задачей региональной администрации является не только его сохранить, но и повысить конкурентоспособность» – отметил спикер.

В республике принята концепция развития НТО и мобильной торговли, в рамках которой принят ряд мер поддержки. Так, в число отраслей, где действует категория приоритетных инвестиционных проектов, включены торговля и развлечения. Любой инвестор, прошедший необходимую процедуру, получает возможность минимизации налогов на прибыль и на землю, получения земельного участка в упрощенном порядке и ряд других мер. В пилотном режиме тестируется выдача земельных участков без торгов организациям торговли и общепита в населенных пунктах до 5 тыс. человек. Для стимулирования сбыта местной сельскохозяйственной продукции в Уфе реализуется масштабный проект по созданию комплекса, обеспечивающего «связку между полем и магазином».

Станислав Наумов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике продолжил тему нормотворчества и рассказал о нормотворческой работе, которая ведется для предотвращения рисков излишнего регулирования торговли и в направлении ухода от изживших себя запретов.

Законодательный запрет пропаганды ЛГБТ затронул не только информационное поле, но и ритейл – закон не уточняет полный перечень критериев, по которым товар в продаже может считаться нелегальным. Но, по мнению спикера, пока механизм не доработан, надзор будет проводится в тестовом режиме.

Ведется работа по либерализации продажи алкогольных напитков, которая давно назрела. Станислав Наумов, отметил, что алкоголь, который не продается легально, продается на черном рынке, получившем большое развитие. Общество уже готово к менее жестким нормам продажи алкоголя и его рекламе.

Принята давно назревшая норма, отменяющая обязанность предпринимателей закрывать бизнес, в случае призыва в вооруженные силы в ходе частичной мобилизации. Предпринимателей в рядах ВС РФ сейчас 12 тысяч человек, — это ИП или владельцы бизнеса, отмечает спикер. Также начата работа по развитию новых территорий, где необходимо выстраивать все с ноля, нужна специальная экономическая операция.

Но развитие торговли нельзя обеспечить исключительно снятием барьеров и пусть даже адресной поддержкой. Елена Дыбова, вице-президент ТПП, подчеркнула значение решения структурных проблем – «денег и кадров». В первом случае, сложность представляет серьезное снижение покупательной способности населения. Банки пытаются помочь ритейлу максимально снижая ставки по кредитам, но этого не хватает. Проблема с кадрами нарастала на протяжении нескольких лет и находится в критической стадии с 2020 года.

«Нужны чрезвычайные меры. Например, перестать стимулировать самозанятость в регионах [как форму занятости в торговле], нужно менять систему среднего профессионального образования – параллельно учиться и работать. Можно определить в каждом регионе ТОП-10 жизненно важных профессий, включая торговлю, и активно поддерживать обучение им», – предложила Елена Дыбова. Еще одно предложение эксперта – индексация пенсий для работающих пенсионеров в торговле.

Ключевой риск состоит в захвате рынка азиатскими компаниями, которые используют окно возможностей для отечественного ритейла, который в уход многих зарубежных игроков мог бы сформировать базу лояльных потребителей.

Список ключевых проблем расширил Борис Титов, Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, его послание представил президент агропродовольственного фонда «Свое» Андрей Даниленко. Бизнес-омбудсмен отмечает, по прогнозам NielsenIQ в 2022 году ожидается падение российского рынка ритейла на 3,6%. Летом ряд категорий показал особенно крупное падение, это от 18,5% в сегменте детского питания и ухода за собой до 24,3% в средствах для стирки. Это, с одной стороны следствие ухода зарубежных компаний, с другой – возможность для российского бизнеса, перед которым сейчас стоят несколько ключевых вызовов. Это, во-первых, регулирование МТО и НТО, которые на местах нередко вместо поддержки получают новые ограничения.

Тормозит развитие малой торговли дискриминация в части оборота подакцизных товаров. Небольшие магазины преимущественно в сельских районах часто не имеют возможности приобрести лицензию на алкоголь, что переключает потребление на нелегальный рынок и, в частности, суррогаты. Аналогичного размаха проблема и в части табачной продукции.

Ключевым барьером для роста отрасли Борис Титов называет систему банковского эквайринга. «Это в среднем 2% с оборота, по сути, – оборотный налог на бизнес. Несколько месяцев в этом году по решению ЦБ ставка была 1%, но с 1го сентября вернулась обратно», – отметил бизнес-омбудсмен.  

Сессия «Банковский эквайринг в торговле»

Вопросы ставки эквайринга при осуществлении безналичных платежей и механизма ее формирования с представителями Центрального банка обсудили крупные ритейлеры и общественники.

Борис Кац, Директор по развитию сети Леонардо, обратил внимание на парадоксальную ситуацию, когда эквайринг обходится компании дороже, чем инкассация. Причем в отличие от торговых наценок, которые на протяжении истории снижают, ставка эквайринга ежегодно растет. Сейчас это от 2% до 2,7% в отдельных регионах против комиссии 0,2-0,3% в, например, странах ЕС и Китае.

Как отметил Борис Кац, комиссию можно было бы переложить на потребителя, но ЦБ и так хорошо зарабатывает, пребывая в статусе монополиста. Рынок же постепенно погружается в «серую зону»: высокая ставка эквайринга стимулирует часть малых предпринимателей к нелегальной продаже наличности.

С технической стороны, проблемы в безналичной оплате выступают у торговых точек, которые располагаются в помещениях, где слабое интернет-соединение, например, в подвалах и цокольных этажах, а также в удаленных населенных пунктах. Это вынуждает предпринимателей нести дополнительные затраты и усложняет обслуживание клиентов по безналичному расчету.

Тему поддержал, Тагир Калимуллин, Директор по отношениям с органами власти Эльдорадо, обративший внимание на способность ЦБ принимать и реализовывать эффективные решения в кризисных ситуациях. Он отметил, что система быстрых платежей (СБП) и снижение ставки эквайринга очень помогли в период ограничений, связанных с COVID-19, и всячески поддерживаются рынком. Но механизм расчета ставки эквайринга рынку не подходит. Центробанк через НСПК выступает монополистом, который устанавливает ставку. Это никаким образом юридически не закреплено, поэтому НСПК устанавливает значения, которые устраивают его, но не учитывают мнение рынка.

«Стоит официально признать, что на рынке есть игрок, через которого проходят от 90% до 100% платежей, и установить его в качестве естественной монополии, разработав соответствующие нормы, добавить в закон о них понятия платежной услуги и установить тарифы, причем индикаторы для них можно вывести из международного опыта» – предложил Тагир Калимуллин.

Необходимость более прозрачного и близкого рынку механизма формирования ставки эквайринга поддержал и Владлен Максимов, председатель Комитета по торговле «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли. Он отметил, что повышенная ставка для малого ритейла, которая ежегодно растет, оборачивается предоставлением скидки для крупного бизнеса, выступая фактором перераспределения средств от МСП, которому и так хронически не хватает средств на развитие.

Независимый эксперт Виктор Насочевский, выразил мнение, что текущий размер ставки может обоснованно применяться лишь в случае, если происходит кредитование бизнеса, обеспечивающего клиенту возможность отложенной оплаты. Но большая часть предприятий в сфере торговли не нуждается в подобном механизме. В таком случае эксперт предложил свести комиссию к минимуму или вовсе от нее отказаться, стимулируя развитие безналичной оплаты. Ставку же кредита можно индексировать регулярно, позволяя бизнесу планировать собственное развитие.

Позицию Центробанка очертила, Инна Соловьева, Начальник Управления развития и регулирования НПС Департамента национальной платёжной системы. Она подчеркнула, что развитие безналичного денежного оборота – это стратегическое направление, которое в данный момент планируется развивать максимально широко. Так, в 2022 году объем безналичных платежей по стране достиг 77,7%.

«Основная задача – обеспечить доступность платежных услуг и снижение их стоимости. Сейчас тарифы по СБП вдвое ниже классического эквайринга, а для отдельных категорий предпринимателей, самозанятых составляют не более 0,4%», – сообщила Инна Соловьева.

По ее словам, по состоянию на 1 ноября к СБП подключились уже почти 500 000 торговых точек, что в 2,7 раза больше, чем по итогам 2021 года. За 10 месяцев текущего года в СБП проведено 237 млн платежей на сумму более 485 млрд руб., что превышает аналогичные показатели прошлого года в 36 раз по количеству и в 15 раз по объему платежей.

Популяризации СБП также способствовала правительственная программа субсидирования банковских комиссий, уплаченных субъектами МСП по операциям оплаты товаров и услуг в СБП, позволяющая снизить издержки бизнеса при приеме безналичных платежей. Эта программа продлевалась уже дважды, а с начала ее запуска в СБП Правительство возместило торговым точкам 800 млн руб. Банк России уже направил в Минэкономразвития России предложение о продлении программы поддержки на 2023 год.

Сейчас система развивается в том числе в части оплаты с использованием технологии NFC, обеспечивающей бесконтактный способ приема платежей в торговых точках. Это востребовано в местах с высокой покупательской проходимостью, где скорость обслуживания имеет принципиальное значение. Также внедряется агентская схема подключения торговых точек, позволяющая предложить бизнесу коробочные решения по бесшовной интеграции СБП с их кассовыми системами для поддержки технологии NFC. Мобильное приложение бесконтактной оплаты СБПэй уже поддержано почти 200 банками. Ритейлу, который получает от клиентов оплату на регулярной основе, доступен сервис «привязки счета». Для популяризации СБП запущена масштабная маркетинговая кампания: разыгрываются денежные призы, партнеры также развивают стимулирующие акции при пользовании сервисом.

Сессия «Особенности реализации вина и пива и перспективы появления новых каналов продаж»

В ходе сессии представители Минпромторга и деловых объединений обсудили необходимость разработки и принятия специального закона, регулирующего российскую пивоваренную отрасль, в т.ч. в условиях санкционного давления.

Вячеслав Мамонтов, Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, отметил, что производителям в целом удалось сохранить объемы производства и занятости персонала, однако пивоваренная индустрия все-таки пострадала от санкций с учетом превалирования импорта в сфере оборудования и части сырья.

«Если ячменем и солодом члены Ассоциации обеспечивают себя благодаря собственным агропроектам, то хмеля в России производится не более 2% от общего объема потребления. Остальное завозится из-за рубежа. Для развития хмелеводства требуется государственная поддержка. Например, на территории РФ сложно регистрировать новые сорта саженцев из-за законодательных ограничений», — подчеркнул он.

По словам модератора дискуссии, старшего директора по работе с органами государственной власти пивоваренной компании «Балтика» Ирины Фёдоровой, для полноценного развития хмелеводства придется ждать от 5 до 12 лет, причем проблема зависимости от импорта – общая для всех примерно 2 тысяч компаний, занимающихся пивоварением в России.

«Мне кажется, что в России нужен специальный закон о пивоварении. Он поможет развивать отрасль в комплексе: максимально локализовать производство сырья, создавать новые рабочие места и пр. В стране уже действует 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» и благодаря ему удается поддерживать производство саженцев, генетику, расширение виноградников, проведение винных ярмарок. Этот пример можно использовать и для пивоваренной индустрии. Практика показывает, что одни только ограничения не способствуют снижению потребления алкоголя», — считает депутат, член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.

Поддержал эту идею и Вячеслав Мамонтов, сообщив, что АПП и ранее поддерживала разделение регулирования разных рынков алкогольной продукции. И в данный момент продолжается подготовка стратегии развития пивоваренной отрасли, включающий и разработку специального закона.

По мнению руководителя направления по работе с органами власти ООО «Тебойл Рус» Юрия Фурсы, от ограничений, накладываемых на производителей и продавцов пивоваренной продукции, страдают в том числе и смежные отрасли, например, топливная.

«Мы целиком и полностью поддерживаем идею о возвращении продаж слабоалкогольной продукции на АЗС. Это позволит поддержать малый и средний бизнес, снизить долю фальсификата. А страхи насчет повышения аварийности вследствие этого опровергаются опытом других стран, в том числе близкой к нам по менталитету Белоруссией», — подчеркнул он.

Сессия «Вопросы реализации табачной и никотинсодержащей продукции»

Дискуссия с участием крупного бизнеса, представителей Госдумы и российских регионов коснулась проблемы нелегальной торговли табачной продукцией и способов стимулировать борьбу с ней на местах, вовлекая в проблематику широкую аудиторию, а также регулирования электронных средств доставки никотина.

Председатель Комитета по торговле «Опоры России», глава Ассоциации малоформатной торговли (АМТ) Владлен Максимов представил планы по развития общественного проекта по борьбе с оборотом нелегального табака. К участию в Федеральном информационно-образовательном проекте «Честный магазин», запущенном АМТ в 2019 году, будет привлечен сетевой ритейл.

В рамках проекта законопослушные представители торговли информируют потребителей о рисках нелегального рынка табачной продукции и размещают в торговых точках информационные материалы об основных инструментах проверки сигарет на легальность. Изначально в фокусе проекта была традиционная торговля, за 3 года работы удалось привлечь к участию тысячи представителей малоформатной торговли в более 80 регионах страны.

«Сегодня мы подошли к следующему этапу программы – при поддержке Минпромторга России программа выходит в сетевой ритейл. Вовлечение торговых сетей как наиболее крупного канала информирования потребителей даст возможность увеличить масштаб информационной кампании против нелегальной торговли табачными изделиями. Таким образом, мы ожидаем скорейшей реакции со стороны сетевого ритейла и их подключения к программе для информирования потребителей о способах проверки легальности сигарет», — заявил Максимов.

Начальник отдела обращения отдельных видов товаров департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Юлия Юдина, выступая на конференции, подчеркнула, что «распространение информации с помощью программы «Честный магазин» очень важный шаг». Цель программы – информирование бизнес-сообщества и потребителей о проблеме нелегального оборота табачной продукции в России, единой минимальной цене на сигареты, ежегодно устанавливаемой Минсельхозом России, как наиболее понятном и прозрачном критерии определения легальности продукта для потребителя, и о цифровых способах проверки сигарет на легальность, а также об ответственности за нарушение законодательства в области оборота табачной продукции. 

Первый заместитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, выступая на конференции, особо отметил, что правительство и Счетная палата поддержали сенаторов в борьбе с нелегальным рынком табака и внесли табачную продукцию в перечень стратегически важных товаров. При этом Рябухин добавил, что Счетная палата также поддержала Совет Федерации и в том, чтобы зачислять часть доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты. «Это будет дополнительный административный ресурс, который позволит нам наводить порядок в торговле табачными изделиями», — заявил сенатор. По его словам, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко выступала за то, чтобы отдать в регионы 30% доходов от акцизов на табак. «Но, если мы отдадим и 15% доходов, для регионов это будет сильнейший мотивационный элемент, а для федерального бюджета выпадение этой части доходов не будет криминальным», — сказал Рябухин.

Заместитель Директора системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерство промышленности и торговли РФ Владислав Заславский в своем выступлении также высказался о необходимости финансового стимулирования регионов в борьбе с нелегальным табаком. По его словам, также необходимо довести до конца гармонизацию акцизов со странами ЕАЭС и принять законопроект Минфина о госрегулировании отрасли.

Заславский также отметил резкое снижение количества проводимых контрольных мероприятий в результате введения моратория на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса, действующего в 2022 году так, по его словам, во втором квартале 2022 года в 77 субъектах РФ не было проведено ни одной контрольной закупки. Проверок было проведено в 3,5 раза меньше, и протоколов о правонарушениях составлено в 4,5 раза меньше. «Доступность нелегальных сигарет для населения остается высокой», — подытожил Заславский. 

Улучшить ситуацию на рынке могло бы снятие моратория на проверки бизнеса в отношение подакцизных товаров.

Менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин в своем выступлении подчеркнул, что основная предпосылка роста нелегального рынка сигарет – разница в ставках акцизов (и, соответственно, в ценах на сигареты) в России и странах ЕАЭС. «Соглашение о гармонизации акцизов в ЕАЭС к 2024 году есть, но уже сейчас ставки акцизов на сигареты в России практически на 1000 рублей выше, чем предусмотрено его условиями. В этой связи взвешенная акцизная политика в России является ключевым условием сдерживания роста нелегального рынка», — подчеркивает Трошкин.

Заместитель председателя правительства Оренбургской области, сопредседатель экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов, выступая на конференции, добавил, что очень надеется, что законопроект Минфина будет принят в декабре.  Он также обратил внимание на рынок электронных систем доставки никотина (ЭСДН), более 90% которого остается сегодня нелегальным. «Нам необходимо вывести ЭСДН из черного поля», — заявил он. Одним из инструментов обеления рынка является цифровая маркировка, которая уже распространяется на табачную продукцию и нагреваемый табак и с 15 декабря текущего года станет обязательной для категории электронных сигарет.

Управляющий по взаимодействию с органами государственной власти «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Константин Райнот затронул другую важную тему – способы донесения информации о никотиносодержащих продуктах для потребителей. По его словам, «сегодня очень сложно понять, что конкретно подпадает под понятие рекламы и стимулирование потребления нагреваемого табака и как продавцу в торговой точке в нынешних реалиях можно коммуницировать с потребителем». Решение данного вопроса критично для создания понятных условий игры для законопослушных участников рынка, а в последствии и для борьбы с нелегальным бизнесом.

Сессия «E-com без продаж: реальность и тенденции развития последней мили в регионах»

В ходе сессии крупнейшие игроки электронной торговли поделились взглядами на возможности и проблемы развития «последней мили», а также планами по развитию. По словам участников, последняя миля, как финальный этап доставки товара клиенту, открывает огромные возможности для любого, даже самого неопытного предпринимателя.

Так, у Ozon сейчас больше 16 тыс. пунктов выдачи заказов, которыми управляют больше 7 тыс. партнеров – за выдачу клиентских посылок они получают вознаграждение. Одним из приоритетных направлений для компании является развитие «домашних пунктов» выдачи заказов в сёлах и поселка с населением до 3,5 тыс. человек.  Яндекс Маркет на данный момент имеет прядка 10 тыс. пунктов и заявляет, что к концу первого квартала 2023 года удвоит свою сеть. Развивать свою сеть за счет партнеров планирует и Wildberries, который также развивает сеть за счет партнеров.

Модератором сессии выступил Васильев Александр — руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon.

В дискуссии со стороны исполнительной власти участвовали Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренной торговли Минпромторга России, Александр Судаков   советник помощника Президента Республики Татарстан по развитию логистики, Максим Останин, Заместитель министра — начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Бизнес представляли Денис Дьяченко, руководитель департамента развития последней мили, Ozon, Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти, Яндекс, Анатолий Бондаренко, главный специалист отдела продаж маркетплейсам и торговым площадкам, Почта России, и Павел Поликарпов заместитель GR директора, Wildberries.

Фотографии 

Власти Перми перепутали снова объявили войну городским киоскам

Сразу после Нового года, с первых дней января, начнется кульминация противостояния городских властей с владельцами нестационарных торговых объектов (НТО). Власти Перми намерены снести 200 киосков и павильонов из 340 на муниципальной земле, а также более 400 из 600 на частных территориях. Что происходит, разбирался журналист Properm.ru.Власти Перми, несмотря на все предыдущие промахи и проигранные судебные процессы по поводу нестационарных торговых объектов (НТО), всё же намерены с нового года практически полностью зачистить город от киосков и павильонов. И это вопреки трендам на поддержку малого и среднего бизнеса, заданным федеральными властями.

Большую битву против киосков во дворах администрация Перми проиграла. Конституционный суд определил, что у местных властей нет полномочий запрещать и ограничивать предпринимательскую деятельность. И вот они решили зайти с другой стороны, со стороны внешнего вида, разработали новые нормативы, которые невыполнимы, так как требуют демонтажа ранее законно установленных НТО.
В итоге вместо того, чтобы договориться, реально сесть за стол переговоров с бизнесом, который кормит себя, того парня и семью того парня, власти стращают этот бизнес штрафами и демонтажем киосков. Как будто нет задачи — обеспечить всеобщую красоту и благополучие. Как будто есть задача — зачистить город от торговых павильонов, уничтожить НТО как явление. Надо ли говорить, что это неправильно, социально вредно, да и незаконно.

Как минимум два момента настораживают предпринимателей, председателей ТСЖ, на чьих территориях размещены киоски, а также покупателей, которым в киосках приобретать продукцию выгоднее, чем в торговых сетях. Первое — предстоящий демонтаж 200 из 340 киосков, размещенных на муниципальной земле, второе — ужесточенные нормативы к внешнему виду и 300 исков о сносе больше 400 киосков и павильонов, размеры которых отличаются от типовых проектов.

Обещания сенатору Пушкову не сдержали

Еще в 2019 году сенатор РФ Алексей Пушков провел в Перми совещание по вопросам выполнения поручений президента РФ Владимира Путина, Правительства РФ по развитию сети НТО, в которых осуществляется продажа печатной продукции. Было озвучено, что в Перми не выполняется норматив по обеспеченности населения НТО, в том числе киосками по продаже периодических печатных изданий.

Заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев заверил, что «идет активный процесс дополнения Схемы размещения НТО на территории Перми новыми местами со специализацией «Печать». Начальник Управления потребительского рынка Минпромторга Владислав Тонков сообщил, что министерство рекомендовало органам местного самоуправления дополнить схемы размещения НТО новыми местами, предназначенными для реализации печатной продукции.

Пообещали, и что дальше? Ничего. Норматив как не выполнялся, так и не выполняется. Вот свежие данные, предоставленные администрацией Перми.
Обеспеченность населения Перми площадью НТО на муниципальной территории

Безымянный1123131.jpg

По словам предпринимателей, которые были на том совещании, власти Перми пообещали сенатору Пушкову, что через полтора года в Перми будет 125 газетных киосков. Прошло три года. Не выполнен норматив, нет 125 киосков, мало того, их скоро станет еще меньше. И НТО вообще, и газетных киосков в частности. Даже в Схеме размещения НТО, которая определяет места возможного размещения нестационарных торговых объектов, мест меньше, чем предусмотрено нормативами минимальной обеспеченности (всего 105).

Метр вправо, метр влево — ликвидация!

Для владельцев НТО введена административная ответственность за несоответствие внешнего вида киоска ужесточенным нормам, уже выписано 574 штрафа на сумму 981 тыс. рублей. Хотя заместитель главы администрации Виктор Агеев в одном из прямых радиоэфиров говорил, что сначала будут выносить предупреждения. Штрафы, оспоренные в судах, были отменены, а статья краевого закона, по которой наступала административная ответственность, признана судом незаконной.
Но это не смущает власти Перми. Подано 300 исков к предпринимателям о приведении более 400 существующих НТО в соответствие с типовыми проектами. А требования касаются не просто цвета стен и размера букв на вывесках. Например, площадь павильонов должна быть ровно 28 или 30 кв. м! Но павильонам по продаже кондитерских изделий не надо 28 или 30, им хватит и 10 кв. м. Как им быть? Например, небольшие павильоны «Кондитер 8» — многие любят приобретать там сладости.

Размеры павильонов федеральной сети шиномонтажа «5 колесо» тоже не соответствуют новым нормам, их тоже сносить?Изменили и требуемую площадь газетных киосков (раньше стандарт был 8 кв. м, а новый — 6). Что делать с ранее законно установленными киосками? А как же обещания, данные сенатору Пушкову?
Второе очень дорогое требование — павильон должен быть изготовлен из определенных материалов, которые не производятся в Пермском крае, но производятся в Москве или Китае. По этому пункту требований и другим пунктам предприниматели судятся, пытаясь добиться права строить или покупать павильоны, соответствующие требованиям безопасности, а не сделанные из определенных материалов определенных производителей.

Кстати, требование «сначала лавочки — потом киоск» — отменено судом (было такое требование: нельзя на придомовой территории ставить павильоны, пока не будет на ней основных элементов благоустройства). Ставить павильоны и киоски можно на придомовых территориях без этих ограничений.
По словам предпринимателя Сергея Зекунова, бизнес много раз предлагал властям Перми сесть за стол переговоров, договориться о правилах и нормах, которые всех устроят, о переходном периоде, который будет комфортен для всех. Но власти на переговоры не идут.

— Администрацией Перми подано 300 исков, в том числе на ТСЖ, о демонтаже более 400 киосков и павильонов, которые не соответствуют новым требованиям, в том числе по размерам, по площади. Получается, павильоны должны исчезнуть? В результате проиграют все. И бизнес, который кормил свои семьи и семьи наемных работников, и ТСЖ, которые потеряют доходы, и покупатели, которые приобретают продукцию в киосках, потому что им так выгодно и удобно.

Многие киоски в Перми очень популярны. Например, в фруктово-овощной киоск на улице Крисанова всегда очередь, и летом, и зимой. Волнует ли людей несоответствие киоска типовым размерам? Нет, конечно. Никто не будет из-за этого отказываться от хороших овощей и фруктов по хорошей цене. Привести киоски в эстетически привлекательный вид, конечно, хорошая идея, но требовать при этом нереальных для владельцев киосков расходов — это просто уничтожать малый бизнес.

Киоски на частной территории, например на землях ТСЖ, это не только развитие малого бизнеса, но и помощь ТСЖ в благоустройстве территорий, в содержании общедомового имущества. Например, ТСЖ «Юрша, 9» за счет сдачи земли в аренду под киоски поменяли стеклопакеты в подъездах, отремонтировали входные группы.
«Для ТСЖ эти деньги — огромное подспорье, — говорит председатель ТСЖ «Юрша, 9» Юлия Кретова. — Мы в свое время получили разваливающийся дом, в котором надо было всё одновременно делать: сети, кровлю, лифты, межпанельные швы, подъезды, электрику. Когда мы создали ТСЖ, у нас на расчетном счете денег не было совсем. Еще с бывшей УК судились полтора года. Поставили торговые павильоны, чтобы быстрее восстанавливать дом, облагораживать придомовую территорию, и тут администрация начала выдавать нам предписания по сносу этих павильонов, штрафы начали выписывать!»

Юлия рассуждает: территорию ТСЖ облагораживает, вывоз мусора оплачивает, площадка для раздельного сбора мусора установлена по всем правилам, даже батарейки отдельно собирают. От мусора и снега территорию чистят, ухаживают за ней, прибирают, то есть несут расходы на содержание. А распоряжаться своей территорией почему-то не могут! Не могут получать доход, который на дальнейшее благоустройство и будет потрачен. Киоски (осталось три из шести) пользуются спросом, потому что в них дешевле, свежее, вкуснее.

Юлия Кретова, председатель ТСЖ «Юрша,9»:

— Это же помощь малообеспеченным людям и пенсионерам! У нас пенсионеры любят эти киоски, потому что там есть какие-то косточки подешевле, какая-то обрезь. Или помидоры переспелые, которые прямо сейчас есть надо, но гораздо дешевле. У многих тяжелая финансовая ситуация, не только у пенсионеров. Для людей наши киоски — реальная возможность прожить, нормально питаться, не только макаронами с подсолнечным маслом.
Юлия Кретова опасается, что городские власти с нового года начнут давить на них. Она обращалась в мэрию, но там ей не ответили ничего определенного. «Что уж от этих бедных киосков надо, не знаю», — расстраивается Юлия.

Муниципальные земли «зачистят» от киосков

В трудные «ковидные» годы по поручению Правительства РФ администрация Перми должна была продлить договор на размещение НТО на муниципальных землях, но схитрила и предложила предпринимателям подписать дополнительные соглашения к договорам — об отсрочке демонтажа до 31 декабря 2022 года. Таких соглашений заключено более 200.

Весной этого года предпринимателей обрадовало федеральное правительство. В связи с непростой экономической обстановкой, связанной, в том числе, с СВО на Украине, Правительство РФ издало Постановление, по которому срок договоров аренды НТО, истекающий с марта 2022-го по март 2026 года, продляется на 7 лет, без проведения торгов и каких-либо сложных бюрократических процедур.
Пермские предприниматели обратились в мэрию с заявлениями о семилетнем продлении договоров в связи с правительственным постановлением. Но администрация ответила отказом, мол, это дополнительное соглашение до конца 2022 года, а договоры же действовали до 2020–2021 годов, поэтому не подлежат продлению. Сергей Зекунов удивлен: «По этому дополнительному соглашению аренда платится, услуги оказываются, торговля осуществляется. Предприниматель занимается хозяйством, торгует, соблюдает правила благоустройства, то есть соблюдает все условия договора. Фактически это продление договора, который был заключен ранее».

По словам Сергея Зекунова, можно дать время предпринимателям на приведение внешнего вида павильона в соответствие с правилами благоустройства, но, во-первых, обсудить сами правила, во-вторых, обеспечить некоторый переходный период, чтобы бизнес сумел найти средства. А пока получается, с 1 января 2023 года принудительно демонтируют 200 объектов. И всего на муниципальной территории останется около 100 киосков, хотя по нормативам минимальной обеспеченности должно быть 750.

То есть меньше чем через два месяца может случиться непоправимая катастрофа для всего малоформатного торгового бизнеса Перми, в том числе для сотен работников и жителей города, кто привык покупать нужные товары в шаговой доступности.

Что говорят «наверху»?

Правительство РФ распорядилось продлить договоры на 7 лет, не время сейчас «кошмарить» малый и средний бизнес (этого вообще не стоит делать, а уж тем более сейчас). По поводу внешнего вида киосков Минпромторг РФ дал четкие разъяснения: нужно обеспечить переходный период. В общем, нужно помогать малому торговому бизнесу, а не сносить то, что было установлено на законных основаниях.
В своем ответе Минпромторг РФ подчеркивает, что «государство на самом высоком уровне поддерживает развитие различных форматов торговли, включая нестационарную торговлю». Почему в Перми федеральный тренд на поддержку малого бизнеса не поддерживают, непонятно.

По словам вице-президента Опоры России, главы комитета по торговле в Опоре России, президента Ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, видимо, причина в том, что «торговля в НТО в понимании властей — это «бизнес второго сорта». Это отношение немного меняется, но не везде».

— Из Перми нам давно идут сигналы о притеснении малого бизнеса, о том, что собираются сносить и сносят НТО, которые выглядят не так, как надо. И не только на муниципальной земле, даже на частных территориях местным властям хочется поруководить. Такое впечатление, что власти Перми очень трепетно относятся к некой монополии в принятии решений по НТО: вдруг без нас кто-то что-то сделает — какое-нибудь ТСЖ поставит киоск. Да пусть ставит!

Владлен Максимов уверен, что судебная плоскость решения этих вопросов не всегда панацея, нужно привлекать внимание общественности, нужно, чтобы власти шли на диалог, на компромисс, на широкое обсуждение ситуации.

Источник: Properm

Всероссийская конференция: «Малая и средняя торговля в России 2022»

Ассоциация малоформатной торговли совместно с Министерством промышленности и торговли и при участии общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» 30 ноября 2022 г. проведет Всероссийскую конференцию «Малая и средняя торговля в России 2022».


Место проведения: г. Москва, Пресненская наб., д. 10, Башня С комплекса «Башня на Набережной», 30 этаж.Время проведения: 30.11.2022 г., с 10.00 до 17.30.


В работе Форума планируется участие: Статс-секретаря, заместителя Министра промышленности и торговли РФ Евтухова В.Л.; Сенатора РФ, члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Тараканова П.В.; Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю.; директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Кузнецова Н.В.; директора Департамента регулирования рынков АПК  Минсельхоза России Титова М.А.; представителей ФАС России; Президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Калинина А.С.; Председателя Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Борисова С.Р.; вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дыбовой Е.Н.; руководителей профильных департаментов федеральных министерств и ведомств, регулирующих торговлю, представителей профильных Комитетов Государственной Думы, некоторых общественных организаций и бизнес – объединений (АКОРТ, РАЭР, АКИТ, Союз независимых сетей и др.), а также ряда отраслевых объединений и организаций.В Форуме примут участие руководители региональных и муниципальных органов власти, представители малого и среднего торгового бизнеса.


Программа Конференции:


09.30 – 10.00   Регистрация участников, кофе-старт
10.00 – 12.00 Пленарное заседание.
12.00 – 12.15 Ответы на вопросы. Общение организаторов и спикеров с прессой.
12.15 – 14.00 Две параллельные дискуссии.
14.00 – 15.00 Перерыв на обед
15.00 – 16.45 Две параллельные дискуссии.


Основные темы обсуждений и выступлений:

• Общие проблемы малой и средней торговли в условиях санкционного давления;
• Оборот подакцизных товаров;
• Взаимодействие малого бизнеса с маркетплейсами;
• Вопросы авторского права применительно к торговле;
• Специфика работы малых торговых форм в современных условиях (магазины на первых этажах, НТО, МТО, ярмарки и др.).
17.00 – 17.30 Итоги конференции
17.30 – 17.45 Ответы на вопросы. Общение организаторов и спикеров с прессой
18.00 – 22.00 Фуршет
Программа Всероссийской конференции «Малая и средняя торговля в России 2022»

Силуанов описал проблемы на рынке табака фразой «марка есть, а толку нет»

Глава Минфина Силуанов заявил о непрозрачных зонах на рынке табака вопреки маркировке

Рынок табачной продукции в России регулируется недостаточно — для обеления ему нужна система контроля, как на рынке алкоголя, считает глава Минфина. Действующая маркировка табака эффективнее, чем алкогольная ЕГАИС, считает ЦРПТ


Для обеления табачной отрасли, в которой сохраняется еще много серых зон, необходима система полной прослеживаемости рынка по примеру той, которая действует для рынка алкоголя, заявил в интервью РБК глава Минфина Антон Силуанов.

Минфин, «как никто другой, заинтересован в наведении порядка» на табачном рынке, поскольку «это деньги для бюджета», отметил министр. «Оборот табака — сфера, где еще много непрозрачных зон, включая серый импорт из соседних стран. Акцизов на табак мы собираем в разы больше, чем акцизов на алкоголь, а возможностей контроля меньше», — посетовал Силуанов.

Система прослеживаемости, контроль за производством и перемещением продукции и ответственность за нарушения для табачной продукции должны быть такие же, как для спиртных напитков, где полную прослеживаемость обеспечивает Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), считает министр.

«В табаке все по-другому. Да и должной ответственности за нарушения нет. Марка есть, а толку нет», — констатировал Силуанов.

В табачной отрасли «действенные механизмы контроля» почти отсутствуют из-за того, что отрасль курируют несколько регуляторов (среди них Минсельхоз, Минздрав, МВД, Роспотребнадзор, ФНС и ФТС), а нормативно-правовое регулирование разрозненное, — это ведет к увеличению производства и оборота нелегальной продукции, отмечали в Минфине.

Какие системы контролируют оборот алкоголя и табака

ЕГАИС контролирует производство спиртных напитков в России и их импорт, а также розничную продажу. С 1 января 2016 года розничные магазины в России передают в ЕГАИС сведения об оптовых закупках любого алкоголя, а с 1 июля 2016 года — о розничных продажах (исключая пиво).

На табачную продукцию с 2019 года наносятся штрихкоды data matrix Национальной системы маркировки «Честный знак», которая должна обеспечивать прослеживаемость оборота произведенной в России и ввезенной в страну табачной продукции до конечного потребителя. Обязательная маркировка наносится на сигареты и папиросы с 1 июля 2019-го, а с 1 июля 2020-го она введена для альтернативного табака (сигары, сигариллы, курительный и нюхательный табак, а также табак для кальяна). С 1 марта 2022 года обязательная маркировка введена также для стиков для систем нагревания и не содержащих табак курительных смесей для кальяна.

Глава Минфина напомнил, что министерство внесло в правительство ряд законодательных инициатив, направленных на ужесточение контроля за табачным рынком. В июне Минфин представил разработанный им проект отдельного отраслевого закона для регулирования производства и оборота табака. Документ предполагает введение лицензирования для производства и импорта табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, а также обязывает производителей регистрировать основное оборудование для их производства. Законопроект предусматривает, что государственный контроль за производством и оборотом товаров на табачном рынке будет опираться на маркировку «Честный знак» и учитываться в ее системе.

Силуанов выразил надежду, что предложенный законопроект удастся внести в Госдуму и принять уже в этом году. Ужесточение регулирования и обеление табачного рынка за счет повышения собираемости и улучшения администрирования акцизов, по оценке Минфина, могут принести бюджету в 2023 году дополнительные доходы в размере 100 млрд руб.

Предложение по регулированию табачной отрасли по системе ЕГАИС не новое: в 2021 году Минфин выступал с инициативой ввести лицензии на производство и оптовую торговлю табака и передавать данные в доработанную систему ЕГАИС. Но предложение включить табачную продукцию в сферу действия системы ЕГАИС поддержали не все участники рынка. Учитывая введенную для табачного рынка маркировку, «некоторые положения проекта закона относительно системы ЕГАИС представляются излишними», говорил вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко.

Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора системы «Честный знак», заявил РБК, что «система маркировки намного эффективнее любых других существующих систем, о чем говорят результаты работы». С момента ее введения уровень контрафакта в табачной продукции снизился на четверть — с 15,6% в 2019 году до 12,1% в 2021 году, выявлены и закрылись 32 нелегальных производства, еще 18 табачных фабрик вышли из тени и начали работать легально. А благодаря маркировке в 2021 году начисления от акцизов в табачной отрасли выросли, по данным ФНС, на 121,6 млрд руб. (20,9%) — до 705 млрд руб., добавили в ЦРПТ.

РБК направил запросы в правительство и Минпромторг.

Сколько бюджет теряет из-за нелегальной торговли сигаретами

Год назад Счетная палата оценивала, что за пять лет — с 2016 до середины 2021 года — федеральный бюджет потерял из-за незаконной продажи табачной продукции 295,6 млрд руб. Доля нелегального табака за этот же период, по данным независимого международного агентства Kantar TNS Russia, выросла почти в десять раз — с 1,1 до 10,7%. Таким образом, каждая десятая пачка сигарет в России была продана нелегально, с нее не уплачивался налог.

За 2021 год бюджет потерял из-за незаконного оборота табака 75,2 млрд руб., а в первом полугодии 2022 года — как минимум 38,7 млрд руб., оценивал национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО «ННЦК»). По данным экспертов, на долю нелегальной продукции сейчас приходится 12,1% российского рынка табака. Больше всего нелегальных сигарет встречается в пограничных регионах— Новгородской и Брянской областях.

Самая большая доля в нелегальном обороте — это сигареты, незаконно ввезенные из соседних стран Евразийского экономического союза (помимо России, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Большинство нелегальных сигарет поступает из Белоруссии: на их долю приходится 92% ввезенного в Россию табачного контрафакта из стран ЕАЭС.

Источник: РБК


Российская индустрия ТЦ оказалась на грани краха

Уход иностранных брендов поставил на паузу открытие новых торговых центров в Москве. За неполный 2022 год объем ввода в эксплуатацию упал в 2,5 раза. Так, если за три квартала прошлого года было введено 162 тысяч кв. м новых торговых площадей, то в этом – всего 64 тысяч кв. м. Это следует из отчета консалтинговой компании Knight Frank Russia, с которым ознакомились «Ведомости». 

За девять месяцев этого года в столице было введено всего четыре торговых центра: «Солнце Москвы» на проспекте Мира, Discovery на улице Дыбенко, «Нагорный» в Электролитном проезде и «Байконур» на улице Декабристов. Разрешение на ввод в эксплуатацию получили также торгово-развлекательный центр «Сказка» в Рассказовке и «Орион» на ул. Летчика Бабушкина. Для сравнения, в прошлом году на рынок вышло сразу 14 торговых центров.

Снижение объема ввода торговых центров опрошенные «Ведомостями» участники рынка связывают со сложной экономической ситуацией из-за негативного влияния пандемии коронавируса, а затем и начавшейся войны.

Кроме того, у россиян снижается платежеспособность, которая ведет к сокращению трафика в ТЦ. До пандемии суточная норма объектов была на уровне один посетитель на 1 кв. м арендуемой площади, сейчас этот показатель упал до 0,5 человека и менее. Только за неделю мобилизации, по данным Союза торговых центров, трафик упал на 8% по сравнению с прошлым годом, а в Москве – почти на 13%. Но некоторые ретейлеры зафиксировали более глубокое падение – до 40%.
Из-за этого многие девелоперы переносят ввод торговых объектов на неопределенный срок, констатирует глава департамента коммерческой недвижимости группы компаний «Ташир» Виктория Шахназарян. Она связывает это с уходом ряда международных якорных брендов. Освободившиеся после их ухода площади продолжают пустовать. Свободны 14,5% помещений, а это на 1,5 п. п. больше, чем было годом ранее. При этом на 1,1 п. п. этот показатель вырос только за последний квартал. 

Все эти факторы уже повлияли на снижение арендных ставок в московских торговых центрах, отмечает партнер Ricci|Blackstone Алексей Сигал. По его словам, несмотря на то что условия сделок – это коммерческая тайна, можно говорить об их сокращении с начала года на 20–30%. По данным Knight Frank Russia, ставки в крупных торговых центрах сейчас варьируются от 4 тысяч–8 тысяч рублей (к примеру, для развлекательных центров) до 120 тысяч–150 тысяч рублей (для фудкортов) за 1 кв. м в год.

Источник: MoscowTimes

Деловое положение: малый бизнес попросил бронь от частичной мобилизации

Кого именно предприниматели предлагают освободить от службы

Деловое сообщество попросило предоставить отсрочку от частичной мобилизации для ключевых и высококвалифицированных сотрудников малого и среднего бизнеса. Письмо с такой просьбой глава «Опоры России» Александр Калинин направил министру экономического развития Максиму Решетникову (есть у «Известий»). В документе указано, что в период призыва сфера малого и среднего предпринимательства (МСП) должна продолжать работать и закрывать потребности государства и населения. Для этого стоит установить квоты по призыву с одного предприятия, а в случае мобилизации директора компании предусмотреть переходный период в несколько дней, чтобы он смог передать дела, считают представители бизнеса.

Отсрочное дело

Отсрочку от частичной мобилизации стоит предоставлять не только сотрудникам предприятий оборонно-промышленного комплекса, но и гражданам, работающим на предприятиях реального сектора экономики, в том числе из сферы малого и среднего бизнеса, указал в письме Максиму Решетникову Александр Калинин. Он предложил ввести бронь либо предоставить отсрочку от призыва для высококвалифицированных и ключевых специалистов сферы МСП. Например, право на отсрочку от призыва нужно директорам, учредителям предприятий или индивидуальным предпринимателям, указано в документе.

«В период мобилизации бизнес, том числе малый и средний, должен продолжать работать, закрывать потребности государства и граждан в товарах, работах, услугах, создавать рабочие места, платить налоги», — сказано в письме «Опоры России».
В объединении также предложили рассмотреть вопрос введения квоты по призыву с одного предприятия, чтобы не случилось критической потери кадров, которая приведет к закрытию бизнеса. Как считает Александр Калинин, следует ввести и ограничения по мобилизации нескольких членов семьи (братья, супруги). В случае мобилизации индивидуального предпринимателя, директора и учредителя организации в одном лице нужно предусмотреть переходный период в несколько дней на передачу дел, оформление доверенностей и распоряжений по счетам, сказано в письме. Если продолжать вести бизнес будет невозможно, было бы логично ввести упрощенный порядок ликвидации юрлица и прекращения государственной регистрации для ИП, отмечено в документе.

«Для поддержки бизнеса на время мобилизации считаем необходимым приостановить начисление фискальных и иных обязательных платежей, которые не зависят от размера выручки, а привязаны к самому статусу ИП (в частности, патент, страховые взносы, имущественные налоги, арендные платежи)», — сказано в письме.

Для предпринимателей, взявших на себя обязательство по сохранению занятости в период пандемии и получивших кредиты по программе ФОТ 3.0 стоит разъяснить порядок расчета численности сотрудников по сохранению занятости. Это нужно, чтобы выбывшие по мобилизации работники не учитывались при принятии решения, сохранил ли занятость заемщик.

Бронь не для всех

21 сентября президент России Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации в связи со спецоперацией на Украине. В обращении к гражданам глава государства заявил, что призыву подлежат рядовые и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет и старшие офицеры до 55 лет. Не подлежат частичной мобилизации работники предприятий ОПК, граждане, признанные временно негодными по состоянию здоровья, занятые постоянным уходом за членом семьи или инвалидом I группы, имеющие на иждивении четырех и более детей до 16 лет или воспитывающие без матери хотя бы одного ребенка младше 16.

Также не должны призываться на службу военные пенсионеры, находящиеся в отставке и снятые с воинского учета по состоянию здоровья или старше 55 лет, имеющие непогашенную судимость за тяжкие преступления, солдаты-срочники, а также постоянно проживающие за границей и не состоящие на воинском учете, имеющие на иждивении трех и более детей до 16 лет и жену на сроке беременности не менее 22 недель, студенты очного и очно-заочного отделений.

Позднее в Минобороны сообщили, что для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы принято решение не привлекать на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки. В частности, речь о работниках сфер IT, связи, СМИ и финансов.
Минэк работает над мерами помощи малому и среднему бизнесу, рассказал «Известиям» Александр Калинин. Он привел в пример важные профессии — технологов сложных линий, операторов дорожных комплексов.

— От работы данных сотрудников напрямую будет зависеть технологический процесс всей компании, — подчеркнул Александр Калинин.

Президент «Опоры России» уточнил, что предлагаемая отсрочка для директоров и ИП — не преференция, а скорее необходимая мера поддержки экономики.
Давать руководителям предприятий отсрочку от мобилизации для передачи дел действительно необходимо, согласен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Но полностью освобождать таких граждан от мобилизации излишне, уверен он.

— Есть мобилизационная программа, она озвучена. Если предоставлять бронь всем, кто просит, то тогда ее попросят все. Работники сферы социальных услуг скажут, что нельзя выводить людей из социальной сферы, нужна бронь и так далее. Мне кажется, это не совсем разумно, — полагает Георгий Остапкович.
При этом эксперт назвал верным решение властей дать отсрочку от частичной мобилизации айтишникам.

Источник: Известия

Рост книжного рынка в 2022 году обеспечат подорожавшие бумажные книги

По итогам 2022 г. книжный рынок России вырастет на 19% в денежном выражении и составит 118 млрд руб., но в экземплярах он упадет на 6% до 252 млн штук.
Такой прогноз дал гендиректор издательства «Эксмо» (входит в издательскую группу «Эксмо-АСТ») Евгений Капьев на отраслевой конференции «Книжный рынок России – 2022», которая состоялась 5 сентября в рамках Московской международной книжной ярмарки.


По данным группы «Эксмо–АСТ», средний рост цен на книги с января по август 2022 г. составил порядка 25%. «Рост цен стал рекордным как минимум за последние 5 лет, особенно в сегменте бумажных книг. В первую очередь именно с этим связан прогнозируемый рост книжного рынка в деньгах», – рассказал «Ведомостям» Капьев.
Среди ключевых факторов, которые привели к подорожанию бумажных книг, – рост стоимости бумаги и типографских услуг, поясняет он. Согласно данным члена правления Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати Елены Шитиковой, за январь – август стоимость полиграфических услуг в среднем выросла на 15-20%, бумаги – на 4-50%.


При этом рынок цифровых книг, по прогнозу группы компаний «Литрес» (в его состав входит одноименный сервис и подписной сервис MyBook) в 2022 г. вырастет только на 5,5% и составит около 11,5 млрд руб., прогнозирует гендиректор группы Сергей Анурьев.


В результате СВО в феврале – марте рынок столкнулся с ограничением действия международных платежных систем, уходом ключевых рекламных носителей из России и участников рынка цифровых книг, например Storytel, объяснил он. По словам Анурьева, основной эффект от этих факторов пришелся на II квартал, когда на рынке цифровых книг впервые с 2019 г. было зафиксировано падение год к году – на 9,5% до 2,33 млрд руб.


Ранее именно цифровые книги выступали драйвером роста книжного рынка России. Их продажи, следует из данных «Эксмо-АСТ», ежегодно росли на 30–60%, в то время как продажи бумажных книг – на 6–11% (за исключением 2020 г., когда сегмент упал на 13%). В 2021 г. на продажи цифровых книг пришлось около 10,9 млрд руб. (11,5%) из общего объема рынка в 95 млрд руб.


Другими барьерами для развития всего книжного рынка являются уход крупных западных правообладателей с российского рынка (среди них – Macmillan, Simon & Schuster, Penguin Random House и др.) и рост пиратства в первую очередь книг европейских и американских авторов, отметил Капьев: «Их доля в портфеле ведущих российских издательств составляет от 40 до 90%».


Точками роста всего книжного рынка, по словам Капьева, могут стать, например, борьба с пиратством, открытие новых книжных магазинов в рамках федеральных книжных сетей и т. д.


Эксперты сомневаются в росте книжного рынка и в денежном выражении по итогам года.


В конце марта – начале апреля на книжном рынке был зафиксирован неожиданный всплеск спроса на книги уходящих из России зарубежных авторов, а также в целом на красочные детские книги и учебные издания в связи с предполагаемым их исчезновением из продажи или серьезным подорожанием полиграфии, говорит шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьева. «Это поддержало рынок в первом полугодии, но, вполне возможно, весенний всплеск будет нивелирован спадом во втором», – предполагает она.


Уход западных правообладателей вряд ли приведет к росту выпуска книг российских авторов, результатом может стать снижение выручки издательств, считает исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.

Источник: ДистриПресс

Новости Липецкого регионального отделения АМТ

В настоящий момент в Липецке проходит процедура ОРВ по проекту нормативного акта, касающегося продления договоров без проведения торгов во исполнение постановления Правительства РФ № 353. 


Известно, что во многих регионах органы власти всячески уклоняются от издания такого нормативного акта. В Липецкой области правительство также неохотно шло на этот шаг. Но по нашему настоянию проект нормативного акта все-таки был разработан и вынесен на процедуру ОРВ. Однако орган власти захотел оставить себе свободу действий, не указывая конкретный срок, на который договоры должны будут продлены. 


Поэтому нам пришлось вновь заказывать антикоррупционную экспертизу и требовать проведения согласительного совещания в рамках всё той же процедуры ОРВ. Считаю, что каждую процедуру ОРВ, в которой имеются спорные вопросы, необходимо сопровождать антикоррупционной экспертизой. При наличии третьего мнения и прокуратура, и сам орган власти начинают по-другому относиться к вопросу.  


Нам удалось убедить уполномоченный орган в том, что формулировка о сроке заключения договора без проведения торгов должна быть конкретизирована. Сошлись на том, что срок заключения договора будет определяться хозяйствующим субъектом в его заявлении. 


Таким образом, уполномоченный орган вынес отрицательное заключение по процедуре ОРВ с требованием доработать проект постановления. 


Теперь мы ждем доработанный проект от разработчика. Это значит, что процедура ОРВ при правильном применении работает, однако некоторые ее положения требуют доработки и усовершенствования. Подготовленные материалы по доработке процедуры обсуждались на заседаниях Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле.  

Нет миллиона — нет павильона. Пермские власти снова воюют с бизнесом под предлогом благоустройства улиц

Пермские власти вновь начали борьбу с торговыми киосками под предлогом требований к внешнему виду.Ранее Пермский краевой суд отменил типовую форму паспорта благоустройства, оформление которого требовалось при размещении киосков на придомовой территории.
В Перми продолжается противостояние между владельцами нестационарных торговых объектов (НТО) и чиновниками, но его заложниками, как и прежде, остаются простые горожане. Казалось бы благие намерения властей — сделать улицы чистыми и красивыми и привести вид павильонов и киосков к единообразию — на практике только уменьшают комфорт для жизни горожан.Давление властей на малый бизнес — а нестационарные торговые объекты это те самые «малыши», которые кормят семью и пару сотрудников, платят налоги и обеспечивают людей товарами первой необходимости —проявляется буквально во всём. Это и строго фиксированные требования к внешнему виду киосков, когда лишняя реечка в обшивке может привести к огромному штрафу. Это и сокращение мест для размещения НТО — все помнят многолетнюю борьбу властей с цветочниками на Комсомольском проспекте.
Власти уже традиционно устанавливают по отношению к торговым киоскам всё новые и новые ограничения. Сначала чиновники сократили в три раза количество продуктовых киосков и павильонов на муниципальной земле, а потом взялись за частную. Прежде была попытка установления полного запрета на размещение киосков на придомовой территории, однако такой запрет Конституционный суд России признал незаконным. Теперь от предпринимателей требуют вложить миллионы рублей в новые типовые киоски и павильоны, пугая владельцев павильонов и киосков большими штрафами и взысканиями (до 10 тыс. рублей в день). В некоторых случая перед входом в действующий торговый павильон чиновники просто устанавливают забор.
Казалось бы, при размещении торговых киосков на придомовой территории ТСЖ снижает расходы собственников дома на обслуживание жилья (за счет платежей владельца НТО за аренду земли), предприниматель получает возможность вести торговлю в месте с гарантированным потоком покупателей, а люди получают возможность покупать свежие продукты и другие товары повседневного спроса непосредственно рядом с домом. Но такой подход уже на протяжении многих лет не устраивает местных чиновников (читай, мэрию) — власти под разными предлогами продолжают оказывать давление на малый торговый бизнес.
«Раньше у нас на Глеба Успенского на территории нашего ТСЖ были Кудымкарские продукты, напротив у школы — овощи и Бардымские пельмени, мед, чак-чак, — рассказывает Светлана Викторова, — Мы постоянно покупали свежее молоко и хлеб из Коми-Пермяцкого округа, продукты с юга Прикамья. Сейчас я даже не знаю, где купить это. В сетях почти все продукты привозные. Какое тут «покупай пермское», о какой поддержке местного производителя, предпринимателя можно говорить, все киоски убрали, людей даже не спросили».
Как говорят предприниматели, НТО — это не просто ларёк, это реальный малый бизнес, сам себе работодатель, организатор рабочих мест, плательщик налогов. Самозанятые и предприниматели — это как раз те люди, которые фактически в наше непростое время обеспечивают свою семью и нескольких работников доходом, платят налоги и поставляют товары первой необходимости от местного производителя по низким ценам (у них нет таких больших торговых наценок как у крупных торговых сетей). Сейчас малый бизнес в торговле включает в себя и социальную составляющую: в основном работники малоформатной торговли – это люди пенсионного возраста, иногда киоск — это семейный и единственный источник дохода для целой семьи.
«Например, там, где всегда покупатели привыкли на Крохалева приходить за молоком и мороженым, власти в городской схеме размещения НТО установили товарную специализацию «мясопродукты». Предприниматель, который там работал больше десяти лет, знает, что здесь на продаже колбасы он и на оплату электроэнергии не заработает, остается только закрываться», — рассказывает владелец павильонов Светлана Мерзлякова. Она говорит, что после 1 января только идти в службу занятости и осталось — бизнес просто взяли и уничтожили.
Еще в 2021 году председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах по поддержке МСП в сфере торговли. В документе речь шла об устранении избыточных административных барьеров в мелкорозничной торговле. В том числе, премьер-министр рекомендовал региональным властям обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, в том числе нестационарных. По мнению российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, «нельзя удалять законно стоящие НТО под предлогом благоустройства, дорожных работ и других «благих дел», когда истинная причина заключается в переделе рынка».
Но, видимо, для пермских чиновников указание федерального центра о поддержке НТО — пустой звук. Начиная с осени прошлого года районные администрации нашего города выписали более 500 административных штрафов предпринимателям, работающим на частной земле, за несоответствие внешнего вида существующих киосков типовым эскизам НТО. Правда, потом оказалось, что все штрафы, на которые предприниматели подали жалобы в суд, были отменены судами, то есть оказались незаконными. Однако большинство предпринимателей не имели возможности нанять юриста для оспаривания штрафа, и в этом случае штраф вступал в силу.
Этим судебные разбирательства не закончились. Сейчас районные администрации Перми подали в суды суммарно более 100 исков с требованиями о приведении существующих НТО, расположенных на частных землях, в соответствие с фиксированными типовыми проектами павильонов и киосков. Так, например, торговый киоск по типовому проекту должен быть площадью либо 6 кв. м либо 9 кв. м, малейшее отступление от этих параметров не допускается. Выполнить такое требования для существующих НТО в большинстве случаев невозможно, хотя бы потому, что существующий киоск площадью 5 кв. м невозможно превратить в типовой киоск площадью 6 кв. м, а существующий торговый павильон площадью 15 кв. м невозможно превратить в типовой павильон площадью 30 кв. м.
По сути требования районных администраций в судах сводятся к необходимости демонтировать существующие киоски и заменить их на абсолютно новые, типовые. А изготовление новых типовых НТО требует затрат от 400 тысяч до миллиона рублей, что в сложившейся экономической ситуации не по карману субъектам малоформатного бизнеса.
Как заявил замглавы Перми Виктор Агеев на встрече с предпринимателями в администрации Мотовилихи: «О чем мы спорим, есть типовые проекты, правила их размещения содержат исчерпывающий список. У нас был мораторий, но давайте признаем, что мы не наблюдаем особенно на частных территориях, какого-то движения по изменению облика НТО по типовому проекту. Все, они отслужили и должны закончить свою жизнь».
Предприниматели в свою очередь поясняют, что в Перми для НТО на придомовых территориях никакого официального моратория на штрафы не было: до октября 2021 года городские и районные чиновники утверждали, что размещать НТО на придомовых территориях в принципе нельзя, а с октября 2021 года начал действовать краевой закон, который разрешил размещать торговые павильоны и киоски на придомовых территориях, но одновременно с этим установил штраф за любое, даже малейшее несоответствие внешнего вида ранее установленных НТО типовым эскизам (в том числе за несоответствие по размерам).
«Требовать от предпринимателей существенных денежных вложений в кардинальное обновление внешнего вида НТО можно только при гарантии от властей, что размешать НТО на этих территориях разрешается, и что эта возможность не будет отменена в ближайшие годы (то есть если будет дана гарантия стабильности существования бизнеса). А пока происходит наоборот. Одной рукой власти пытаются запретить торговым киоскам и павильонам размещаться на частной земле (придумываются дополнительные требования, зачастую неисполнимые, без выполнения которых размещать НТО на придомовой территории запрещается), а другой рукой власти требует от предпринимателей вложить миллионы рублей в обновление внешнего вида НТО, полностью заменить размещенные в настоящее время НТО на абсолютно новые, типовые. Это абсурд. Ни один предприниматель не вложит такие значительные деньги в постройку нового киоска (выполненного по типовому эскизу), пока не получит гарантии, что его не прогонят, не снесут, не запретят в ближайшие несколько лет», — говорит руководитель Пермского регионального отделения Ассоциации малоформатной торговли Сергей Зекунов.
В ответ на действия властей владельцы НТО подали в краевой суд свой иск — требуя признать, что установление строго фиксированных обязательных и безальтернативных параметров (размеров) НТО является незаконным.
По сути, в 2017 году, с момента сокращения числа НТО на муниципальной земле в три раза, и началось противостояние между малым торговым бизнесом и властью. С 2019 года, после введения строго фиксированных требований к внешнему виду НТО, ситуация усугубилась. Предприниматели предлагали свои варианты обновления внешнего вида своих торговых объектов (в том числе вариант модернизации существующих киосков для приведения их в стилистическое единообразие с типовым эскизом) и готовы договариваться о постепенной поэтапной замене существующих НТО на новые, с учётом реальных финансовых возможностей и непростой экономической ситуации в стране. Однако власти пока уклоняются от поиска компромисса по этим вопросам и предпочитают действовать с позиции силы.
Вся эта уже пятилетняя борьба предпринимателей в буквальном смысле за выживание в результате приводит, как минимум, к трём негативным эффектам. Во-первых, те, кто должен развивать собственное дело, создавать рабочие места и увеличивать налоговые выплаты, вместо решения своих профессиональных вопросов и повышения качества услуг на протяжении нескольких лет тратят время, силы и деньги на постоянное доказывание своей правоты в судах. Наименее стойкие — просто закрывают свой семейный бизнес, тысячи горожан теряют работу и доход. Во-вторых, жителей нашего города лишают возможности приобретать свежую выпечку, спелые фрукты, фермерскую продукцию по умеренным ценам и в режиме так называемой шаговой доступности (рядом с домом, с работой). В-третьих, время и возможности сотен городских и районных чиновников абсолютно безрезультативно тратятся на придумывание новых барьеров для субъектов нестационарной торговли, вместо решения множества существующих в городе неотложных проблем.
Возможно, конец этому противостоянию всё-таки положат решения судов по новым искам. Не исключено также и то, что со временем местные чиновники прислушаются к указаниям федеральных властей и откажутся от силового решения вопросов в сфере нестационарной торговли.

Источник: PROPerm

Самозанятым разрешат пользоваться торговыми ларьками

Люди, которые не регистрировались как индивидуальные предприниматели, а применяют официальную самозанятость — специальный режим «Налог на профессиональный доход», получат право пользования городскими ларьками. Соответствующее решении принято сенаторами на пленарном заседании 8 июля, завершающем весеннюю сессию.


Ранее было предложено порядка 60 процентов нестационарных торговых объектов отвести малому и среднему бизнесу при утверждении схемы размещения нестационарных торговых точек. Эту норму решено распространить и на самозанятых.


Норма будет действовать до 31 декабря 2028 года, пока идет эксперимент по установлению специального налогового режима.

Источник: Парламентская газета