Минэкономразвития сообщило о росте числа субъектов МСП в России

Число субъектов малого и среднего бизнеса в едином реестре МСП на 10 августа 2023-го превысило 6 млн — это больше, чем в те же периоды предыдущих лет. Так, в июле 2019 года в реестре числилось 5,8 млн субъектов. Об этом сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития 16 августа.

«При этом мы отмечаем увеличение числа новых предприятий. По итогам первого полугодия количество вновь созданных субъектов МСП превысило 688 тыс. Это на 18% больше, чем в первом полугодии 2022 года», — уточнили в министерстве.
Там рассказали, что для предпринимателей доступны разные меры поддержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», среди которых финансовые, консультационные, программы обучения, продвижения и т.д.
«Меры поддержки дифференцированы по целевым группам получателей — самозанятые, начинающие предприниматели, растущие субъекты МСП, нацеленные на дальнейшее развитие. Все они могут получить поддержку и услуги, которые необходимы на различных этапах становления бизнеса», — подчеркнули в Минэкономразвития.

Там также добавили, что наряду с масштабной программой льготного кредитования представители малого и среднего бизнеса получают поддержку в рамках государственного микрофинансирования, лизинга, альтернативных источников финансирования, в том числе краудфандинга и биржевых инструментов.

Ранее в этот день сообщалось, что, согласно исследованию hh.ru, банка «Точка» и Calltouch (имеется в распоряжении «Известий»), индекс здоровья российского бизнеса по итогам II квартала 2023-го достиг 69 баллов — значение стало максимальным за период с 2019 по 2023 год. При этом в текущем году лучше других показатель у малого бизнеса. Доцент базовой кафедры финансовой и экономической безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Ерохина выразила мнение, что малый бизнес показывает хороший рост на фоне эффективности мер господдержки. Она напомнила, что для предприятий доступны многие программы, например «земля за один рубль», снижение налоговой нагрузки, наличие беспроцентных кредитов и займов.

Источник: Известия

Меньше денег, шире профиль

Белый дом расширяет эксперимент по цифровой поддержке малого и среднего бизнеса — адресному и проактивному подбору льгот на основе цифрового профиля предпринимателя. Профиль пополнится данными из десятка информсистем и будет интегрирован с системой «Электронный бюджет» для подачи заявок на субсидии. Развитие цифровой платформы и расширение профиля объясняются переходом правительства к концепции, в которой государство лучше, чем сам бизнес, знает о его потребностях и за счет этого повышает эффективность господдержки. Подход актуален в условиях бюджетного дефицита и сворачивания массированной помощи сектору.

Минэкономики предложило расширить эксперимент по цифровой трансформации системы оказания поддержки малому и среднему бизнесу, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства. Идеи цифровизации взаимодействия с МСП у правительства появились в 2021 году после пандемии COVID-19. Власти тогда научились оперативно настраивать меры поддержки под нужды бизнеса и пришли к выводу, что сами предприниматели не способны обозначить приоритеты поддержки в долгосрочной перспективе, но государство может — благодаря массивам данных. Так, в феврале 2022 года в режиме эксперимента запущена цифровая платформа МСП, которая должна обеспечить адресный и проактивный подход к поддержке на основе цифрового профиля предпринимателя. Сам профиль запущен в декабре 2022 года: если в нем использовалось 800 различных видов данных, то в мае 2023 года — уже 1,2 тыс., в том числе добавлены сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, реестра МСП, налоговых деклараций и баз данных, о счетах в банках и получении мер поддержки, сообщили “Ъ” в Корпорации МСП.

Проект постановления продлевает эксперимент до апреля 2031 года (оценка промежуточных результатов в апреле 2025-го) и расширяет его параметры.
В том числе предусмотрена возможность подачи бизнесом заявок на получение субсидий. Для этого профиль предпринимателя предлагается интегрировать с системой «Электронный бюджет», а в работу по развитию платформы — Минфин, который на протяжении года унифицирует процесс распределения бюджетных субсидий среди юрлиц и физлиц (см. “Ъ” от 24 мая и 14 июня).

В число участников эксперимента войдут и другие ведомства—поставщики сведений, необходимых для подбора мер поддержки. Одной из «ключевых» станет ФНС, которая пополнит платформу сведениями из налоговых деклараций и учредительных документов организации, а также данными о численности работников. Платформа будет увязана со всеми отраслевыми ГИС: в профиле появится информация от Минцифры (сведения об аккредитации IT-компаний и о лицензиях), Казначейства (о недобросовестных поставщиках и о долгах перед бюджетами и приставами), Минпромторга (о производимой промпродукции), Минэкономики (из Единого реестра конечных получателей господдержки инновационной деятельности), МВД (о транспортных средствах) и Роспатента (о правах на результаты интеллектуальной деятельности).

Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич объясняет, что расширение профиля нужно для двух целей.

«Первая — чтобы платформа совершенствовала автоматический подбор подходящих мер, которые уже доступны предпринимателю или могут быть получены при устранении ограничений, предусмотренных нормативными актами. Сейчас проблема как раз состоит в том, что бизнес не знает об этих ограничениях: у него может быть задолженность буквально в три копейки. Но именно они не позволяют ему получить поддержку. Вторая цель — улучшить процесс автоматического заполнения формы анкеты/заявки при обращении за поддержкой»,— поясняет он.
Процесс автоматизации поддержки МСП ускоряется на фоне падающих доходов бюджета: правительство уже анонсировало отказ от массированной поддержки сектора в пользу перспективных предприятий (см. “Ъ” от 15 и 16 июня).

Цифровизация обеспечит государство данными о ее эффективности и прямо повлияет на процесс распределения льгот между МСП и отказ от неработающих инструментов.

Источник: Коммерсантъ

Владельцев НТО в Ульяновске могут освободить от аукционов при заключении договоров

Действующим собственникам НТО в Ульяновске планируется разрешить заключать договора без проведения открытого аукциона. Речь идёт о порядке размещения нестационарных торговых объектов. Об этом рассказали в городской думе.
Тема рассматривалась на прошедшем вчера, 4 июля 2023 года, совместном заседании комитетов по бюджету и налогам, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

В целом рассматривается возможность учесть ряд предложений индивидуальных предпринимателей, поступивших в мэрию, в том числе — заключение договоров на длительный срок, сдача в субаренду, расположение в охранной зоне при согласовании с собственником.

«На сегодняшний день Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области тоже готовит новый проект в части размещения НТО. После этого будем дальше обсуждать вопрос о предоставлении мест под НТО для действующих собственников. Есть два механизма: автоматическое продление на существующих условиях на определенный срок от одного до семи лет либо заключение договора на новый срок до 10 лет. В свою очередь, от них будем требовать соблюдение правил благоустройства», — рассказал председатель профильного комитета Игорь Крючков.

Ранее мы писали о том, что летом 2023 будет функционировать 431 нестационарный торговый объект. 231 место предусмотрено для продажи кваса, 98 мест — для продажи мороженого, 7 мест — по реализации цветов, в 30 местах можно будет приобрести бахчевые культуры, и, наконец, еще 65 мест отданы под «прочие товары».

Источник: Ульяновск.Экспресс

Пермские власти не могут договориться с предпринимателями о дизайне и габаритах городских НТО

На днях в Четвертый апелляционный суд поступило на пересмотр громкое дело о регулировании в муниципальных правилах благоустройства Перми внешнего вида и размеров торговых павильонов, киосков и других нестационарных торговых объектов (НТО). Выводы, которые сделает суд по итогам рассмотрения этого дела, во многом предопределят дальнейшую правоприменительную практику местных властей по отношению к НТО в большинстве городов нашей страны.

Пермские предприниматели, включая владельцев газетных киосков, и организации собственников жилья оспорили решение нижестоящего суда, признавшего право городских властей Перми предписать использование только типовых проектов НТО (со строго фиксированными размерами и минимальным количеством возможных вариантов) при отсутствии возможности какой-либо индивидуализации торговых объектов.

Суд первой инстанции постановил, что такие требования местных органов власти сами по себе не являются вмешательством в торговую деятельность и не создают неблагоприятных или дискриминирующих условий и что цель у них правильная — создание благоустроенной городской среды. А затруднения, которые вследствие этого испытывает бизнес, по мнению Пермского краевого суда, не должны иметь определяющего значения, поскольку нормативный правовой акт не может учесть все частные случаи осуществления предпринимательской деятельности. В том, что количество возможных вариантов типовых проектов НТО при таком регулировании было сведено к минимуму (не более двух для НТО каждого вида), суд первой инстанции не увидел нарушения, посчитав, что и небольшое количество таких вариантов, и строго фиксированные требования к габаритам НТО местные власти, по мнению суда, могут определять по своему усмотрению, без какого-либо обоснования и без учета интересов предпринимателей.

Решение пермского суда вызвало серьезный резонанс и настороженность не только в предпринимательском сообществе. Ведь это первое подобное дело после серии решений Конституционного суда России, призвавшего местные власти к сдержанности и обязанности применять гибкие подходы к регулированию НТО, чтобы торговая деятельность не утратила экономический смысл.

Участники рынка ожидали, что судебная практика внесет конкретику, определит стандарты принятия решений на местном уровне и обеспечит понятные и необременительные правила для бизнеса. Тем более что стимулирование развития предпринимательства стало сегодня вопросом национальной безопасности. Президент России неоднократно подчеркивал, что правильным ответом на агрессивные действия нашего противника является поддержка и расширение экономических свобод и предпринимательских инициатив. Правительством РФ сформулирован ряд поручений по упрощению на региональном и местном уровнях условий ведения нестационарной торговли, ведь именно она — лучшая, а порой единственная возможность выхода на рынок небольших производителей и фермеров с качественной и доступной продукцией. А для распространения тиражей традиционных газет и журналов торговые киоски просто незаменимы.

Малоформатный торговый бизнес — это, помимо прочего, еще и важный инструмент социальной политики, который создает множественные рабочие места и препятствует оттоку населения из регионов.

Поддержав позицию пермских властей, но не разъяснив юридические критерии определения границ полномочий муниципалитетов в этом вопросе, суд первой инстанции оставил неопределенность, которая может обернуться произволом на местах и экономическими потерями, в том числе для населения.

Эксперты, опрошенные «РГ», единодушны в том, что само по себе использование типовых проектов вполне естественно для городской инфраструктуры, позволяет упорядочить коммунальную среду, сделать ее узнаваемой и удобной, сократить издержки за счет применения стандартных решений. Однако бездумная абсолютизация шаблона не только губит индивидуальность, но и может парализовать развитие малого торгового бизнеса. Тем более если при этом игнорируется специфика конкретных элементов городской среды и непосредственные цели их использования.

Особенность НТО в том, что конструктивные характеристики нестационарного торгового объекта (его конкретные размеры, элементы оформления, особенности конструкции) зачастую предопределяются существующей товарной специализацией НТО и необходимым торговым оборудованием. Так, для газетных киосков требуются прилавки и витрины определенного вида, для нестационарной продажи кофе — совершенно другие, для торговли фруктами — третьи. Разрешение использования только единообразных (безальтернативных) типовых проектов НТО вынуждает предпринимателей любой ценой уложиться в отведенные жесткие рамки по параметрам НТО либо закрыть свой бизнес. При этом габаритные параметры типовых проектов, которые вводятся как обязательные без какого-либо согласования с предпринимателями, без учета их технических потребностей, на практике могут быть как чрезмерны, так и слишком малы для той или иной специализации нестационарной торговли. И это влечет соответственно либо неоправданные расходы для предпринимателя, либо невозможность продолжения бизнеса.

Во многих случаях минимально необходимая площадь для ведения торгового бизнеса задается национальными стандартами и иными федеральными правилами (техническими, санитарными и прочими). И если муниципальные типовые проекты НТО не позволяют соблюсти эти федеральные стандарты и правила, то конкретный вид объектов просто блокируется на местном уровне. То же самое может происходить и при использовании сетевой модели нестационарного торгового бизнеса, когда на разных территориях применяется избранный предпринимателем и оптимальный для него единый стандарт организации торговли или услуг, менять который под местный типовой проект не позволяют единые для всех условия договора соответствующей федеральной торговой сети. Если же предположить, что строго фиксированные муниципальные типовые проекты НТО будут внедрены повсеместно, в каждом или почти каждом городе, то сетевая нестационарная торговля (с использованием раскрученных федеральных торговых марок, готовых технологий и элементов оформления той или иной сети, очевидно, отличающихся от местных типовых шаблонов НТО) станет попросту невозможной.

При всей важности вопросов внешнего облика НТО трудно понять, почему с точки зрения пермских властей цели благоустройства могут быть достигнуты при установлении выбора только из двух вариантов проектов НТО со строго фиксированными размерами, отступление от которых, даже малейшее, в принципе не допускается. И почему возможность индивидуализации внешнего вида НТО, вариативный подход к их размерам рассматриваются как угроза для городского благоустройства! .

Кстати

Предстоящее апелляционное разбирательство в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции, безусловно, будет иметь серьезные последствия для развития малоформатной торговли во всей России. Речь идет о поиске разумного баланса интересов бизнеса и власти и доверии между ними, которые предполагают взаимное уважение и диалог. Усмотрение городских властей в вопросах благоустройства не может не учитывать весьма отличающиеся друг от друга потребности малоформатного торгового бизнеса, не укладывающиеся в единый фиксированный стандарт по размерам и цветовому оформлению НТО. Поэтому так важно сейчас определить понятные, предсказуемые пределы требований местных органов власти, не допуская при этом перекосов и крайностей.

Источник: RG

Бизнесу пообещали облегчение

Президент России Владимир Путин пообещал бизнесу существенные регуляторные послабления. Выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, президент заявил, что большинство предприятий нужно освободить от всех инспекций.
Проверять следует лишь бизнес, который может причинить вред гражданам или экологии. Кроме того, глава государства выступил за повышение порога крупного и особо крупного ущерба по некоторым статьям. “Ъ FM” решил узнать настроения предпринимателей после речи президента. С подробностями — Иван Хорушевский.

От большинства плановых проверок бизнес уже освободили на восемь лет. Такое постановление в марте 2023 года выпустило правительство. Исключения сделали лишь для объектов высокого и чрезвычайно высокого риска. К последним, например, относятся любые образовательные и некоторые социальные учреждения.

Однако о запрете еще и внеплановых проверок речи никогда не шло. Теперь президент настаивает и на такой мере. Он предлагает придать визитам надзорных органов профилактический характер. В таком случае, если ведомства выявят нарушения, они смогут выносить лишь предписания об их устранении. Такой подход гораздо эффективнее, полагает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова:

«Сами условные пожарные или санитарные врачи знают не все требования. Как предприниматель может во всем этом разбираться? Вы придите, подскажите, научите, дайте документы, составьте акт. И если бизнесмен злостно уклоняется от исправления ошибок, тогда нужно включать наказание».

При этом малый и средний бизнес планово не проверяли еще в прошлом году — действовал мораторий. Продолжали контролировать, судя по заявлениям властей, лишь «небольшой перечень объектов». На деле список оказался довольно существенным, сетовали предприниматели. Поэтому ко многим пожарные и санитарные инспекции продолжали заезжать с завидной регулярностью. Еще и в рамках внеплановых проверок. Хотя достаточно было всего одного визита, считает основатель сети барбершопов Topgun Алексей Локонцев:

«По сути, когда точка открывается, сразу можно понять, есть ли какие-то нарушения по нормам СЭС. Сами хозяева, чтобы клиент к ним шел, следят за чистотой и за всеми нормами. В нашей стране ничего долго не бывает, поэтому хорошо, что хоть какое-то время мы поживем без этих проверок».

Вопрос в том, не будут ли бизнесмены, работающие в сером сегменте экономики, злоупотреблять послаблениями. С одной стороны, следить за этим теперь могли бы правоохранители. Но с другой, они стали наносить визиты бизнесу слишком часто, сказал Владимир Путин. Поэтому он предложил Генпрокуратуре законодательно закрепить, что проверки могут проводить лишь профильные ведомства. Впрочем, справляться с контролем могут и отраслевые ассоциации, говорит владелец «Дымовского колбасного производства» Вадим Дымов:

«Силовики уж точно не нужны в бизнесе, его должна проверять налоговая. А все остальное — это просто жесткие проверки внутри организации, бизнеса, союзов, систем, которые занимаются качеством. Я считаю, что это все контролируется внутри гораздо качественнее, чем государственным ресурсом, потому что у нас разные интересы. У предпринимателя интерес — строить бизнес, а у государства — ставить палочки и отчитываться перед начальством».

Ответ на вопрос, не создаст ли самоконтроль в рамках ассоциаций почву для лоббизма, бизнес не дал. Для предпринимателей, к слову, подготовили и еще одно послабление. Президент поручил минимум в два раза повысить порог крупного и особо крупного ущерба по статьям, не связанным с хищениями. Теперь за многие нарушения, по которым раньше грозила уголовная ответственность, будут наказывать по Административному кодексу.

Особенно важно такое изменение, по словам главы государства, для нарушителей авторских прав. Поскольку сейчас многие иностранные компании «сами отказываются поставлять программное обеспечение и другие услуги». Еще и с учетом инфляции изменения действительно назрели, уверен управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов:

«Раньше крупный размер считался 100 тыс. руб., особо крупный — 1 млн руб. Эти положения вводились достаточно давно, им более 10 лет. Например, незаконное использование ПО подпадает под данную статью. А любое более или менее приличное приложение стоит больше 100 тыс. руб.. Если организация использует какое-то корпоративное ПО, его стоимость доходит и до 1 млн руб. Привлекать именно к уголовной ответственности предпринимателей за то, что они используют нелегальный софт, наверное, не очень целесообразно. По сути, здесь нужен некий пересмотр уголовного законодательства с учетом инфляции за 10 лет».

Но есть один нюанс. Почти такие же пункты Владимир Путин озвучивал на прошлом ПМЭФ. Реализовали их так, что в этом году пришлось повторяться.

Источник: Коммерсантъ

В Петербурге самозанятым разрешили ставить ларьки и киоски

Сотни тысяч самозанятых Северной столицы получили новую возможность для развития своего маленького бизнеса. Им официально разрешили устанавливать ларьки, киоски и прочие нестационарные торговые объекты (НТО). До сих пор это могли делать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Соответствующий городской закон принят в третьем чтении.Сегодня в Петербурге насчитывается уже 465 тысяч самозанятых, при этом многие из них работают на дому, а плоды своего труда продают онлайн. Но и для приема клиентов, и для торговли хорошо бы иметь специальное место.

При обсуждении новшества отмечалось, что оно может возродить в городе старинную традицию коробейничества — мелкорозничной уличной торговли. Как предполагается, это также должно сократить число нелегальных точек, которые портят облик культурной столицы.

— Это правильная инициатива, — считает руководитель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. — Самозанятых вывели в разряд предпринимателей — значит, их надо уравнять в правах с малым и микробизнесом. Раньше им приходилось снимать помещения у юридических лиц, хотя они точно так же могли бы платить аренду городу.


При обсуждении новшества отмечалось, что оно может возродить в городе старинную традицию коробейничества — мелкорозничной уличной торговли. Как предполагается, это также должно сократить число нелегальных точек, которые портят облик культурной столицы.

— Это правильная инициатива, — считает руководитель региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. — Самозанятых вывели в разряд предпринимателей — значит, их надо уравнять в правах с малым и микробизнесом. Раньше им приходилось снимать помещения у юридических лиц, хотя они точно так же могли бы платить аренду городу.

Конечно, каждый самозанятый не возьмет по ларьку, поскольку для этого налогового режима действует целый ряд ограничений, подчеркивает эксперт. К примеру, он не позволяет нанимать персонал и заниматься чем-либо, кроме торговли и оказания услуг. Но определенный круг самозанятых наверняка заинтересуется новой возможностью.

— Производители сувенирной продукции могут брать в аренду сезонные нестационарные объекты — например тележки — и заниматься разносной торговлей с апреля до октября. Раньше им приходилось отдавать свою продукцию каким-то перекупщикам. Мастерам по ремонту обуви и других изделий будет удобно работать в киосках бытового обслуживания. В пандемию многие сотрудники салонов красоты перешли в самозанятые и стали работать на дому или на съемных квартирах. Теперь они могут на законных основаниях взять себе помещение, — перечисляет Янина Гришина.

Однако на пути к заветному киоску самозанятые могут столкнуться с проблемой, которая уже знакома петербургскому бизнесу. Часть нестационарных торговых объектов можно получить только на аукционе, а недобросовестные предприниматели порой искусственно завышают их цену. Если от этого будут страдать и самозанятые, механизм могут наконец пересмотреть, прогнозируют эксперты.

Что же касается обычной стоимости таких объектов, то плательщики налога на профессиональный доход вполне смогут ее осилить. Ведь арендовать у государства всегда дешевле, чем у частного собственника.

Это можно будет сделать уже в ближайшие месяцы. После опубликования закона городской комитет по имущественным отношениям выпустит регламент, определяющий его работу. Затем самозанятые смогут подавать заявки.

Источник: RG.RU

Власти предложили донастроить поддержку малого и среднего бизнеса

Обновленная стратегия поддержки малого и среднего бизнеса до 2030 года предложит сосредоточить ресурсы на помощи недавно созданным фирмам, растущим микропредприятиям, фирмам из приоритетных отраслей и тем, кто «перерос» МСП.

Минэкономразвития и Корпорация МСП подготовили концепцию донастройки для стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года, которая предполагает помощь четырем наиболее перспективным категориям бизнеса. Это следует из презентации концепции, с которой ознакомился РБК и достоверность которой подтвердил источник, знакомый с ее содержанием.

РБК направил запрос в Минэкономразвития и Корпорацию МСП.

29 мая премьер-министр Михаил Мишустин проводит заседание правкомиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. «Мы детально рассмотрим стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, где обязательно учтем все предложения, которые в том числе есть у вас», — анонсировал Мишустин на прошлой неделе в беседе с президентом «Опоры России» Александром Калининым.

О том, что власти разрабатывают систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года, в апреле заявлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, механизмы поддержки необходимо доработать «с учетом достигнутых результатов и опыта работы в условиях ограничений».
«Для получения максимального экономического эффекта с учетом ограниченности ресурсов финансовые меры необходимо направить на таргет-группы поддержки», — говорится в презентации.

Какие группы планируют поддержать

Меры поддержки предлагается сосредоточить на предприятиях, которые подпадают под критерии одной из четырех категорий.

«Начинающие»

Это недавно (до двух лет назад) созданные фирмы, имеющие потенциал к акселерации. Согласно приведенным в презентации данным, наибольшая доля закрывающихся ежегодно предприятий приходится на субъекты малого и среднего бизнеса в «возрасте» до двух лет. Так, в 2022 году они составили 56% от всех закрывшихся фирм.

Чтобы помочь им «дожить» до продуктивного состояния, власти предлагают повышать компетенции и навыки предпринимателей (например, на базе центров «Мой бизнес» и возможностей Цифровой платформы МСП), а также обеспечить им доступное финансирование за счет таких инструментов, как гарантийная поддержка и микрозаймы.

«Растущие»

Это предприятия, которые приблизились к границе между микро- и малым бизнесом. Максимумом для микропредприятий является годовая выручка 120 млн руб. и среднесписочная численность работников 15 человек. У таких фирм основным барьером для развития является кратное увеличение административной нагрузки при переходе в более крупную форму: они лишаются права использовать патентную систему налогообложения, применять упрощенный порядок оформления трудовых отношений, на них распространяется обязанность по сдаче бухгалтерской и статистической отчетности.

Получается, что открыть дополнительную компанию оказывается проще и дешевле. По данным за 2021–2022 годы, только 3% микропредприятий перешли в категорию малых, отмечается в презентации.

Чтобы стимулировать переход из микробизнеса в малый, предлагается снизить административную нагрузку для субъектов МСП с показателями, близкими к пороговым значениям, и «донастроить» налоговые режимы.

Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров заявлял ранее, что большую часть малого и среднего предпринимательства составляет микробизнес. По его словам, более 70% компаний в стране являются компаниями малого бизнеса, при этом число компаний с выручкой выше 10 млн руб. резко снижается относительно предприятий с меньшим доходом. Он назвал не до конца исследованной проблему барьеров для перехода бизнеса в более крупные формы.

«Продуктивные»

К этой категории могут относиться как индивидуальные предприниматели с наемными работниками, так и юридические лица (малые и средние предприятия), работающие более пяти лет в следующих отраслях: обрабатывающие производства, научная и профессиональная деятельность, ИТ, туризм. Характерными чертами таких предприятий являются более высокая выживаемость и способность к акселерации, рост выручки и числа сотрудников даже в условиях шоков. Основным барьером для них является ограниченный доступ к льготному финансированию.
Для стимулирования роста продуктивных отраслей власти предлагают таргетировать на них финансовую и инфраструктурную поддержку.

МСП+

Это выросшие из форматов малого и среднего бизнеса предприятия, которые при превышении пороговых значений по критериям МСП теряют доступ к мерам поддержки. Вместе с тем им еще недоступны меры поддержки, предусмотренные для крупнейших предприятий. Этот «пробел» дестимулирует рост предприятий, которые при этом наиболее эффективны с точки зрения вклада в макроэкономические показатели.

Для получения господдержки компании из этой категории должны соответствовать нескольким критериям:

доход до 4 млрд рублей;

максимум 1,5 тыс. сотрудников;

ранее были включены в реестр МСП;

работают в сферах: инновационная и научно-техническая деятельность, обрабатывающие производства, ИТ, гостиничный бизнес, туризм, общественное питание, бытовые услуги, логистика.

Как следует из презентации, под эти критерии подходят порядка 350 компаний. Для них предлагается предусмотреть возможность расширения переходного налогового режима по аналогии с общепитом и запустить механизм «зонтичных» поручительств — гарантий Корпорации МСП перед банком, если у предприятия не хватает залога для получения кредита.

«С учетом небольшого количества таких предприятий — при сравнительно небольших бюджетных затратах на их поддержку, эффект для экономики будет существенный. Важно, чтобы [компании] МСП+ не выпадали из периметра поддержки. Возможно, предстоит разработать для них отдельные инструменты, прежде всего финансовые: льготные кредиты и гарантии», — говорится в справке Минэкономразвития к заседанию правкомиссии.

Для общепита с прошлого года были введены новые меры поддержки. По общему правилу к малому и среднему бизнесу относят предприятия со штатом до 250 человек, но для общепита ограничение по численности было увеличено до 1500 человек. Также предприятия с выручкой меньше 2 млрд руб. в год освобождаются от уплаты НДС.

В целом весь малый и средний бизнес в России можно разделить на две категории:
самозанятые (более 7 млн по состоянию на 30 апреля 2023 года) и ИП без сотрудников;

ИП с сотрудниками, юрлица, средние компании.

Первая группа, как отмечается в презентации, вносит незначительный вклад в макроэкономические показатели, но обеспечивает решение социальных задач по самотрудоустройству отдельных категорий граждан и увеличению уровня доходов населения. Вторая группа предприятий включает продуктивные субъекты МСП, которые обеспечивают эффективную занятость и деятельностью способствуют повышению эффективности экономики.

Предлагаемые стратегией меры поддержки могут быть направлены на все категории МСП, кроме самозанятых. По мнению разработчиков, значительная доля самозанятых «не имеет потенциала к переходу к полноценному предпринимательству, так как фактически они продолжают состоять в трансформированных трудовых отношениях».

Источник: РБК

Глава «Опоры России»: вклад малого и среднего бизнеса в экономику России растет

Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России в абсолютных цифрах растет существенными темпами, заявил президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин в своем.

Эксперт ожидает, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП по итогам 2022 года превысит 30 трлн рублей. Налоговые отчисления увеличились с 3,2 до 4,7 трлн рублей.

«Динамика по занятости в МСП также демонстрирует хорошие показатели. Сейчас в МСП с учетом самозанятых занято около 28 млн человек, т.е. национальная цель, поставленная президентом России, по обеспечению легальной занятости в МСП — 25 млн человек к 2030 году уже выполнена с превышением и досрочно», — написал Калинин.Он подчеркнул, что этих результатов удалось добиться благодаря прежде всего работе самого малого и среднего бизнеса, его активности, популяризации и быстрой адаптации к новым условиям.

Еще одна причина, по мнению эксперта, — эффективная реализация правительством и регионами национальных проектов, прежде всего «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт».

Калинин также заявил, что для опережающего развития МСП предпринимателям необходимо значительно увеличить инвестиции в этом секторе, в технологическое развитие и в кадры.

«Малый и средний бизнес должен массово выходить со своей продукцией на зарубежные рынки, доля экспорта МСП в общем объеме экспорта хотя и растет, но должна быть существенно выше, чем сейчас», — добавил глава «Опоры России».
Кроме он отметил, что сегодня состоится заседание правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, которую возглавляет председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

На заседании комиссии будут обсуждаться как текущие вопросы, так и стратегические направления развития МСП, сообщил Калинин.

Источник: Газета.ру

1 июня в 16:30-18:00 состоится Круглый стол на тему «МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ПАРТНЕРЫ: САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ?»

1 июня в 16:30-18:00 состоится Круглый стол на тему «МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ПАРТНЕРЫ: САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ?»

В течение последних нескольких лет сфера онлайн-торговли является одной из самых динамично развивающихся. За последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое. А пандемия 2020 года привела к значительному росту отрасли. Маркетплейсы для производителей и предпринимателей – это площадка с удобным набором инструментов, организованным трафиком и налаженными процессами для реализации продукции. Вместе с этим это и появление новых, ранее не предусмотренных проблем, как для предпринимателей, так и для самих маркетплейсов.

Вопросы для обсуждения:

— Эффективность механизмов саморегулирования в дистанционной торговле. Специальная комиссия при Минпромторге РФ (механизм решения проблем и его эффективность);

— Контрафактная продукция на маркетплейсах. Репутационные риски. Внедрение маркетплейсами систем контроля;

— Саморегулирование в отрасли. Что удалось сделать (Стандарты по взаимодействиюи почему при их наличии проблемы продолжают возникать?);

— Согласительная комиссия (почему была создана; проблемы ПВЗ);

— Проблемы взаимодействия маркетплейсов с партнерами. Поставщики товара и владельцы ПВЗ: ключевые проблемы и как найти решения.

Модератор:

Максимов Владлен, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», президент Ассоциации малоформатной торговли.К участию приглашены:

К участию приглашены:

Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

Дмитрий Гусев, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю;

Алексей Ситников, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, руководитель рабочей группы Комитета Государственной Думы по регулированию в области интернет-торговли;

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ);

Александр Васильев, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Озон;

Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти Яндекс;

Сергей Лебедев, директор по связям с госорганами АлиЭкспресс Россия;

Алексей Духанин, директор по международному сотрудничеству Вайлдберриз;

Владислав Федулов, управляющий директор по взаимодействию с органами государственной власти Авито;

Александр Перекрест, руководитель по взаимодействию с государственными органами Ламода;

Алексей Кожевников, генеральный директор автономной некоммерческой организации «АНО Цифровизации и новых технологий»;

Алексей Кременсков, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК);

Ефим Алдухов, генеральный директор GoOMNI.

Предприниматели рассказали, как компенсируют падение выручки

Малый и средний бизнес компенсирует падение выручки в первую очередь с помощью сокращения расходов на пиар, премии сотрудников и аренду офиса. Об этом говорится в исследовании специалистов продукта «Прогноз спроса» Platforma (есть в распоряжении РБК).

В первом квартале этого года около 26% опрошенных малых и средних предпринимателей сообщили о снижении выручки. После этого:

35% таких предприятий сократили бюджеты на маркетинг и PR;

31% — уменьшили премии сотрудникам;

26% — решили сменить офис;

11% — отправили сотрудников в отпуск;

8% — сократили часть персонала;

5,5% — перевели работников на ⅔ оклада (можно было дать несколько ответов).

Опрос прошел среди представителей малого и среднего бизнеса: 47% опрошенных — руководители, 53% — сотрудники. Методом онлайн-анкетирования были опрошены 1248 человек по всей России в городах с населением свыше 100 тыс. человек.

В первом квартале у 41% опрошенных сохранилось число клиентов и объем работ; около 20% — зафиксировали увеличение числа клиентов (значительное — 8,5% и незначительное — 10,7%), 27% — рост объема работ (преимущественно на 10–40%). У 30% компаний незначительно сократилось количество заказчиков, а у 26% — объем работ (преимущественно на 10–40%). Для сравнения: летом 2022 года о сокращении объема работ сообщали 34% респондентов.

Больше половины опрошенных (60%) признались, что у них нет определенных прогнозов на год. Около 30% имеют позитивные ожидания: 18% ждут рост в будущем, а 11,5% увидели хорошие результаты уже в первом квартале; об отрицательных прогнозах заявили 3,5%.

В январе другое совместное исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Института экономики роста им. П.А. Столыпина показало, что более 40% российских предпринимателей не планируют в ближайшие год-два выпускать новую продукцию, а те, кто собирается это делать, в основном стремятся адаптировать к новым условиям уже существующие товары.

Эксперты тогда пришли к выводу, что значительная часть российского бизнеса в нынешние времена ориентирована на выживание, а не развитие.

Источник: РБК