Крупная торговая сеть продуктовых магазинов открыла более 30 круглосуточных торговых точек в Москве и ближайшем Подмосковье. Днем в них работают продавцы-кассиры, а ночью покупатели обслуживают себя сами, заходя в магазин по QR-коду.
Запуск подобного эксперимента в столичном регионе подстегнул дефицит специалистов в розничной торговле, говорят опрошенные корреспондентами «РГ» эксперты.Как рассказали в пресс-службе сети «ВкусВилл», идея проекта родилась после поездки в Корею в ноябре прошлого года, где подобный формат торговли сейчас активно развивается. Опыт понравился. Решили попробовать внедрить его на московской земле, и уже через три недели задумка стала реальностью. Необходимой системой с доступом по QR-коду оснастили первые два магазина — на ул. Сельскохозяйственной, 38, к. 2, и ул. Челюскинской, 13, чтобы ночью покупатели могли сами заходить в них. Для этого им достаточно нажать на кнопку рядом с дверью. На планшете, установленном на входной двери, появляется QR-код. Отсканировав его в приложении магазина, установленном на телефоне, дверь открывается. Затем выбираешь продукты, оплачивая их на кассе самообслуживания по QR-коду или банковской картой. Для выхода, как и из подъезда жилого дома, нажимаешь кнопку рядом с дверью. Единственный, кто в этот момент наблюдает за торговой площадкой, — видеокамеры.
Любовь Фролова, территориальная управляющая магазинами сети, говорит, что покупатели их благодарят за изменение режима работы. «У них появилась возможность покупать продукты в любое время дня и ночи, а у торговой сети — новые клиенты, возможность увеличить торговый оборот и внедрять новые технологии», — говорит Фролова.
Сейчас открыто более 30 таких магазинов. Но, как утверждают в компании, проект пока находится на этапе пилота. Идет анализ, какие покупки совершаются в ночные часы, в какое время больше посетителей, подмечаются другие особенности. Но делать выводы, считают специалисты, пока рано. Не ответили в торговой сети и на вопрос про случаи воровства, заметив лишь, что работа в магазине строится на доверии, причем так было и до нововведения. Ни охранников, ни рамок «антивора» ни у одной из торговых точек нет. Впрочем, напомним, проход в магазин осуществляется при помощи приложения, регистрация в котором возможна по номеру телефона, а все номера, в свою очередь, привязаны к паспортным данным, поэтому найти вора будет легко.
У клиентов появилась возможность покупать продукты в любое время дня и ночи, а у торговой сети — новые клиенты и в перспективе рост торгового оборота.
Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ России» по торговле, прогнозирует, что в ближайшие годы такие магазины начнут появляться массово: «Кадровый голод ощущается довольно остро, не хватает абсолютно всех специалистов — от кассиров и консультантов до работников склада, объявления о том, что они требуются, мы видим на каждом шагу. Розничная торговля не может платить зарплаты, которые маркетплейсы предлагают сегодня работникам склада».
Подтверждает дефицит специалистов и руководитель службы занятости населения Москвы и центра «Профессии будущего» Андрей Тарасов: «Рынок труда столицы продолжает оставаться «рынком кандидата» — вакансий по-прежнему значительно больше, чем соискателей. В нашей базе представлено более 500 тысяч предложений о работе, из них свыше 112 тысяч — в сфере оптовой и розничной торговли. Именно эта отрасль лидирует по количеству вакансий. В числе наиболее востребованных — менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, специалисты по работе с маркетплейсами, мерчандайзеры и другие». По его словам, уровень зарплат специалистов зависит от позиции и уровня подготовки, но наиболее востребованные кассиры получают 50 тыс. руб. в месяц, администраторы магазина — 60, работники склада — 70 тысяч.
«Масштабирование проекта будет зависеть от результатов тестирования нового формата. Вероятно, такие магазины будут востребованы как в бизнес-районах, так и в районах жилой застройки. В то же время надо понимать, что полноценные магазины самообслуживания без касс и кассиров — достаточно затратные для бизнеса из-за необходимости внедрения в них большого количества «умных» технологий, включая систему безопасности. Промежуточный формат, который сейчас мы видим, выгоднее, он сохраняет привычный для потребителя формат покупок хотя бы в дневное время», — прокомментировала ситуацию Светлана Казанцева, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В.Плеханова.
Источник: РГ