В Госдуму внесли законопроект, регулирующий работу маркетплейсов

Группа депутатов Госдумы во главе с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение палаты законопроект, который регулирует дистанционную торговлю товарами через маркетплейсы, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и продавцами.

Как отметили авторы инициативы, в рамках мониторинга Минпромторга России было выделено несколько основных проблем во взаимоотношениях онлайн-платформ и продавцов, среди которых возможность изменения размера комиссии и внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке. «Сюда же относится порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике (свыше 2 000 дел рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области)», — отметили депутаты.

Законопроект предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», закрепив в нем понятия «агрегатор информации о товарах (услугах) (маркетплейс)», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсах», «пункт выдачи заказов (ПВЗ)» и другие.

Документ предлагает дополнить закон статьей 11.1. «Особенности функционирования (взаимоотношения) владельцев маркетплейсов, продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ», согласно которой владелец маркетплейса обязуется предоставлять сведения об условиях договоров, заключаемых с владельцами ПВЗ и продавцами товаров, путем размещения информации на сайте маркетплейса.

Условия договоров могут пересматриваться по соглашению не чаще одного раза в год. Не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор, указано в документе.

Кроме того, законопроект вводит условие для применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов — обязательное направление в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций. Также устанавливается запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ.

Законопроектом в том числе предлагается установить, что владелец маркетплейса с совокупной выручкой за последний календарный год более 150 млрд рублей вправе осуществлять розничную продажу конкретного товара на собственном маркетплейсе в случае, если там отсутствуют предложения о заключении договора купли-продажи такого товара. 

Источник: ТАСС

Владивосток в сентябре примет отраслевой форум «Дни Ритейла в Приморье»


Форум «Дни Ритейла в Приморье», организованный совместно с Минпромторгом Приморского края, станет третьим межрегиональным мероприятием в 2023 году и пройдет с 25 по 26 сентября в г. Владивостоке.

Минпромторг России и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла продолжает серию межрегиональных бизнес форумов и выставок.

«Дни Ритейла в Приморье» — площадка для профессионального диалога представителей власти и ритейла, ключевых экспертов отрасли, поставщиков и производителей, а также независимых экспертов потребительского рынка. Главными акцентами форума станут два бизнес дня, в рамках которых пройдут экспертные и аналитические сессии. Форум соберет ведущих экспертов и представителей розничной индустрии, чтобы обсудить современные вызовы и возможности, а также обменяться ценным опытом и знаниями. Розничные компании и поставщики получат ценные идеи и стратегии, которые помогут эффективно адаптироваться к новой реальности и успешно развиваться на рынке.

Ключевой темой Форума станет «Потребительский рынок: стратегии и пути развития», которую обсудят на одном из главных мероприятий Форума – пленарном заседании с участием: руководства федеральных и региональных органов власти, институтов развития, ритейла и экспертов. Помимо пленарного заседания организаторы форума «Дни Ритейла в Приморье» готовят деловую программу, состоящую из более чем двадцати экспертных и аналитических сессий, которые будут посвящены направлениям: логистика, маркетинг, технологии, e-commerce, туризм, HR, horeca и другим актуальным темам.

В числе спикеров: Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России; Сергей Калитин, министр промышленности и торговли Приморского края; Владлен Максимов, вице-президент «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли; Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров; Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» и другие участники.

В рамках Форума будет организована выставочная экспозиция, которая станет площадкой для презентаций, демонстраций и обмена опытом между участниками форума и представителями компаний.

Официальный спонсор форума – Банк ВТБ

Партнёр форума ГК «Черноголовка», российский производитель безалкогольных напитков и продуктов питания.

Более подробная информация и актуальные новости на официальном портале «Дни Ритейла в Приморье»: https://primorye.retaildays.ru/, а также в соцсетях: https://t.me/retailweekhttps://vk.com/retailweek.

Пресс-служба Форума: pressa@retailevent.ru; +7 (495) 323-7107.

В сроки обновления НТО уложились лишь 20% воронежских предпринимателей

В Воронеже предприниматели должны были обновить 80% нестационарных торговых объектов к 1 сентября 2023 года. Однако в сроки уложились лишь владельцы 15-20% киосков. Во время круглого стола, организованного РБК Черноземье, представители власти и бизнеса обсудили, почему возникли проблемы и как их можно решить, а также рассказали о новых правилах по летним верандам кафе.

Проблемы бизнеса

Новые договоры с владельцами НТО в Воронеже подписали в сентябре 2021 года. По документам у предпринимателей есть обязательства заменить киоски на новые, созданные по типовым или индивидуально разработанным архитектурным решениям.

Исполнительный директор АНО «Воронежский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» Константин Корнев рассказал, что проблемы возникли с согласованием архитектурных решений в управлении главного архитектора Воронежа. По его словам, «подвижки» начались только в конце июня 2023 года.
«Позиция администрации такая: предприниматели, которые не успели до 1 сентября, получат акты несоответствия, а потом у них будет еще полгода на устранение замечаний. Проблема в том, что у нас достаточно много индивидуальных архитектурных решений, а «подвижки» по ним пошли с конца июня 2023 года. Плюс загрузка подрядчиков такая, что до конца года они не берут заказы, приходится записываться в лист ожидания: какие-то объекты успеют устранить замечания к 1 марта 2024 года, а какие-то точно нет», — рассказал Константин Корнев.

Корнев подчеркнул, что для предпринимателей есть риск расторжения договора и потери бизнеса.

Для того чтобы этого не произошло, есть два решения. Первое — продлить сроки реконструкции НТО. Власти на это идти не хотят, полагая, что это остановит с трудом начатый процесс. Тогда есть другое предложение. Продлить сроки исправления непринятых объектов. Сейчас это полгода. Но, с учетом загрузки производственных мощностей, сложности с получением индивидуальных архитектурных решений и то, что эти полгода попадают на зимние месяцы, продление этого срока хотя бы еще на полгода позволит добросовестным предпринимателям избежать наказания не по своей вине, а администрации судебных и репутационных издержек.

Член президиума правления воронежской «Опоры России» Илья Ерихонов подтвердил, что с согласованием архитектурных проектов были сложности, а «лед тронулся» лишь в начале лета 2023 года. Он заявил, что в последнее время стоимость объектов выросла в 5-6 раз, хотя предприниматели «не стали зарабатывать больше».

«Была проблема с согласованием чертежей. Я не мог неделями и месяцами решить вопросы, которые не стоят выеденного яйца, но без них готовить, а потом переделывать архитектурные решения не было смысла. Если бы не было этих препятствий, я бы довел до норматива в два раза больше НТО, чем сейчас. Хотя все равно до нужных 80% мы бы не дотянули: не позволили бы финансовые ресурсы», — подытожил Илья Ерихонов.

Позиция власти

Заместитель главы администрации городского округа город Воронеж Людмила Бородина напомнила, что предпринимателям уже пошли на уступки. Вице-мэр рассказала, что в Воронеже почти на 1,5 года отменили мониторинг за состоянием НТО. Власти увеличили срок реконструкции до двух лет (с 3-6 месяцев), а время на устранение замечаний — до полугода. Кроме того, на 50% сократили число улиц, на которых запрещено ставить НТО: раньше здесь можно было разместить только киоски с цветами, ключами, печатью и мороженым. Также Людмила Бородина напомнила об утвержденном фиксированном размере платы для «печатников» — 30 руб. за кв. м, и заявила, что «такой цены нет нигде в России».

По словам Людмилы Бородиной, требования обновить киоски укладываются в рекомендации Минпромторга — обновлять нестационарные торговые объекты раз в 10 лет. По данным министерства, после реконструкции доходы НТО в среднем увеличиваются на 20%. Она обратила внимание на то, что новый облик киосков повысит туристическую привлекательность Воронежа.

«Каждый из предпринимателей надеется, что будет очередное продление: тогда зачем сейчас вкладывать деньги в реконструкцию киосков, если можно будет опять отсрочить? После заключения договора мы проводили оценку и на 7-10 лет закрепляли гарантированную оплату, несмотря на инфляцию. Те, кто не провел реконструкцию, платят до 40% меньше, чем должны платить», — заметила Людмила Бородина.

Руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Алексей Рыженин на круглом столе заметил, что НТО — достаточно конкурентный и востребованный бизнес. При этом Воронеж лидирует по числу киосков среди других городов России: на улицах города около 2,6 тыс. НТО.
«Со стороны администрации проведена громадная работа. Сроки согласования индивидуальных решений снижены до двух дней. Мнение управления: у предпринимателей было достаточно времени на реконструкцию киосков. Понятно, что мы сейчас можем найти массу причин экономического или политического характера, но в Воронеже приняли беспрецедентные меры — увеличили время на реконструкцию до двух лет и дали полгода на устранение нарушений», — сказал Алексей Рыженин.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павел Ковалев призвал найти баланс интересов бизнеса и власти. Омбудсмен считает, что НТО можно рассматривать как социальный бизнес. Он заявил, что скидки были сделаны с учетом позиции федеральных властей: «Пандемия и СВО не прошли для бизнеса даром».

«В данной ситуации я немного склоняюсь к позиции властей, и объясню, почему. Насколько я понял, давалось достаточно много времени, чтобы провести реновацию. Понятно, что была пандемия и сложности, связанные с СВО. Но коллеги даже сами отмечали, что сейчас с рынком все в порядке. Была договоренность, что к сентябрю должны обновить 80% объектов, но сегодня обновлено всего лишь 20% — это слишком большой перекос. При этом был даже дисконт порядка 40% на обновление», — заметил директор по развитию РБК Черноземье Игорь Титов.

Новые правила по верандам

Также на круглом столе поговорили о трудностях, связанных с открытием летних веранд кафе. Депутат Воронежской городской Думы Артем Рымарь сообщил, что документы приходится оформлять ежегодно.

«С одной стороны, процесс не такой уж и сложный, но иногда он растягивается. Было бы удобно согласовывать документы на летние веранды на три года. Этот вопрос уже обсуждали в думе», — заметил Артем Рымарь.

Глава профильного управления мэрии Алексей Рыженин уточнил, что бизнесменам разрешат согласовывать архитектурные решения летних веранд на три года. Это даст бизнесу «определенные преференции», подытожил Рыженин.

«Если оставлять площадки летних кафе на зимний период, встает вопрос уборки территории. Если они находятся в зеленых зонах и уборки тротуара не требуется, бизнесу не придется нести дополнительные расходы на демонтаж конструкций и монтаж в следующем сезоне», — сообщил чиновник.

Необходимые документы примут до конца 2023 года, изменения вступят в силу с 1 марта 2024 года.

Источник: РБК

28 августа состоялось очередное совместное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле и Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам

В заседании приняли участие Сергей Борисов, председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» и Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ». Были приглашены Юлия Юдина, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Максим Курганский, директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор «Честный знак».

Первым комитеты рассмотрели вопрос «О проблемах исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в розничных предприятиях торговли и мерах реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций».

Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета по торговле и сопредседатель Комитета по подакцизным товарам, рассказал предысторию проблемы, которая сложилась в Краснодарском крае. В середине июля стало известно о появлении на платформе оценки регулирующего воздействия администрации края о выходе Постановления Губернатора края о схеме размещения торговых объектов, реализующих табачные и никотинсодержащие изделия в павильонах. То есть речь идет о возможном закрытии легальных торговых точек малой торговли, реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию. О запрете торговли в павильонах указанной товарной категорией. В данном случае используется разная трактовка таких терминов, как «строение», «сооружение», «павильон». Вице-президент также напомнил о ситуации в прошлом, когда при формировании ФЗ-15 намерено в списке разрешенных объектов, торгующих табачными изделиями, были оставлены павильоны (киоски тогда не были включены в этот список). И тогда именно сам законодатель голосовал за то, чтобы оставить павильоны в перечне. Так как табак как трафикообразующая категория очень важна для малого бизнеса.

В данном же Постановлении Губернатора Краснодарского края под целью борьбы с контрафактным товаром разрешается торговля табаком только в стационарных павильонах. Но как таковых именно стационарных павильонов по всей стране единицы, это редкие объекты. В тоже время для борьбы с нелегальным табаком у нас есть рабочий инструмент – это система «Честный знак». На разработку и развитие которой было потрачено много сил и средств. Данная система дает возможность посмотреть, какие объекты торгуют легально, а кто нарушает. И если есть необходимость сократить схему, то нужно начать с объектов-нарушителей. И опасность всего этого заключается еще в том, что эта инициатива может распространится и на другие регионы.

Ответственный секретарь Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам Алексей Чиков добавил, что реализация легальной розницы через НТО в Краснодарском крае оценивается экспертами в 15% от всего объема табачной продукции. А в масштабах России через нестационарные торговые объекты реализация достигает до 10% объема легального табака.

Даниэль Башмаков, председатель Краснодарского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» добавил, что необходимо сейчас получить разъяснения по терминам «строение» и «сооружение» и избежать разночтений. Важно, чтобы трактовка термина была однозначной и понятной. Не будет лишним получить информацию и от Генеральной прокуратуры.

Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) оператор «Честный знак» Максим Курганский добавил, что действительно, с понятием «павильон» ситуация видится неоднозначной. Касательно выявления нелегальной продукции: система маркировки в режиме реального времени дает возможность понимать, какие участники оборота нарушают и какого рода имеется нарушение. Действительно, есть возможность выгрузить из системы список торговых точек и проверить, кто именно участвует в незаконной деятельности.

Вступив в дискуссию, Сергей Борисов отметил, что тема очень специфическая и в тоже время очень важная. Она указывает на некоторые тренды, которые могут иметь распространение. Казус с понятиями «киоск» и «павильон» должен быть исправлен. В любой сфере торговли, в том числе и в категории табачной и никотинсодержащей продукции, законопослушный легальный бизнес заслуживает справедливого к себе отношения.

Продолжив обсуждение вопроса, Александр Калинин заметил, что в какой-то момент принятие новых мер: ужесточение критериев, увеличение размера госпошлины на розничную продажу алкогольной продукцией привели лишь к увеличению нелегальной торговли. Это глубочайшее заблуждение, что, запретив торговать табачной и никотинсодержащей продукцией в малых форматах, результатом окажется уменьшение нелегального оборота.

Продолжив дискуссию, Юлия Юдина высказала готовность рассмотреть и проработать материалы, которые будут подготовлены. Если есть проблема в толковании положений Федерального законодательства, то стоит прояснить ситуацию, запросив разъяснения у заинтересованных органов. Часто на практике отсутствие прямо прописанного разрешения рассматривается региональными органами власти как запрет. В тоже время кажется немного странным, что при действующих с 2013 года правил и при легальном существовании бизнеса все это время вдруг именно сейчас возникла такая проблема.

Участники заседания обсудили вопрос о проблемах исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в рознице и мерах реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций». Алексей Чиков рассказал об обращениях предпринимателей. Речь идет о требованиях или запросах разместить плакаты в торговом объекте, несмотря на существование строгих правил арендодателя, когда торговая точка арендует площадь внутри торгового центра.

Вопрос прокомментировал Сергей Селивёрстов, пояснив, что существует некая городская программа, в рамках которой и появляются предложения разместить в павильоне тот или иной плакат.

Владлен Максимов заметил, что действительно, при жестких правилах, которые устанавливает тот или иной торговый центр, не так просто разместить у себя в магазине на видном месте большой плакат, где каждый используемый метр оплачивается арендатором.

Переходя к торговым вопросам, участники заседания рассмотрели вопрос по агрегированной маркировке. Это касается продажи маркированного товара упаковками.

Алексей Григорьев, излагая суть вопроса, пояснил, что вопрос касается упрощения и минимизации затрат при продаже маркированной продукции упаковками. Чтобы на кассах не нужно было сканировать каждую отдельную единицу товара из упаковки (и часто это требует вскрытия упаковки) есть вариант сканировать лишь некий код, который агрегировал бы в себе коды всех тех товарных единиц, которые входят в данную упаковку.

Для торговли это проблема существенная, учитывая, что в процесс маркировки вошла молочная продукция, вошла вода. И детская вода, и пиво скоро будут тоже включены в процесс маркировки.

Ирина Печерина, руководитель отдела по связям с государственными органами ООО «Метро Кэш энд Керри» добавила, что агрегированная маркировка (код идентификации групповой упаковки) по законодательству не является обязательной. Тем не менее ряд производителей стали использовать агрегированную упаковку. Вскоре ожидается маркировка сладкой воды и газированных напитков. Этот вопрос актуален не только для крупных сетей, но и для малой торговли.

Завершающей темой на заседании стал вопрос об окончании эксперимента и проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта Постановления Правительства РФ об установлении запрета на продажу маркированных товаров на основании данных из ГИС МТ (идентификация просроченного или контрафактного товара).

Алексей Григорьев уточнил, что вопрос касается так называемой «запретительной кассы». В процессе пробивания маркированного товара на кассе система маркировки может выявляет проблемы с товаром. Это может быть, когда товар уже просрочен, не введен в оборот, уже выведен из оборота по каким-то причинам: не считывается код маркировки или товар заблокирован по решению надзорных органов. В указанных случаях касса блокирует продажу данного товара.

К сожалению, есть ряд случаев, когда товар ошибочно попадает под запрет. Например: товар не был введен в оборот по ошибке производителя, покупатель пробил товар сосчитав маркировочный код, но потом передумал его покупать. Такие случаи затрудняют процессы продажи.

Ирина Печерина дополнила, что на данный момент формируется проект постановления Правительства с перечнем случаев по запрету товаров к продаже на основе данных из системы.

Максим Курганский отметил, что эксперимент уже закончен, и по его результатам все технические моменты должны быть учтены. Вводиться система будет поэтапно, в разные установленные сроки. Но при наличии каких-то особо критичных моментов информацию необходимо донести до регулятора.

Бизнес и Минпромторг выяснят, что такое павильон

В Минпромторге поддержали предложение по разъяснению правил продажи никотиносодержащей продукции в павильонах (отдельно стоящих строениях небольшого размера). Об этом «Ведомостям» сообщил представитель ведомства. По его словам, это в том числе позволит устранить разночтения в определении понятия «павильон», где по «антитабачному» закону допускается продажа табака. На данный момент этот вопрос находится в проработке и подлежит дальнейшему обсуждению, уточнил представитель Минпромторга. С самим предложением 28 августа выступила «ОПОРА РОССИИ» на совещании, где присутствовали представители Минпромторга, ЦРПТ и проч.

Об этом «Ведомостям» рассказали два его участника. По их словам, организация предлагает внести поправки в законы № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Поводом для обсуждения стал прецедент, произошедший весной этого года в Краснодарском крае, говорят собеседники «Ведомостей». Власти региона, ссылаясь на эти документы, посчитали продажу табачной продукции в нестационарных торговых павильонах незаконной. По этой причине правительство края уже летом разработало проект, запрещающий сдавать в аренду государственную или муниципальную землю под размещение точек, где продаются такие товары, пояснил Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета по торговле Владлен Максимов. Сейчас же в регионе работает около 12 тыс. таких сооружений, по данным организации. При принятии ограничений около 33% из них могут прекратить свою деятельность, а бюджет региона недополучит около 6 млрд рублей от отсутствия выплат малого бизнеса в виде аренды (без учета налоговых и других отчислений), подсчитали в ней. В администрации Краснодарского края на запрос не ответили.

Проблема возникла из-за того, что законы, регулирующие торговлю никотиносодержащей продукцией, не уточняют, в каких конкретно павильонах ее можно продавать, говорит Максимов. В связи с этим администрации регионов могут трактовать правила по-разному, отметил он. С ним согласен и член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли Антон Воронов. По его словам, закон о табаке разрешает продавать такие товары в магазинах и павильонах. Однако в законодательстве четко не прописано, что собой представляет павильон, обязательно ли он должен быть стационарным строением, добавил он. К тому же 100% павильонов – это нестационарные сооружения, а стационарный павильон – это уже небольшой магазин, указывает эксперт.

Эксперты не исключают, что если в Краснодарском крае запретят торговать табачной продукцией в таких сооружениях, то его примеру могут последовать и власти других российских регионов. Они напоминают, что аналогичная ситуация произошла и с безалкогольными энергетиками. Сначала их ограничили в розничном обороте в Краснодарском крае, а сейчас свыше 60 регионов приняли похожие меры.

Если же подобные ограничения введут в отношении продажи табака в нестационарных объектах по всей России, то могут пострадать около 10% от всех мелких предпринимателей в этом сегменте, полагает Максимов. В итоге малый бизнес уйдет в тень и количество легальных точек продажи табака на рынке уменьшится, прогнозирует он. В то же время может вырасти объем нелегальной продукции, резюмировал Максимов.

Директор по защите легального оборота продукции ЦРПТ Максим Курганский рассказал «Ведомостям», что система маркировки «Честный знак» дает возможность однозначно определить легальность продукции и вычислить нарушителей вне зависимости от того, где продается товар — в стационарной или нестационарной торговой точке.

Источник: ОПОРА РОССИИ

Более 40 тыс новых субъектов МСП было открыто при поддержке Москвы за 4 года

За четыре года в Москве было открыто более 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), каждый год в столице регистрируется порядка 100 тысяч новых компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП). Об этом сообщает пресс-служба столичного департамента предпринимательства и инновационного развития.

«На МСП приходится больше трети рабочих мест. Он создает комфортную среду и обеспечивает потребности жителей московских районов в товарах и услугах. В последние годы новые предприятия чаще открываются в сфере торговли, производства, общественного питания, культуры и спорта», – рассказала заммэра Москвы Наталья Сергунина.

В запуске и дальнейшем развитии бизнеса гражданам оказывает поддержку государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Малый бизнес», центры которого расположены в городе. Все желающие могут посетить их и узнать больше информации об имущественных, образовательных и финансовых мерах государственной поддержки и воспользоваться ими, отметила она.

По словам Сергуниной, в центрах также проводятся различные программы как для начинающих, так и для опытных предпринимателей, например «Стартап-школа МБМ», «Прокачай свой бизнес вместе с наставником», «Бизнес-апгрейд» и множество других проектов.

Организатор квестов и перфомансов Игорь Феньков рассказал, что программа МБМ помогла ему стать предпринимателем.

«Мы зашли на рынок в 2015 году и сразу нашли нужную нишу. Работать в плане налогов и отчетности комфортно. И хотя у нас бизнес очень привязан к сезону, с этого года мы начали подрастать и даже получили летом на 15–20% клиентов больше», – отметил он.

Между станциями столичного метрополитена «Дмитровская» и «Савеловская» индивидуальный предприниматель Амак Елян смог открыть еще одну точку общественного питания, получив поддержку от города.

Он рассказал, что инфраструктура станции «Савеловская» после запуска Большой кольцевой линии (БКЛ) начала стремительно развиваться, люди начали тратить меньше времени на дорогу, однако он выразил надежду, что сэкономленное время москвичи смогут потратить на комфортное времяпрепровождение в его пиццерии.
Предприниматель Мария Фролова благодаря поддержке Москвы начала больше рассказывать людям о медицинском туризме в РФ и сервисах, связанных с этой сферой. Она смогла создать специальный портал, который читают жители 47 стран.
«Большинство материалов посвящено Москве. Но столичные инициативы охватывают и регионы, стимулируя развитие индустрии гостеприимства, транспорта, IT и других отраслей», – уточнила Фролова.

Ранее Сергунина рассказывала, что столичные предприниматели могут получить ряд рекомендаций по привлечению средств на персональной консультации, заявки на которые будут приниматься на портале малого и среднего бизнеса. Информацию об источниках финансирования гражданам расскажут специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы».

В столичном департаменте предпринимательства и инновационного развития уточнили, что в 2022 году субсидии и гранты получили 2,9 тысячи субъектов МСП.

Источник: Москва 24

Минэкономразвития сообщило о росте числа субъектов МСП в России

Число субъектов малого и среднего бизнеса в едином реестре МСП на 10 августа 2023-го превысило 6 млн — это больше, чем в те же периоды предыдущих лет. Так, в июле 2019 года в реестре числилось 5,8 млн субъектов. Об этом сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития 16 августа.

«При этом мы отмечаем увеличение числа новых предприятий. По итогам первого полугодия количество вновь созданных субъектов МСП превысило 688 тыс. Это на 18% больше, чем в первом полугодии 2022 года», — уточнили в министерстве.
Там рассказали, что для предпринимателей доступны разные меры поддержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», среди которых финансовые, консультационные, программы обучения, продвижения и т.д.
«Меры поддержки дифференцированы по целевым группам получателей — самозанятые, начинающие предприниматели, растущие субъекты МСП, нацеленные на дальнейшее развитие. Все они могут получить поддержку и услуги, которые необходимы на различных этапах становления бизнеса», — подчеркнули в Минэкономразвития.

Там также добавили, что наряду с масштабной программой льготного кредитования представители малого и среднего бизнеса получают поддержку в рамках государственного микрофинансирования, лизинга, альтернативных источников финансирования, в том числе краудфандинга и биржевых инструментов.

Ранее в этот день сообщалось, что, согласно исследованию hh.ru, банка «Точка» и Calltouch (имеется в распоряжении «Известий»), индекс здоровья российского бизнеса по итогам II квартала 2023-го достиг 69 баллов — значение стало максимальным за период с 2019 по 2023 год. При этом в текущем году лучше других показатель у малого бизнеса. Доцент базовой кафедры финансовой и экономической безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Ерохина выразила мнение, что малый бизнес показывает хороший рост на фоне эффективности мер господдержки. Она напомнила, что для предприятий доступны многие программы, например «земля за один рубль», снижение налоговой нагрузки, наличие беспроцентных кредитов и займов.

Источник: Известия

Меньше денег, шире профиль

Белый дом расширяет эксперимент по цифровой поддержке малого и среднего бизнеса — адресному и проактивному подбору льгот на основе цифрового профиля предпринимателя. Профиль пополнится данными из десятка информсистем и будет интегрирован с системой «Электронный бюджет» для подачи заявок на субсидии. Развитие цифровой платформы и расширение профиля объясняются переходом правительства к концепции, в которой государство лучше, чем сам бизнес, знает о его потребностях и за счет этого повышает эффективность господдержки. Подход актуален в условиях бюджетного дефицита и сворачивания массированной помощи сектору.

Минэкономики предложило расширить эксперимент по цифровой трансформации системы оказания поддержки малому и среднему бизнесу, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства. Идеи цифровизации взаимодействия с МСП у правительства появились в 2021 году после пандемии COVID-19. Власти тогда научились оперативно настраивать меры поддержки под нужды бизнеса и пришли к выводу, что сами предприниматели не способны обозначить приоритеты поддержки в долгосрочной перспективе, но государство может — благодаря массивам данных. Так, в феврале 2022 года в режиме эксперимента запущена цифровая платформа МСП, которая должна обеспечить адресный и проактивный подход к поддержке на основе цифрового профиля предпринимателя. Сам профиль запущен в декабре 2022 года: если в нем использовалось 800 различных видов данных, то в мае 2023 года — уже 1,2 тыс., в том числе добавлены сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, реестра МСП, налоговых деклараций и баз данных, о счетах в банках и получении мер поддержки, сообщили “Ъ” в Корпорации МСП.

Проект постановления продлевает эксперимент до апреля 2031 года (оценка промежуточных результатов в апреле 2025-го) и расширяет его параметры.
В том числе предусмотрена возможность подачи бизнесом заявок на получение субсидий. Для этого профиль предпринимателя предлагается интегрировать с системой «Электронный бюджет», а в работу по развитию платформы — Минфин, который на протяжении года унифицирует процесс распределения бюджетных субсидий среди юрлиц и физлиц (см. “Ъ” от 24 мая и 14 июня).

В число участников эксперимента войдут и другие ведомства—поставщики сведений, необходимых для подбора мер поддержки. Одной из «ключевых» станет ФНС, которая пополнит платформу сведениями из налоговых деклараций и учредительных документов организации, а также данными о численности работников. Платформа будет увязана со всеми отраслевыми ГИС: в профиле появится информация от Минцифры (сведения об аккредитации IT-компаний и о лицензиях), Казначейства (о недобросовестных поставщиках и о долгах перед бюджетами и приставами), Минпромторга (о производимой промпродукции), Минэкономики (из Единого реестра конечных получателей господдержки инновационной деятельности), МВД (о транспортных средствах) и Роспатента (о правах на результаты интеллектуальной деятельности).

Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич объясняет, что расширение профиля нужно для двух целей.

«Первая — чтобы платформа совершенствовала автоматический подбор подходящих мер, которые уже доступны предпринимателю или могут быть получены при устранении ограничений, предусмотренных нормативными актами. Сейчас проблема как раз состоит в том, что бизнес не знает об этих ограничениях: у него может быть задолженность буквально в три копейки. Но именно они не позволяют ему получить поддержку. Вторая цель — улучшить процесс автоматического заполнения формы анкеты/заявки при обращении за поддержкой»,— поясняет он.
Процесс автоматизации поддержки МСП ускоряется на фоне падающих доходов бюджета: правительство уже анонсировало отказ от массированной поддержки сектора в пользу перспективных предприятий (см. “Ъ” от 15 и 16 июня).

Цифровизация обеспечит государство данными о ее эффективности и прямо повлияет на процесс распределения льгот между МСП и отказ от неработающих инструментов.

Источник: Коммерсантъ

Владельцев НТО в Ульяновске могут освободить от аукционов при заключении договоров

Действующим собственникам НТО в Ульяновске планируется разрешить заключать договора без проведения открытого аукциона. Речь идёт о порядке размещения нестационарных торговых объектов. Об этом рассказали в городской думе.
Тема рассматривалась на прошедшем вчера, 4 июля 2023 года, совместном заседании комитетов по бюджету и налогам, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

В целом рассматривается возможность учесть ряд предложений индивидуальных предпринимателей, поступивших в мэрию, в том числе — заключение договоров на длительный срок, сдача в субаренду, расположение в охранной зоне при согласовании с собственником.

«На сегодняшний день Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области тоже готовит новый проект в части размещения НТО. После этого будем дальше обсуждать вопрос о предоставлении мест под НТО для действующих собственников. Есть два механизма: автоматическое продление на существующих условиях на определенный срок от одного до семи лет либо заключение договора на новый срок до 10 лет. В свою очередь, от них будем требовать соблюдение правил благоустройства», — рассказал председатель профильного комитета Игорь Крючков.

Ранее мы писали о том, что летом 2023 будет функционировать 431 нестационарный торговый объект. 231 место предусмотрено для продажи кваса, 98 мест — для продажи мороженого, 7 мест — по реализации цветов, в 30 местах можно будет приобрести бахчевые культуры, и, наконец, еще 65 мест отданы под «прочие товары».

Источник: Ульяновск.Экспресс

Пермские власти не могут договориться с предпринимателями о дизайне и габаритах городских НТО

На днях в Четвертый апелляционный суд поступило на пересмотр громкое дело о регулировании в муниципальных правилах благоустройства Перми внешнего вида и размеров торговых павильонов, киосков и других нестационарных торговых объектов (НТО). Выводы, которые сделает суд по итогам рассмотрения этого дела, во многом предопределят дальнейшую правоприменительную практику местных властей по отношению к НТО в большинстве городов нашей страны.

Пермские предприниматели, включая владельцев газетных киосков, и организации собственников жилья оспорили решение нижестоящего суда, признавшего право городских властей Перми предписать использование только типовых проектов НТО (со строго фиксированными размерами и минимальным количеством возможных вариантов) при отсутствии возможности какой-либо индивидуализации торговых объектов.

Суд первой инстанции постановил, что такие требования местных органов власти сами по себе не являются вмешательством в торговую деятельность и не создают неблагоприятных или дискриминирующих условий и что цель у них правильная — создание благоустроенной городской среды. А затруднения, которые вследствие этого испытывает бизнес, по мнению Пермского краевого суда, не должны иметь определяющего значения, поскольку нормативный правовой акт не может учесть все частные случаи осуществления предпринимательской деятельности. В том, что количество возможных вариантов типовых проектов НТО при таком регулировании было сведено к минимуму (не более двух для НТО каждого вида), суд первой инстанции не увидел нарушения, посчитав, что и небольшое количество таких вариантов, и строго фиксированные требования к габаритам НТО местные власти, по мнению суда, могут определять по своему усмотрению, без какого-либо обоснования и без учета интересов предпринимателей.

Решение пермского суда вызвало серьезный резонанс и настороженность не только в предпринимательском сообществе. Ведь это первое подобное дело после серии решений Конституционного суда России, призвавшего местные власти к сдержанности и обязанности применять гибкие подходы к регулированию НТО, чтобы торговая деятельность не утратила экономический смысл.

Участники рынка ожидали, что судебная практика внесет конкретику, определит стандарты принятия решений на местном уровне и обеспечит понятные и необременительные правила для бизнеса. Тем более что стимулирование развития предпринимательства стало сегодня вопросом национальной безопасности. Президент России неоднократно подчеркивал, что правильным ответом на агрессивные действия нашего противника является поддержка и расширение экономических свобод и предпринимательских инициатив. Правительством РФ сформулирован ряд поручений по упрощению на региональном и местном уровнях условий ведения нестационарной торговли, ведь именно она — лучшая, а порой единственная возможность выхода на рынок небольших производителей и фермеров с качественной и доступной продукцией. А для распространения тиражей традиционных газет и журналов торговые киоски просто незаменимы.

Малоформатный торговый бизнес — это, помимо прочего, еще и важный инструмент социальной политики, который создает множественные рабочие места и препятствует оттоку населения из регионов.

Поддержав позицию пермских властей, но не разъяснив юридические критерии определения границ полномочий муниципалитетов в этом вопросе, суд первой инстанции оставил неопределенность, которая может обернуться произволом на местах и экономическими потерями, в том числе для населения.

Эксперты, опрошенные «РГ», единодушны в том, что само по себе использование типовых проектов вполне естественно для городской инфраструктуры, позволяет упорядочить коммунальную среду, сделать ее узнаваемой и удобной, сократить издержки за счет применения стандартных решений. Однако бездумная абсолютизация шаблона не только губит индивидуальность, но и может парализовать развитие малого торгового бизнеса. Тем более если при этом игнорируется специфика конкретных элементов городской среды и непосредственные цели их использования.

Особенность НТО в том, что конструктивные характеристики нестационарного торгового объекта (его конкретные размеры, элементы оформления, особенности конструкции) зачастую предопределяются существующей товарной специализацией НТО и необходимым торговым оборудованием. Так, для газетных киосков требуются прилавки и витрины определенного вида, для нестационарной продажи кофе — совершенно другие, для торговли фруктами — третьи. Разрешение использования только единообразных (безальтернативных) типовых проектов НТО вынуждает предпринимателей любой ценой уложиться в отведенные жесткие рамки по параметрам НТО либо закрыть свой бизнес. При этом габаритные параметры типовых проектов, которые вводятся как обязательные без какого-либо согласования с предпринимателями, без учета их технических потребностей, на практике могут быть как чрезмерны, так и слишком малы для той или иной специализации нестационарной торговли. И это влечет соответственно либо неоправданные расходы для предпринимателя, либо невозможность продолжения бизнеса.

Во многих случаях минимально необходимая площадь для ведения торгового бизнеса задается национальными стандартами и иными федеральными правилами (техническими, санитарными и прочими). И если муниципальные типовые проекты НТО не позволяют соблюсти эти федеральные стандарты и правила, то конкретный вид объектов просто блокируется на местном уровне. То же самое может происходить и при использовании сетевой модели нестационарного торгового бизнеса, когда на разных территориях применяется избранный предпринимателем и оптимальный для него единый стандарт организации торговли или услуг, менять который под местный типовой проект не позволяют единые для всех условия договора соответствующей федеральной торговой сети. Если же предположить, что строго фиксированные муниципальные типовые проекты НТО будут внедрены повсеместно, в каждом или почти каждом городе, то сетевая нестационарная торговля (с использованием раскрученных федеральных торговых марок, готовых технологий и элементов оформления той или иной сети, очевидно, отличающихся от местных типовых шаблонов НТО) станет попросту невозможной.

При всей важности вопросов внешнего облика НТО трудно понять, почему с точки зрения пермских властей цели благоустройства могут быть достигнуты при установлении выбора только из двух вариантов проектов НТО со строго фиксированными размерами, отступление от которых, даже малейшее, в принципе не допускается. И почему возможность индивидуализации внешнего вида НТО, вариативный подход к их размерам рассматриваются как угроза для городского благоустройства! .

Кстати

Предстоящее апелляционное разбирательство в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции, безусловно, будет иметь серьезные последствия для развития малоформатной торговли во всей России. Речь идет о поиске разумного баланса интересов бизнеса и власти и доверии между ними, которые предполагают взаимное уважение и диалог. Усмотрение городских властей в вопросах благоустройства не может не учитывать весьма отличающиеся друг от друга потребности малоформатного торгового бизнеса, не укладывающиеся в единый фиксированный стандарт по размерам и цветовому оформлению НТО. Поэтому так важно сейчас определить понятные, предсказуемые пределы требований местных органов власти, не допуская при этом перекосов и крайностей.

Источник: RG