Электронной коммерции нужно упорядочивание, а пищепрому – разумный протекционизм

15 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе форума «Дни ритейла в Сибири» прошло пленарное заседание «Потребительский рынок: стратегии и пути развития».

Во вводной части заседания участники сошлись во мнении, что форум «Дни ритейла в Сибири», будучи всего вторым в порядковом смысле, уже перерос изначальный региональный концепт и является референтным событием для всей российской фуд-торговли. 

Андрей Карпов, председатель Российской Ассоциации аналитиков ритейла отметил растущую роль E-COM’а – увеличение числа маркет-плейсов, их тематический прирост, он также особо подчеркнул необходимость законодательного осмысления этого формата. Формата, который значительно моложе закона о торговле. Этот закон был принят в уже далеком 2010-м и последнюю доводку проходил в не менее далеком 2016-м – когда электронная розница была в младенческом состоянии. По мнению Андрея Карпова, её нынешний темп и уровень развития уже требуют регулирующего внимания со стороны государства. В городах-миллионниках онлайн-торговля растет очень быстро. 

Как подчеркнул Никита Кузнецов, директор департамента внутренней торговли Минпромторга России, 2023-й год – это время осмысления и выхода на самодостаточность. По его словам, за два года расклад сил изменился радикально: прежде 20% ассортимента обеспечивали 70 глобальных корпораций. Эта сила, казавшаяся когда-то титанической, продемонстрировала свою зыбкость еще в пору ковидной эпопеи – задолго до СВО. То есть, на глобальном уровне ничего незыблемого нет. А, значит, и для ритейла, и для пищепрома форсировано наступила пора взросления. И время протекционизма. 

На необходимости осознанного протекционизма эксперт остановился особо, приведя в пример как положительный опыт (Южная Корея, на некоторый период вообще запретившая импорт), так и отрицательный (Аргентина, практически погубившая свою когда-то легендарную мясную индустрию в 1980-х). Никита Кузнецов сказал, что России необходима новая индустриализация. Но не в тяжелой промышленности, как в эпоху наркома Орджоникидзе, а в пищевой промышленности. И локомотивом её должна стать торговля. 

Никита Кузнецов отметил, что рынку и стране нужен закон, обсуждаемый сейчас под условным названием «Закон о российской полке». Сфера маркет-плейсов тоже может иметь локомотивное воздействие на индустрию, поскольку на является хорошим порталом на рынок для брендов-дебютантов, для малых предприятий – для тех, кому ещё не хватает сил и товарных объёмов для того, чтобы отвечать на запросы больших торговых сетей. 

Участники заседания сошлись во мнении, что рост онлайн-торговли тоже имеет свой потолок. Объективный ограничитель у него тот же, что и у обычной розницы – кадровый вопрос. 

Андрей Гончаров, министр торговли Новосибирской области отметил, что ритейл практически вернулся на допандемийный уровень, стресс-фактор ковидной разобщенности преодолен, а санкционное давление оказалось не стрессом, а стимулятором. Федеральные сети освободились от душноватого давления глобальных корпораций, в свою очередь у региональных топ-менеджеров этих сетей появилось больше оперативного простора, стало больше возможностей для самостоятельных решений. В числе региональных инициатив Андрей Гончаров назвал грядущее открытие в 2024-м году второй по счету новосибирской социальной ярмарки. Она расположится в центре города (более удобно, нежели первая) и в числе прочего пригодится и для мониторинга региональных предпочтений. 

Ярослав Шиллер, руководитель Восточно-Сибирского дивизиона X5 Group в роле трендовой реалии видит жесткие дискаунтеры. Этот специфический формат тоже эффективен для продвижения региональных производителей и компаний-дебютантов, но тут, по мнению Ярослава Шиллера действуют и субъективные факторы: практика выделять на полках местный товар прижилась не везде. 
Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли в виде помехи для большинства ростовых трендов назвал кадровую проблему: по его оценке, она целых 30 лет не была настолько острой как сейчас. В числе кадровых парадоксов Владлен Максимов назвал «немодность» обычной торговли в глазах молодёжи. И, напротив, их завышенные ожидания от работы в онлайновой-торговле. 

В итоге, в коллективном резюме участники заседания сошлись в мысли, что необходимо выравнивание условий для разных форматов – чтобы они не «спотыкались» об эгоцентричные, сугубо корпоративные приоритеты друг друга, а состояли бы в синергетическом соседстве, выгодном для всех.

Источник: Retail Event

Эти 12 тысяч человек растворятся в городе

Члены общественной палаты Екатеринбурга предложили избавить город от нестационарных торговых объектов (НТО) общественного питания. По мнению участников заседания, киоски не приносят экономического эффекта и угрожают здоровью горожан. Часть общественников выступила против, отметив трудность ведения бизнеса в сфере НТО и потребность жителей Екатеринбурга в киосках.
За дискуссией наблюдал корреспондент «Ъ-Урал» Василий Алексеев.

Заседание общественной палаты началась с выступления ее члена Дмитрия Чукреева, который заявил о «удручающем» состоянии 70% объектов общепита в Екатеринбурге. «За последние полтора месяца проведено 15 выездов, проверенно больше 30 нестационарных торговых объектов и в каждом было свыше 30 нарушений»,— рассказал господин Чукреев.

Он заявил, что киоски можно «сравнять с землей, потому что никакой ценности, экономической выгоды для города они не представляют». «Предприниматель работает на свой карман, при этом не несет никакой пользы обществу. В этих местах травятся люди, обнаруживаются кишечная палочка и стафилококк, это постоянно можно встречать почти в каждом объекте НТО»,— сказал Дмитрий Чукреев.

Господина Чукреева поддержала заместитель начальника центрального Екатеринбургского отдела свердловского Роспотребнадзора Екатерина Гомонова. Она рассказала о риске распространения острых кишечных инфекций в НТО Екатеринбурга. По ее словам, в 2023 году служба зарегистрировала более 20 пострадавших с острой кишечной инфекцией. Екатерина Гомонова также отметила, что во многих объектах общепита «отсутствуют условия для мытья рук персонала даже после посещения им туалетного помещения». А Роспотребнадзор сейчас не может проводить проверки работы объектов торговли из-за моратория. «Сотрудники могут выйти на объект только в рамках эпидемиологического расследования, констатировав тот факт, что учреждение допустило несоблюдение требований санитарного законодательства», — сказала она, добавив, что ведомство может только дать предписание о дополнительных санитарно-профилактических мероприятиях или выдать предостережение о недопустимости нарушений требований. «Юридические лица, как правило, не реагируют на выданные нами документы и продолжают нарушать требования санитарного законодательства»,— пожаловалась она.

Член комиссии по развитию комфортной городской среды, экологии и благоустройству Сергей Федяков заявил об опасности бизнеса, связанного с нестационарными объектами, и призвал помогать «правильному бизнесу».
Позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх представила Галина Абушенко, рассказав о сложных условиях ведения бизнеса, с которыми сталкиваются владельцы НТО. «Последние два года уполномоченному поступают жалобы от предпринимателей только Екатеринбурга. Везде предприниматели и органы МСУ нашли общий язык, договорились и к нам жалоб не поступает, кроме Екатеринбурга»,— поделилась она. По ее словам, предприниматели жалуются на отсутствие конкретной стратегии по развитию нестационарной торговли, ограничениях по размещению объектов общепита в городе и требованиях к их внешнему виду. «По мнению предпринимателей, добросовестная нестационарная торговля не интересна органам местного самоуправления и ее хотят ликвидировать как форму розничной торговли в Екатеринбурге»,— заявила госпожа Абдушенко.

Ее поддержал председатель общественной палаты Андрей Мисюра и указал на экономическую выгоду НТО для Екатеринбурга. «Объем этого сегмента 20 млрд руб., которые сегодня проходят через эти НТО. Огромный рынок и думаю, что за него могут побороться люди, которые занимаются добросовестной конкуренцией»,— заявил он. По словам господина Мисюры, объекты общепита поддерживают жители Екатеринбурга, которые питаются в них и делают бизнес прибыльным.

Депутат думы Екатеринбурга Сергей Козлов обратил внимание на трудовую занятость в сфере нестационарной торговли. По его словам, в объектах НТО в городе работает более 13,8 тыс. человек.

«У нас бюджет Екатеринбурга дефицитный. Сотни миллионов рублей идет в бюджет муниципального образования, и вы говорите, что этот эффект не нужен, давайте мы уберем его и 12 тыс. человек с лишним. Плохо»,— подчеркнул он.

Господин Козлов пригласил членов общественной палаты на комиссию думы, на которой будут рассматриваться проблемы НТО. «Мы, как депутаты городской думы, вас четко можем заверить, никакого глобального сокращения НТО в наш пятилетний срок не будет», — пообещал он.

В конце обсуждения председатель комиссии по развитию современной экономики города Павел Лыжин подчеркнул, что обсуждение не касается ущемления прав малого и среднего бизнеса. Он ответил Сергею Козлову, что потребность работников в Екатеринбурге составляет 62 тыс. человек. «Фактически на учете службы занятости состоят 12 тыс. человек. Никакого социального взрыва, уверю, не произойдет. Эти 12 тыс. человек растворятся в городе»,— заверил он.

Второй председательствующий, председатель комиссии по развитию комфортной городской среды, экологии и благоустройству Алексей Душин отметил, что принял на рассмотрение общественной палаты все предложения от выступающих и поддержал планы Сергея Козлова провести думскую комиссию по решению проблем НТО.

Источник: Коммерсантъ

Малый ритейл в турбулентный период

26 октября прошла ежегодная Всероссийская конференция «Малая и средняя торговля в России 2023», организованная Ассоциацией малоформатной торговли при поддержке Минпромторга России и при участии Межрегиональной общественной организации — Межрегиональный профсоюз предпринимателей.

Обсудить ключевые вопросы малой торговли собрались представители всех форм и форматов ритейла, включая крупные торговые сети и российские маркетплейсы, предпринимателей и товаропроизводителей. В фокусе обсуждения находился т.н. законопроект «О российской полке», содержащий меры регулирования как онлайн, так и офлайн торговли.

На повестке пленарного заседания оказался традиционный список проблемных вопросов, динамику решения которых участники оценили по-разному.

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков, отметил очень сложную ситуацию в отрасли, где обостряется конкуренция крупных игроков рынка, получающих серьезное преимущество из-за выбранного подхода к госрегулированию. С точки зрения спикера, это создает для отрасли серьезные риски, которые грозят усугубить существующие проблемы.

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, высказала позицию о регулировании сферы торговли и сложившихся отношениях государства и бизнеса.

«Предприниматели жалуются, что все больше растет администрирование со стороны госорганов деятельности малого, в том числе торгового бизнеса. Поступают многочисленные жалобы бизнеса, что с одной стороны действует мораторий на обязательные проверки, но, с другой стороны – активизировались проверки общественными организациями, которые парализуют работу бизнеса бесконечными визитами. Малому предприятию не под силу противостоять этому: не хватает ни времени, ни ресурсов, ни опыта в борьбе против такой «активности». Это не должно бесконтрольно распространяться» — отметила спикер. Она добавила, что нагрузка на малый бизнес со стороны государства по-прежнему высока и предприятию необходимо нанимать дополнительный персонал, чтобы выполнить требования, которые государство накладывает на бизнес, включая мероприятия по цифровизации.

Причем последний процесс – цифровизация – при всей свой направленности на улучшение условий и среды для функционирования прямо влияет на снижение производительности труда на малых предприятиях ввиду дополнительных затрат на её внедрение. «Административных обязательств МСП перед государством стало чрезмерно много, и они продолжают расти. Сейчас время других – быстрых и гибких решений, нужно максимально снижать административную нагрузку на бизнес, на каком-то этапе сказать «стоп» и дать возможность предпринимателям направить все свои усилия на развитие бизнеса в интересах экономики страны».

Сергей Морозов, Депутат ГД РФ VIII созыва, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» поднял тему горячо обсуждаемого законопроекта, вводящего ряд важных новелл в регулирование торговли.

Законопроект «О российской полке», как неформально назвал его спикер, направлен на поддержку российских производителей. «Сейчас на рынке в основном иностранные компании из недружественных стран. В прошлом году прямой импорт составил 55% в непродовольственных товарах. Речь в основном о продукции, которую производство в России не составляет труда запустить» — сообщил Сергей Морозов.

Проект закона предлагает офлайн ритейлу выделять российским производителям определенные квоты для места на полке, а для интернет-торговли выпадание определенного количества первых карточек российских производителей.

Критерием соответствия товаров будет ТПП РФ, которая отсечет непромышленные операции и производителей, которые разместили производственные объекты за пределами России. 

«Пример Московской области показывает эффективное решение проблем НТО – торговые объекты получают кредиты, в т.ч. с субсидией московской области, договоры аренды с муниципалитетами на выгодных условиях, закупают мобитраки и активно развиваются. Недавно в этот проект вошла Башкирия» — иллюстрирует успешный кейс спикер.

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в письме отметил, что среди ключевых проблем, которые препятствуют развитию отрасли, отсутствие закона о торговле, который фиксировал бы отношение между участниками рынка и государственными органами. Отдельная проблема – условия торговли подакцизными товарами, препятствующие развитию ритейла в сельской местности из-за отсутствия диверсификации госпошлин за лицензию.

«Создание регулятора Росалкогольтабакконтроля» – это безусловно хорошая новость, орган, который будет заниматься табаком с точки зрения развития экономики и бороться с нелегальным рынком» — отметил бизнес-омбудсмен, добавив, что вместе с тем в регионах появляются инициативы, усложняющие условия продажи такой продукцией.

По-прежнему актуальна проблема высокого банковского эквайринга, как отметил Борис Титов, «хотя система быстрых платежей развивается, но львиную долю безналичного оборота составляют платежи по картам».

Наряду со сложностями, в ряде регионов развивается эффективное взаимодействие органов власти и бизнеса. Алексей Гусев, Министр торговли и услуг Башкортостана, привел пример успешного решения региональных проблем, основанного на проактивных действиях своего ведомства. Барьером для развития деятельности выступает сложность с получением финансирования на меры по поддержке МСП в ритейле.

«Мы не можем принять у себя на территории региона программу, если она не регулируется на федеральном уровне» — сообщил Алексей Гусев.

Спикер особенно отметил, что для развития торговли необходимо решение проблемы снабжения сельской местности торговыми мощностями, дифференцированный подход к лицензиям на торговлю подакцизными товарами, решение для снабжения региональных точек продовольствием для наполнения полки, кадровый дефицит.

Участники сессии «Рынок онлайн-торговли: динамика развития, основные тренды, перспективы законодательного регулирования» обсудили вызовы, которые стоят перед еcom-отраслью, во многом учитывая потенциальный эффект рассматриваемого в Госдуме проекта закона «О российской полке». Основой дискуссии в ходе сессии стал вопрос: нуждается ли рынок в дополнительном законодательном регулировании или для его дальнейшего развития нужно сохранять текущий курс на саморегулирование на базе единых практик и стандартов, принимаемых всеми игроками.

Контроль за движением товаров и ответственность маркетплейса за транспортировку к потребителю, уважение прав селлеров, условия торговли и влияние на них маркетплейса, размеры штрафов и условия их наложения, поддержка отечественных производителей – эти вопросы также оказались в центре внимания участников.

В обсуждении приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, АКИТ, а также компаний Ozon, Wildberries, Яндекс, Lamoda, AliExpress Россия, GoOMNI.

Дискуссию открыл эксперт по омниканальной торговле Ефим Алтухов, в конструктивном критическом ключе отразивший текущую ситуацию в отрасли с точки зрения малого бизнеса.

Несмотря на ориентацию на защиту прав селлеров, внесенный в Госдуму законопроект «является злом для селлеров и для маркетплейсов, в случае его принятия последствия будут грустными для отрасли в целом» — отметил эксперт. Однако, на его взгляд и саморегулирование не решает традиционные проблемы. Первая из них — контроль за движением товаров и ответственность маркетплейсов за их сохранность.

Другой вопрос – ценообразование, решение год от года не находится, а площадки практически занимаются регулированием цен. Недостаточно качественно ведется и коммуникация с селлерами. Четким трендом взаимоотношений становится подача селлерами исков в суды, но этот результат недостатка коммуникации несет потенциал выработки судебной практики, которая поставит перед маркетплейсами необходимость изменить отношение к селлерам и найти способ предупреждать конфликты.

Артем Соколов, Президент АКИТ, выступая модератором, отметил позицию о том, что потенциал саморегулирования не исчерпан, и только действуя в рамках действующего законодательства, рынок может сохранить успешную динамику развития.

Руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев отметил, что маркетплейсы прямо влияют на развитие МСП, причем не только селлеров, но и тех, кто обеспечивает инфраструктуру. По его мнению, озвученные проблемы не характерны даже для значительной части рынка, а ситуация устраивает и маркетплейсы, и их участников, которые гибко адаптируются к новым условиям.  Маркетплейс отслеживает сложные моменты и ошибки и исправляет их.  Необходимости введения регулирования в отрасли нет, а ужесточение ответственности или порядка взаимодействия принесет вред. Более того, сейчас регулирование оптимальное – компании регулярно встречаются, поднимают и решают проблемные вопросы. Участие государства уместно в качестве защиты от недобросовестного поведения и введения санкций при нарушении законодательства.

Александр Литвак, руководитель по работе с органами государственной власти Wildberries, поддержал точку зрения о том, что маркетплейсы эффективно выстраивают отношения с селлерами, не прибегая к нерыночным инструментам.

Юлия Юдина, замдиректора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России, выступила в поддержку проекта закона «О российской полке», отметив, что он содержит нормы, которые уравновешивают баланс интересов рынка. Она отметила, что маркетплейсы неравноценно относятся к правам участников торговли и селлеры должны иметь эффективный механизм защиты своих прав.

Как отметила, спикер, хотя саморегулирование оправдывает себя и его потенциал не исчерпан, добросовестные практики должны вноситься в закон и не меняться в зависимости от рыночной стратегии, так как участники маркетплейсов часто не имеют возможности вовремя среагировать на изменение цен или условий. Задача законопроекта – поддержать и защитить отечественных производителей.

Участники со стоны рынка критически отнеслись к предлагаемым новеллам, отметив, регулирование не успевает за развитием отрасли, а поддержку российского производителя можно оказывать иными инструментами. Вызвала критические отзывы, и норма о запрете маркетплейсам продавать продукцию под СТМ.

Также участники конференции обсудили возможности «последней мили» для предпринимателей. По словам ведущих игроков онлайн-торговли, стать участником этапа доставки может любой предприниматель, при этом для этого нужны минимальные вложения. Так, у Ozon сейчас больше 16 тыс. пунктов выдачи заказов, которыми управляют больше 7 тыс. партнеров – за выдачу клиентских посылок они получают вознаграждение. Одним из приоритетных направлений для компании является развитие «домашних пунктов» выдачи заказов в сёлах и поселках с населением до 3,5 тыс. человек.  Яндекс Маркет на данный момент имеет прядка 10 тыс. пунктов и заявляет, что к концу первого квартала 2023 года удвоит свою сеть. Продолжить развивать свою сеть за счет партнеров планирует и Wildberries.

В ходе сессии «Малые и средние торговые форматы: стационарные магазины, НТО и ярмарки. Основные проблемы и возможности развития» представители региональных органов власти представили кейсы успешного развития и регулирования торговли в нестационарных торговых объектах и поделились существующими проблемами. По общему мнению, одним из ключевых барьеров является отсутствие эффективного законодательного определения понятий «нестационарный торговый объект», а также не урегулированная мобильная торговля.

Первой представила пример Галина Моисеева, заместитель министра экономического развития Ставропольского края. В регионе активно ведется работа по поддержке НТО и малой торговли, в результате чего удается добиваться положительной динамики в развитии сегмента, что заметно и по поведению потребителей: «Благодаря феномену «гастрономического патриотизма», когда наш покупатель уйдет за своим, родным, в текущем году у нас наблюдается восстановление потребительской активности, растут объемы продаж… В целом структуру региональной торговли формирует несетевая розница, на ее долю приходится 59% товарооборота. Рынки и ярмарки это 9%» – поясняет Галина Моисеева.

В регионе удалось добиться ситуации, когда отрасли НТО принадлежит ведущее место по вкладу в ВРП -14 %, и по объему налоговых платежей — 22%.

В регионе установлен норматив минимальной обеспеченности торговыми объектами на уровне и составляет 64 объекта на 10 тысяч населения и по части НТО он превышен в 3 раза.  Места предоставляются предпринимателям на конкурсной основе.

Нормативное обеспечение включает увеличение количества мест для размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли на ярмарках, продление договоров без проведения торгов до семи лет для НТО и до 5 лет для объектов развозной торговли и ярмарок, розничного рынка, предоставление производителям товаров торговых мест на льготных условиях и на безвозмездной основе.

Отдельно проработано поручение по предоставлению мест для размещения НТО для реализации фермерской продукции, продукции российских малых и средних производителей у входа в магазины крупных торговых сетей и торговых центров.

В Ставропольском крае создано 536 ярмарочных площадок, ежегодный рост составляет 10%. Отдельное внимание уделяется торговле плодовоовощной продукции для чего проводятся мероприятия в формате мини-ярмарок, представляя краевым производителям дополнительный канал сбыта. Эти и другие инструменты позволяют избежать дефицита овощей, снизить волатильность цены, социальную напряженность. Кроме того, активное привлечение новых участников торговли в цивилизованные форматы помогло региону найти альтернативу стихийной торговле и снизить ее масштаб.

Тему эффективных мер по развитию малой торговли продолжил Александр Анохин, Первый заместитель Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. Меры поддержки реализуются регионом в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Предпринимателям представляются займы разного уровня для кооперативных организаций на сумму до 5 миллионов рублей по ставке от 1 до 9,5% до 3 лет. Оказывается, залоговая поддержка предпринимателям, которые обращаются в коммерческие банки.

Нефинансовые меры поддержки включают юридические и бухгалтерские консультации, в т.ч. по регистрации товарного знака, создания рекламного контента, разработки фирменного стиля. Особое внимание уделялось доведению до предпринимателей информации о мерах поддержки: «Что касается проекта «Бизнес-десант»… у нас республика состоит из 22 районов, и не все знают о мерах поддержки. Сотрудники Министерства экономики, Центр «Мой бизнес», налоговые инспекции, коммерческие банки. Мы выезжали вот таким вот большим бизнес-десантом и до каждого района доводили все меры поддержки, которыми они могли воспользоваться… менялись контактами и люди вовлекались».

В результате работы приток новых малых предпринимателей в подавляющем числе идет в легальном поле, включая формат самозанятых. «Это выход в белую зону, и это потенциальные субъекты МСП, которые уже потом становятся ИП, ООО и так далее, и это возможность развивать свой бизнес. Те, кто обеляются и начинают свой бизнес, а как только они становятся самозанятыми официально, они могут воспользоваться этими мерами поддержки.  У нас приток идет большими темпами, мы почти по 80% в год растем по субъектам МСП… Соответственно, мы делаем вывод, что в принципе даже если кто-то ушел (в теневой сектор), то это единицы» – отметил Александр Анохин.

Алексей Панкратов, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области, рассказал, что в регионе активно развивается малая торговля, а показатели по обеспеченности достигнуты и продолжают расти. Регион поддерживает малую торговлю, в частности для торговли сельхозпродукцией действует система преференций для размещения НТО, без конкурса предоставляется право размещения и таких точек около 600.

Отдельное направление работы — вовлечение малых предпринимателей в работу цифровых сервисов и систем цифровой маркировки. Разъяснения обеспечиваются как по запросу, так и в ходе инспекции. «Обратилось порядка тысячи предпринимателей. Мы провели работу персонально с каждым, уточнили все их позиции, кто в каком кабинете работает. Видим сложности, потому что это в основном нестационарные объекты, в т.ч. на удаленных, там сельских местностей и прочее» – сообщил Алексей Панкратов.

Обратная сторона ситуации в росте стихийной торговли, через которую в т.ч. реализуется нелегальная продукция. И если на нарушителей-НТО удается воздействовать с помощью нормы о расторжении договора, то против стихийной торговли этот инструмент не действует. «Несмотря на привлечение к административной ответственности, собираемость штрафов недостаточная, также зачастую недостаточен их размер, что ведет к повторным нарушениям. Часто в стихийной торговле задействованы мигранты, несовершеннолетние» – рассказывает спикер, отмечая, что необходимо совершенствование правоприменения для решения проблемы.

Алексей Гусев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан, рассказал, что предприятия торговли и общественного питания сегодня имеют те же конференции, что и сельское хозяйство, и промышленность, в частности возможность получения земельного участка без торговли. «У нас сегодня есть одно требование. Объем инвестиций должен быть не менее чем определенный процент от стоимости земельного участка, на который он заработал» – рассказывает спикер.

Меры поддержки также включают обнуление налога на имущество для одного проекта в зависимости от объема инвестиций на несколько налоговых периодов, а также отмену налога на прибыль в части субъекта. Активно практикуется предоставление земли без торгов, под общественное питание, торговые услуги для населенных пунктов меньше 5 тысяч человек.

На сессии «Развитие мобильной торговли: правовой статус фудтраков, административные барьеры, особенности и перспективы» участники отрасли поделились успешными кейсами и эффективными мероприятиями государственных органов, которые позволяют отрасли развиваться, несмотря на объективно сложный период. По мнению участников, экспертное обсуждение ситуации стало важным шагом в ходе работы над принятием отраслевого закона, который востребован участникам рынка.

Сергей Лобанов, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России, открывая сессию отметил, что, хотя законопроект о мобильной торговле отозван из Госдумы, Минпромторг продолжает, как и ранее, поддерживать этот эффективный формат. Отмечая регионы-лидеры по доле объектов МТО на душу населения, он отметил, что выделяются Московская, Рязанская, Костромская области.

Сергей Морозов, Депутат ГД РФ VIII созыва, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия», поддержал региональные программы развития нестационарной торговли. Спикер поделился выводами, что рост рабочих мест, расширение возможностей оказания качественных услуг населению, развитие малого и среднего бизнеса в регионах — это результат тесного сотрудничества местных властей и предпринимателей. Он призвал региональные власти активно продвигать программы поддержки МТО в рамках существующих полномочий и уже принятых законов, не дожидаясь изменения условий федеральными органами власти. Отдельно он подчеркнул необходимость более жесткого регламентирования в вопросе качества изготовления МТО, соответствия их нормам санитарной и пожарной безопасности, принятия технических нормативов для фудтраков и других объектов мобильной торговли.

Несмотря на актуальность ключевых проблем мобильной торговли, в ряде регионов применяются успешные решения, которые помогают отрасли развиваться. Так, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Кирилл Григорьев представил результаты программы развития МТО в Московской области. В ходе нее выработана система выбора и оформления мест для размещения мобитраков и других объектов МТО на муниципальных землях, кардинально сокращены бюрократические процедуры, сняты многие барьеры, которые мешали МСБ активно развивать нестационарную торговлю. В результате только за первые 10 месяцев 2023 года рост числа размещенных МТО на территории Московской области составил 567% по сравнению с 2022 годом. Кроме того, были созданы тысячи рабочих мест, открыто более 500 новых субъектов МСП. Его дополнила Людмила Лисятникова, начальник Управления поддержки и развития предпринимательства Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, которая рассказала о новых условиях льготного финансирования и предоставления субсидий для предпринимателей, которые хотят активно развивать нестационарную торговлю, включая программу предоставления кредитов субъектам МСП с дополнительными скидками.

Новые меры поддержки развития малого и среднего бизнеса в виде льготного размещения МТО и специальных программ финансирования и субсидирования на территории Ленобласти презентовала Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.

Приводя пример успешного бизнеса в отрасли, основатель сети фудтраков «1FF» Ханун Бенагуев, рассказал о развитии сети объектов стрит-фуда в Санкт-Петербурге и Московской области, которая к концу 2023 года будет обладать 20 мобитраками в 2 регионах и уже обладает двумя фабриками-кухнями.

В Республике Башкортостан действует программа развития МТО, позволяющая не только получить льготное финансирование для МСБ, но и субсидии до 15 миллионов рублей на приобретение мобитраков, сообщил Алексей Гусев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан. Помимо этого, в регионе планируется открытие завода по производству прицепов компании «MOBITRUCK» с инвестициями более 115 миллионов рублей.

В рамках сессии «Реализация подакцизных товаров: последние тенденции, перспективы и особенности» участники обсудили как усложнение условий продажи табачной и никотинсодержащей продукции, так и нормы, направленные на развитие рынка отечественной алкогольной продукции, в том числе как поле для работы нового отраслевого регулятора.

Сергей Рябухин, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, выступил с анализом ситуации в части борьбы с нелегальным оборотом табака.

«Объем ущерба бюджету России составил около 82 миллиардов рублей за 2022 год, поскольку доля нелегального оборота сигарет составила 12,2%» — сообщил спикер. В то же время была представлена информация о ряде мер нормативно-правового характера, направленных на решение проблем нелегальной торговли табачными изделиями.

Особый упор был сделан на предложениях Совета Федерации, подготовленных в рамках парламентских слушаний о проекте бюджета на предстоящий трехлетний период, содержащих рекомендации Правительству рассмотреть вопрос о зачислении 5% доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты.

Кроме того, Сергей Николаевич сообщил слушателям о работе над законопроектом № 448566-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятым Государственной Думой в первом чтении 17 октября.

«В случае принятия законопроекта будут дополнительно проиндексированы ставки акцизов на 2024 год на табачную и на винодельческую продукции.

Наш комитет занимает сбалансированную, осторожную позицию по вопросу повышения таких акцизов, поскольку их резкое повышение может привести к росту контрафакта. Исключением стали жидкости для электронных сигарет, поскольку необходимо сблизить уровни налогообложения акцизами табачной продукции с жидкостями для электронных сигарет. Поэтому на такие жидкости предлагается повысить ставки акцизов сразу в два раза», — добавил Сергей Рябухин.

Тему борьбы с нелегальной табачной и никотинсодержащей продукцией продолжил Артём Кирьянов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике. По его данным, ущерб бюджету от теневого сектора составил около 100 млрд. руб., доля нелегальной продукции только в части сигарет составляет до 20% рынка. Ключевой проблемой спикер обозначил дисгармонию в акцизной политике на территории ЕАЭС, которая наносит дополнительный удар по рынку при росте внутреннего акциза. Это особенно заметно на рынке вейпов: «Повышение (акциза) в два раза может привести к дополнительным сборам в бюджет, а может к тому, что достаточно новые отрасли, которые сегодня работают и так обременены сборами, уйдут с рынка, и мы будем с вами бороться уже не с тем, чтобы вейпы попадали в руки несовершеннолетних, а с тем, чтобы с этими вейпами организованная преступность не продавала в комплекте наркотики» — сообщил парламентарий. Артем Кирьянов отметил, что работает с законопроектом, который должен сбалансировать текущую ситуацию. Действенным инструментом он назвал цифровую маркировку, которая обеспечивает контроль за оборотом.

«В целом, надо отметить, что мы не можем при всем желании запретить ни алкогольные, ни табачные, ни никотинсодержащие изделия в полном объеме так, чтобы они не присутствовали в жизни человека», — отметил Артем Кирьянов, обозначив, что главная цель – вытеснить с рынка теневой сектор для того, чтобы иметь контроль за регулированием подакцизных товаров: «Вытеснить с рынка» черную экономику, которую мы не видим, которую мы не можем контролировать ни с точки зрения финансовых потоков, ни с точки зрения качества продукции. Это самая серьезная задача такого баланса для исполнительной власти и законодательства».

Сергей Алтухов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике рассказал о законодательных инициативах в сфере онлайн торговли российскими винами:

«В законодательном портфеле Думы есть правительственный законопроект о проведении в ряде регионов эксперимента по дистанционной продаже вин российских производителей. Концепция одобрена нашим Экспертным советом и комитетом в целом. Считаю, что это даст возможность отечественным производителям вин познакомить широкий круг потребителей со своей продукцией,» — рассказал парламентарий.

Другим важным шагом спикер видит поддержку российских производителей на полках магазинов. Сергей Алтухов отметил, что инициатива по выделению 50% полки в офлайн-рознице уже обсуждалась с экспертами и профильными министерствами.

Ещё одним объектом законодательной работы является снижение стоимости лицензии на торговлю алкоголя в сельских населенных пунктах, что позволит сельским предпринимателям торговать легально и очистит рынок от контрафакта. Также на базе межфракционной рабочей группы прорабатываются предложения по регулированию деятельности «наливаек» в многоквартирных домах.

Владислав Заславский, директор Департамента цифровой маркировки, легализации оборота Минпромторга России рассказал о реформе межведомственной контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Минэкономразвития. Ее необходимость вызвана тем, что эффективное регулирование оборота табака и алкоголя необходимо, т.к. это «две огромные отрасли, которые суммарно дают более триллиона рублей акцизов, очень чувствительные для экономики со всех сторон и для жизни граждан и здоровья». И ведомство активно развивает инструменты противодействия нелегальной торговле на базе системы риск-ориентированного подхода, внедренного в работу ведомства на федеральном и региональном уровне, активно развивает использование цифровых информационных систем.Спикер привел актуальные данные по проблеме теневого оборота табака:
«В первом полугодии 2023 года минимальные потери бюджета составили 46,5 млрд рублей. По результатам исследования, доля незаконного оборота в Российской Федерации составляла 13,3%, тогда как в 22-м году, в декабре, она составляла 12,2%. Соответственно, по никотинсодержащим жидкостям и вейпам – 79% и 93% по жидкостям, но это исследование было проведено также в декабре 2022 года».

Однако в текущем году была продолжена работа по усилению применения контроля цифровой маркировки через систему «Честный знак» и развитию нормативной инфраструктуры борьбы с нелегальным оборотом, включая налаживание связей между органами власти и надзорными органами:

«(Если вы) По утвержденным индикаторам риска придете в прокуратуру, у прокуратуры будет минимальное количество оснований для отказа, если это все будет встроено в сложенную логичную нормативную цепочку». Реорганизация нового регулятора логично вписалась в систему работы Минпромторга России по защите легального рынка.

Одной из ключевых целей является эффективный мониторинг и точечные мероприятия по борьбе с теневым сектором: «Проверок должно быть меньше, но они должны быть все эффективными, со стопроцентной эффективностью».

Ян Витров, руководитель офиса главного конструктора центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак», отметив, что система на текущий момент внедрена, либо внедряется уже практически в 20 товарных группах, а технологическая составляющая продолжает совершенствоваться.

«Инструмент, который будет внедряться со следующего года – «запретительная касса». При продаже продукции потребителям с помощью контрольно-кассового узла есть возможность проверить эту продукцию. Если о ней есть информация, которая говорит о том, что эта продукция либо нелегальна, либо некачественна, такую продажу можно исключить».

Яна Плешакова, представитель компании ITMS, отметила сложности, с которыми столкнулся рынок вейпов и электронных систем доставки никотина из-за изменений в регулировании. «Беспрецедентное повышение акциза на эти категории может стать губительным для легального сегмента», — отметила спикер, — «Уже сейчас, как мы понимаем по оценкам ННЦК, 80% рынка является нелегальным. Если же акциз будет увеличен в два раза, мы прогнозируем, что в следующем году эта цифра станет больше 95%».

Яна Плешакова отметила, что в случае, если акцизная политика будет сбалансированной, а комплексное применение существующих инструментов по надзору за рынком, включая систему цифровой маркировки, эффективным – негативный тренд на рост нелегального сегмента можно остановить.

В финале обсуждения оборота участники высказали серьезную озабоченность рядом имеющихся региональных законодательных инициатив по введению запрета продажи табачной и никотинсодержащей продукции в нестационарных павильонах. По их мнению, это не соответствует федеральному законодательству и несет высокие риски существенного ухудшения условий работы малого бизнеса. Принятие подобного запрета приведет к значительному сокращению легального торгового сектора и кратно повысит риски роста нелегальной торговли. Участники форума выступили с обращением к «ОПОРЕ РОССИИ» и Минпромторгу России оказать содействие в разрешении данного вопроса.

Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов отметил: «Необходимо, чтобы пивоваренная отрасль регулировалась отдельным законом ввиду ее специфики, отличных технологических процессов и оборудования, а также высокой степени вертикальной интеграции. Индустрия также оказывает влияние на развитие смежных отраслей, создает в них рабочие места, например, в сельском хозяйстве. Отметим, до распространения 171-го закона на пивоваренную индустрию, она развивалась динамично, в то время как сейчас мы наблюдаем обратную динамику. Необходим комплексный подход, который позволит развивать и регулировать не только пивоварение, но и смежные с ним категории, в частности хмелеводство. Кроме того, такой подход позволит разрабатывать и интегрировать эффективные меры борьбы с нелегальным рынком, который, по оценкам экспертов, составляет около 10% и продолжает расти. В частности, необходимо обеспечить эффективные меры контроля продажи конечному потребителю, установить счетчики на все линии розлива вне зависимости от производимых объемов, ввести терминологию в отношении разливного пива и контроль деятельности так называемых “наливаек” и другое. Также благодаря отдельному закону можно адресно обращать внимание регулятора на другие значимые для индустрии задачи и доносить позиции в отношении неэффективных и опасных для инструментов, таких как, например, МРЦ».

Фотоотчет 

Всероссийская конференция: «Малая и средняя торговля в России 2023»

Ассоциация малоформатной торговли совместно с Министерством промышленности и торговли и при участии Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» 26 октября 2023 г. проведет Всероссийскую конференцию «Малая и средняя торговля в России 2023».

Место проведения: г. Москва, Пресненская наб., д. 10, Башня С комплекса «Башня на Набережной», 30 этаж. С возможностью подключения по ВКС.

Время проведения: 26.10.2023 г., с 10.00 до 17.00.

В работе Конференции планируется участие: Статс-секретаря, заместителя Министра промышленности и торговли РФ Евтухова В.Л.; Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Рябухина С.Н.; заместителя руководителя фракции «Единая Россия», Первого заместителя председателя Комитета ГД по региональной политике и местному самоуправлению Морозова С.И.; заместителя Председателя Комитета ГД по экономической политике Наумова С.А.; директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Кузнецова Н.В.; Председателя Попечительского Совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Борисова С.Р., вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дыбовой Е.Н.; министра торговли и услуг Республики Башкортостан Гусева А.Н.; руководителей профильных департаментов федеральных министерств и ведомств, регулирующих торговлю, а также некоторых общественных  и отраслевых объединений и организаций (АКОРТ, РАЭРР, АКИТ, СНС и др.). В дискуссиях также примут участие руководители региональных и муниципальных органов власти, представители малого и среднего торгового бизнеса.

Программа Конференции:

09.30 – 10.00   Регистрация участников, кофе-старт

10.00 – 12.00 Пленарное заседание «Малая и средняя торговля, как важная составляющая экономики страны».

Основные темы обсуждений и выступлений:
• Ситуация в малой и средней торговле: ключевые проблемы и лучшие практики;
• Возможности развития и дальнейшие перспективы малых торговых форматов;
• Банковский эквайринг: необходимость изменения тарифов, как элемент поддержки и развития сферы торговли;
• Амбивалентность сферы торговли: государственная поддержка МСП и региональные ограничения.

12.10 – 14.00 пройдут две параллельные дискуссии: 

В рамках дискуссии «Рынок онлайн-торговли:
динамика развития, основные тренды, перспектива законодательного регулирования» будут обсуждаться вопросы динамично развивающего рынка онлайн-торговли: основные тренды, возможности дальнейшего развития, эффективность механизмов саморегулирования, важность соблюдения баланса интересов всех участников рынка электронной коммерции. А также последние законодательные инициативы.

На дискуссии «Малые и средние торговые форматы: стационарные магазины, НТО и ярмарки. Основные проблемы и возможности развития» представители бизнеса, профильных Министерств и региональных властей обсудят ситуацию и специфику малых торговых форматов, несетевой розницы, нестационарных торговых объектов и ярмарок. 

Конференция продолжится еще двумя параллельными сессиями с 15:00 – 17:00

На сессии «Реализация подакцизных товаров: последние тенденции, перспективы и особенности» участники обсудят тенденции и особенности регулирования реализации табачных изделий в регионах, борьбу с нелегальным оборотом. Влияние изменений регулирования оборота никотинсодержащей продукции на ситуацию с розничным оборотом. А также специфику реализации и последние изменения на рынке алкогольной и слабоалкогольной продукции. Развитие отечественного производства, увеличение локальных товаров на полках магазинов.

В рамках экспертной сессии «Развитие мобильной торговли: правовой статус фудтраков, административные барьеры и перспективы» будут обсуждаться особенности развозной торговли и общепита на колёсах, существующие ограничения по размещению мобильных объектов, требования к МТО в Российской Федерации. А также перспективы и возможности для развития данной сферы бизнеса.

Регистрация для участников по ссылке: Всероссийская конференция «Малая и средняя торговля в России 2023» 

Аккредитация журналистов осуществляется до 12.00 24 октября по московскому времени по телефонам: +7 (495) 212-13-94, + 7 (929) 939-10-09, +7 (985) 581-54-03 или по электронной почте: info@amtorgrf.ru

В Пермском крае прокуратура защитила права владельцев НТО

Прокуратура отстояла права и интересы владельцев нестационарных торговых объектов (НТО). Теперь сроки продления договоров аренды составляют 7 лет, а не 7 месяцев.

Пермский краевой суд признал незаконным решение регионального правительства сократить сроки продления договоров на размещение НТО. С соответствующим иском к кабмину обратилась прокуратура Пермского края. По мнению надзорного органа, изменения устанавливали административные барьеры для малого бизнеса. Нормативный акт признан не действующим, решение в законную силу не вступило.
Дмитрий Оксюта, главный редактор газеты «Эфир», прокомментировал журналисту Properm.ru, что значит решение суда, и что будет дальше. Правительство Пермского края утвердило срок продления договоров с НТО без торгов ровно на 7 лет по рекомендации федерального правительства.

При этом правительство региона поставило условие — договоры продляются только при соответствии НТО требованиям городских правил благоустройства.
При этом установленные киоски по ранее действовавшим стандартам имели площадь 8 квадратных метров, а новые правила благоустройства допускали киоски только площадью 6 квадратных метров или 9 квадратных метров. Большинство ранее установленных киосков не соответствовали новым правилам, договоры с ними не подлежали продлению (если не заплатишь 500 тыс. рублей за изготовление и установку нового типового киоска).

За первые полтора года продлили… 11 договоров. А более 400 договоров отказались продлять.

Многие предприниматели пошли в суд, оспорили отказ городской администрации от продления договоров и выиграли все суды. Администрация Перми до сих пор не исполнила ни одно из решений суда по этим делам. А решения вступили в законную силу.

Прокуратура добилась признания незаконным и недействующим этого условия — о продлении договоров только при соответствие НТО новым требованиям Правил благоустройства.

После этого правительство Пермского края внесло изменения в собственное постановление, и уменьшило срок продления договоров с 7 лет до 7 месяцев. Разумеется, задним числом такое изменение вносить нельзя, это незаконно. Суд эту норму отменил (по иску прокуратуры и предпринимателей).

«Хочется спросить: эта музыка будет вечной? Так и будет продолжаться (седьмой год): власти Прикамья придумывают новые незаконные запреты на НТО, а предприниматели и прокуратура эти запреты через суд отменяет? Так и будет?», — удивляется Дмитрий Оксюта.

Источник: Perm.ru

На главной сессии форума, посвященной «Стратегическим приоритетам для e-commerce отрасли», поднялись важные вопросы о поставках, санкциях и взаимоотношениях между крупными маркетплейсами и клиентами

Модератор сессии — ВИКТОВ ЛЕОНИДОВИЧ ЕВТУХОВ, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Участники мероприятия — представители ведущих маркетплейсов (Wildberries, OZON и другие), розничных компаний (Sokolov, Hoff, Ситилинк и другие), а также представители ассоциаций и государственные служащие.

Была затронута проблематика необходимости правового регулирования данной отрасли.

В ходе обсуждения представлены законопроекты, связанные с маркетплейсами, введением полупроцентного сбора в пользу Почты России и онлайн-торговлей алкоголем. Участники высказались о необходимости создания специального законодательства, регулирующего взаимоотношения на платформах, и обсудили различные аспекты проекта закона, такие как изменение условий договора-оферты, введение штрафов, ответственность маркетплейсов за качество товаров и другие вопросы. 

Цитаты сессии: 

ДМИТРИЙ ГУСЕВ, депутат ГД РФ: отрасль стремительно развивается, объем составляет триллионы рублей. Но в законопроектах мы отстоем, будем этому уделять больше времени. У нас нет спец законов. Нужен отдельный закон, который будет регулировать платформенные отношения в частности.

В  думе на рассмотрении актуальные вопросы по этой теме:

— Законопроект о маркетплейсах 
— Полупроцентный сбор в пользу Почты России
— Торговля алкоголем в интернете 

ТАТЬЯНА БАКАЛЬЧУК, генеральный директор Wildberries: надеемся, что Forbes и другие издания обратят внимание на вклад маркетплейсов в экономику. Она подчеркивает значимость гибкого регулирования и рассматривает необходимость законодательного регулирования в связи с ростом мошеннических действий.

Маркетплейсы способствуют доступности товаров и снижению цен. Так же необходимо смотреть на изменения раз в квартал, например в связи с появлением новых способов доставки и других критических изменений. Конечно, поставщики несут ответственность за качество и своевременность поставок.

СЕРГЕЙ БЕЛЯКОВ, управляющий директор OZON: ритейл торговля — не просто перепродажа товаров. Мы даем селлерам зарабатывать. Это сложнейший магазин. У е-кома вопрос управления операционной системой сложный. ПБЗ и почта России — крупнейший работодатель. Несколько тысяч селлеров получают поддержку от государства. Многие игроки получают деньги после заказа, до оплаты покупателем. У OZON 39 млн покупателей, и  более 2 млн заказов в сутки.

ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ: Алкоголь должен быть в онлайне. Закон нужен, но он должен отсечь дикие практики с обеих сторон. Закон о торговле принимался на основе борьбы крупных поставщиков и крупных сетей. Не нужно прописывать все отношения, нужно прописать все спорные вопросы.

АРТЕМ СОКОЛОВ, президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): никто не мешает нам стать немного умнее каждый день. Нужно сохранить гибкость, иначе будут уходить к мировым конкурентам.

Источник: Ecom Retail Week

Представители «ОПОРЫ РОССИИ» приняли участие в совещании Совета Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в стране

Заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев провел совещание, на котором обсуждались вопросы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в стране. В мероприятии приняли участие лидеры «ОПОРЫ РОССИИ», в том числе Президент Организации Александр Калинин, Вице-президент, Председатель Комитета по торговле Владлен Максимов и Первый вице-президент Марина Блудян, а также сенаторы и представители профильных органов власти.

Совещание состоялось после парламентских слушаний по проекту федерального бюджета на 2024-2026 годы 3 октября, на которых Александр Калинин представил позицию «ОПОРЫ РОССИИ» по увеличению вклада МСП в бюджетную систему. По итогам слушаний Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила Совету Федерации детально проработать экспертные инициативы бизнес-объединения.

В дискуссии верхней палаты парламента приняли участие сенаторы, заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова, заместитель руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Денис Гуляев, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Сатин, директор Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ Данил Волков, а также представители Министерства промышленности и торговли РФ, Счетной палаты РФ и Банка России.

Николай Журавлев отметил, что Совет Федерации по поручению Валентины Матвиенко уделяет повышенное внимание развитию МСП в России, в том числе сенаторы внимательно прислушиваются к мнениям, которые высказывают по этим вопросам профильные общественные организации, и учитывают их в законодательной работе.

«В целом все меры, направленные на поддержку бизнеса, должны быть востребованы рынком, актуальны в текущих условиях. Особая поддержка необходима высокотехнологичным, инновационным компаниям. По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина необходимо также стимулировать выросшие из сектора МСП компании, так называемых представителей МСП+», — отметил Николай Журавлев.

В свою очередь, Александр Калинин в своем выступлении отметил, что зачастую возникает несправедливая конкуренция, когда те, кто платит законно налоги и сборы, не могут по ценовой и административной позиции конкурировать с недобросовестными участниками рынка. Также это ведет к выпадающим доходам.
Затем Александр Калинин сформулировал предложения по улучшению ситуации. Он затронул вопросы изменения порогов стоимости основных средств для упрощенной системы налогообложения, совершенствования регулирования сферы розничной торговли алкогольной и табачной продукцией. Кроме того, Президент «ОПОРЫ РОССИИ» считает важным обеспечить «обеление» секторов с высокой долей теневой занятости и проработать дополнительные возможности снижения фискальной нагрузки.

Также спикер отметил, что значительную часть предложений бизнес-объединения Совет Федерации взял в дальнейшую проработку. В том числе парламентарии поддержали исключение из расчета основных средств в целях применения УСН важного для предприятий дорогостоящего оборудования, снижение стоимости лицензии для продажи алкоголя в сельской местности и введение дополнительных мер поддержки для средних предприятий, перешедших в категорию МСП+, отметил Калинин.

По итогам совещания будет принято решение, нацеленное на дальнейшее активное развитие малого и среднего предпринимательства в стране.

Источник: ОПОРА РОССИИ

«Стратегические приоритеты для ecom отрасли» – ключевая тема ежегодного Форума электронной коммерции и ритейла ECOM Retail Week


С 10 по 11 октября 2023 года в Москве в Центре Международной Торговли пройдет международный форум ECOM Retail Week, который соберет ведущих экспертов электронной торговли и ритейла. Организаторы форума — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла.

На ECOM Retail Week встретятся более 200 спикеров и свыше 5000 участников в первую очередь из области электронной коммерции, маркетплейсов, ритейла, интернет-маркетинга, логистики, IT. Ключевая тема Форума — «Стратегические приоритеты для ecom отрасли», которую обсудят на одном из главных мероприятий – стратегической сессии с участием представителей Минпромторга России, Wildberries, Ozon, Яндекс, AliExpress, Сбер, DNS, Ситилинк, Почта России и других представителей отрасли. Масштаб форума дает возможность обсудить актуальные вопросы, сформировать стратегии развития и найти быстрые и оптимальные решения, обменяться опытом и установить ценные связи.

Партнерами Форума являются Банк ВТБ (ПАО), Яндекс Маркет, Х5 Group, Почта России, Компания Черноголовка.

В рамках Форума пройдет более 50 мероприятий: пленарные заседания, аналитические и экспертные сессии, панельные дискуссии, круглые столы, семинары и мастер-классы.

Помимо деловой программы в рамках Форума будет организована выставочная экспозиция, которая станет площадкой для презентаций, демонстраций и обмена опытом между участниками форума и представителями компаний.

Участие в Форуме предоставляет участникам ряд возможностей и преимуществ.

Для крупного бизнеса это:

• возможность обсудить и влиять на важные вопросы регулирования в сфере электронной коммерции;

• возможность встретиться и обменяться опытом с другими лидерами отрасли, расширить контактную сеть и установить важные деловые связи.

Для малого и среднего бизнеса это:

• возможность получить ценные знания и советы от ведущих экспертов отрасли;

• расширение сети контактов и установление партнерских отношений с другими предпринимателями и потенциальными клиентами;

• возможность установить партнерские отношения с ключевыми игроками для развития стратегического партнерства;

• возможность привлечения новых клиентов и инвестиций;

• получение актуальных данных и информации о последних трендах и новых технологиях в сфере электронной коммерции.

Для селлеров это:

• возможность привлечь внимание к своему бизнесу, позиционировать себя как эксперта в отрасли и повысить видимость своего бренда;

• демонстрация продукции/услуг перед широкой аудиторией потенциальных клиентов;

• получение новых знаний о стратегиях маркетинга, продаж и управления в сфере ecommerce;

• возможность установить партнерские отношения с поставщиками и платформами электронной коммерции для расширения бизнеса.

Для поставщиков это:

• возможность презентации своей продукции перед широкой аудиторией;

• получение отзывов и рекомендаций от участников и экспертов, которые помогут улучшить свой бизнес;

• поиск новых каналов распространения продукции и увеличение объемов продаж;

• отслеживание последних трендов и технологий в сфере электронной коммерции;

• продвижение собственного бренда и повышения видимости компании в отрасли;

• установление долгосрочных партнерских отношений с другими участниками форума для совместных проектов и сотрудничества.

В рамках вечерней программы Форума пройдет награждение победителей Ecom Awards 2023. Целью Премии является выбор самых достойных представителей рынка электронной коммерции, привлечение внимания профессионального сообщества к наиболее значимым достижениям в области развития ритейла за прошедший год.

Прием заявок осуществляется до 20 сентября 2023 года.

Форум начнется с уже традиционного осеннего Кубка Retail Week по мини-футболу среди ведущих компаний российской торговли, который пройдет 1 октября на стадионе ЛФК ЦСКА в Москве.

Участие в Международном форуме электронной коммерции и ритейла ECOM Retail Week является бесплатным. Регистрация обязательна на сайте форума ecomretailweek.ru.

Место проведения: Центр международной торговли, Краснопресненская набережная, 12, Конгресс-центр.

Подробная информация и актуальные новости на официальном сайте: ecomretailweek.ru, а также ТГ-канале: t.me/retailweek.

Аккредитация и вопросы СМИ — pressa@retailweek.ru  

Дирекция ECOM Retail Week, +7 495 3237107, info@retailevent.ru

В Ростовской области хотят полностью запретить табачные ларьки

Председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области Игорь Бураков предложил запретить продажу табачных изделий в ларьках. Депутат считает, что это приведет к ликвидации производства и торговли нелегальной продукцией.

Игорь Бураков на «круглом столе» констатировал, что декларация борьбы с торговлей нелегальной табачной продукцией не дает нужных результатов, а бюджет Ростовской области недосчитывается налоговых поступлений.

— У нас в разные годы, по разным оценкам, было от 40 до 50 процентов объема нелегального рынка табака. Потери бюджета от этого – за 20 млрд рублей ежегодно. В эту криминальную индустрию вовлечены тысячи людей, которые ежедневно совершают преступление. И я бы здесь предусмотрел более радикальные шаги, — заявил парламентарий.

Бураков уверен, что властные структуры, которые призваны бороться с этим явлением, вовлечены в получение коррупционных доходов от криминальной «отрасли».

— Невозможно организовать такое производство на какой-либо территории, чтобы об этом не знали представители властей или контролеров. Они обязательно узнают о нем. Такое производство очень трудно спрятать. И если мы видим, что нелегальный рынок все время подпитывается, то это означает, что производство «крышуется», в том числе, этими контролерами, которые дают ему возможность работать. Сами «проверяющие» помогают этому бизнесу выживать и существовать, — полагает депутат.

По мнению Буракова, уничтожить эту «отрасль» можно, если ликвидировать точки торговли – ларьки.

— Надо переходить к тому, чтобы перекрыть эти основные каналы сбыта нелегального табака. Ну, то есть, ввести полный запрет на продажу табака на розничных рынках и в ларьках. Обрезав основной канал сбыта, мы нанесем по этой нелегальной индустрии очень серьезный удар. Это может переломить ситуацию, — сказал депутат.

Игорь Бураков считает, что табачные изделия следует продавать только в магазинах. Он напомнил, что государственная политика направлена на то, чтобы сделать табак менее доступным. Также неверно, считает депутат, защищать предпринимателей, которые продают нелегальный товар – они смогут заняться иной деятельностью, если они «настоящие предприниматели».

Исключением из запрета могут стать ларьки, которые расположены в мелких населенных пунктах, где нет стационарных магазинов.

Игорь Бураков уверен, что легальные игроки на рынке производства и продажи табака поддержат такие меры, так как они проигрывают «нелегалам» в цене табачных изделий.

Источник: Блокнот

В Госдуму внесли законопроект, регулирующий работу маркетплейсов

Группа депутатов Госдумы во главе с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение палаты законопроект, который регулирует дистанционную торговлю товарами через маркетплейсы, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и продавцами.

Как отметили авторы инициативы, в рамках мониторинга Минпромторга России было выделено несколько основных проблем во взаимоотношениях онлайн-платформ и продавцов, среди которых возможность изменения размера комиссии и внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке. «Сюда же относится порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике (свыше 2 000 дел рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области)», — отметили депутаты.

Законопроект предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», закрепив в нем понятия «агрегатор информации о товарах (услугах) (маркетплейс)», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсах», «пункт выдачи заказов (ПВЗ)» и другие.

Документ предлагает дополнить закон статьей 11.1. «Особенности функционирования (взаимоотношения) владельцев маркетплейсов, продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ», согласно которой владелец маркетплейса обязуется предоставлять сведения об условиях договоров, заключаемых с владельцами ПВЗ и продавцами товаров, путем размещения информации на сайте маркетплейса.

Условия договоров могут пересматриваться по соглашению не чаще одного раза в год. Не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор, указано в документе.

Кроме того, законопроект вводит условие для применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов — обязательное направление в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций. Также устанавливается запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ.

Законопроектом в том числе предлагается установить, что владелец маркетплейса с совокупной выручкой за последний календарный год более 150 млрд рублей вправе осуществлять розничную продажу конкретного товара на собственном маркетплейсе в случае, если там отсутствуют предложения о заключении договора купли-продажи такого товара. 

Источник: ТАСС