Благоустройство для бизнеса

КС уточнил критерии размещения нестационарных торговых объектов на придомовых территориях общепита столицы

10 марта 2022 г. Конституционный Суд РФ вынес Определение № 498-О-Р, в котором по итогам исследования ходатайства о разъяснении Постановления КС от 19 апреля 2021 г. № 14-П сформулировал принципиально важные для правоприменительной практики ориентиры сбалансирования публичных и частных интересов при решении вопросов размещения нестандартных торговых объектов (далее – НТО) на частных придомовых территориях.


Напомню, это уже третье обращение Конституционного Суда к данной тематике – первоначально она была затронута в определениях от 5 декабря 2019 г. № 3273-О и № 3274-О, а затем в Постановлении от 19 апреля 2021 г. № 14-П. Само по себе это свидетельствует об остроте регулятивных и правоприменительных проблем развития нестационарной торговли и отсутствии их надлежащих решений, особенно в отношении земельных участков, относящихся к многоквартирным жилым домам.

Подтверждением высокого уровня конфликтности является и то, что КС посчитал возможным высказать некоторые уточняющие правовые позиции в «разъясняющем» определении, хотя по объективным причинам эта разновидность актов традиционно используется в конституционно-судебной практике с осторожностью.


В этом плане будет не лишним, на мой взгляд, процитировать оценку ситуации, содержащуюся в подготовленном Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2021 г. специальном докладе Президенту РФ «МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений»: «массовое нарушение прав и законных интересов бизнеса в сфере малой торговли вследствие несовершенства федерального законодательства продолжается. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле так и не принят».


В текущей обстановке беспрецедентного санкционного давления значение поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе нестационарной торговли, многократно возрастает. При этом необходимы не только меры финансово-экономического стимулирования, но и, прежде всего, регулятивно-организационные решения, обеспечивающие для бизнеса комфортные условия, включая понятность и разумную предсказуемость требований, гибкость и необременительность разрешительно-контрольных процедур, устранение избыточных обязанностей и ограничений. Гармонизация деловой среды является исключительно важным фактором укрепления малого бизнеса, объективно рассчитанного на упрощенные процедуры и правила, и при этом носит социально ориентированный характер.


В Постановлении от 19 апреля 2021 г. № 14-П Конституционный Суд признал недопустимым установление в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютного (недифференцированного) запрета размещения НТО на придомовых территориях и одновременно очертил общие границы компетенции местных властей по определению требований к такому размещению. Кроме того, была оговорена возможность введения норм об удаленности НТО от зданий и сооружений, их сочетания с иными элементами благоустройства, внешнего облика, технических (конструктивных) особенностей и т.п. В части понимания конкретных возможностей на практике возникли основные разногласия, характеризующие в отдельных случаях поляризацию интересов бизнеса и власти.


Так, по данным Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), опубликованным в январе 2022 г., практика реализации Постановления от 19 апреля 2021 г. № 14-П сопровождается неоднозначными и противоречивыми тенденциями. Речь идет не только о сохранении и даже воспроизведении в ряде муниципалитетов не отвечающих Конституции РФ запретов на размещение НТО, но и о распространении практики различного рода ограничений, заключающихся во введении строго фиксированных или узковариативных требований, – в частности, к габаритам, экстерьерным (включая цветографические) решениям в отношении НТО, материалам их изготовления, которые в совокупности создают трудновыполнимые для размещения НТО условия и носят, по сути, запретительный характер.


Именно с таким подходом к реализации Постановления от 19 апреля 2021 г. № 14-П столкнулись заявители из г. Перми, по жалобе которых (наряду с другим обращением) было вынесено рассматриваемое определение. Так, Правилами благоустройства территории г. Перми предусмотрено, что внешний вид НТО должен соответствовать типовым проектам. Индивидуальный проект разрешен в исключительных случаях и на придомовых территориях не допускается. Тем самым установлен закрытый перечень типоразмеров, предусматривающий возможность выбора применительно к каждому виду НТО только из двух вариантов, а применительно к реализации печатной продукции, продаже питьевой воды выбор вообще не предусмотрен. При этом типоразмеры заданы с помощью фиксированных, а не предельных (по верхнему уровню) параметров, и не допускают отклонений.

Столь же строгие требования установлены к материалам для изготовления НТО, причем более финансово затратные, чем для объектов капитального строительства (например, требования использовать композит, а не сайдинг или сэндвич-панели).
В связи с этой и подобной практикой толкования и применения Постановления от 19 апреля 2021 г. № 14-П заявители ходатайствовали перед Конституционным Судом о разъяснении, соотносится ли со смыслом данного акта установление конкретных габаритов НТО (отклонение от которых не допускается), а также требований к материалам (включая марку, толщину, покрытие), не связанных с внешним видом этих объектов.


Вынесенное по итогам изучения ходатайства определение демонстрирует стремление КС не оставаться в стороне от непростых вопросов обеспечения последовательной и неукоснительной реализации его решений, а также готовность к эволютивному подходу в целях гармонизации правоприменительной практики.

Не должна вводить в заблуждение «отказная» форма определения – в данном случае она носит скорее технологический характер. Полагаю, такой формат подчеркивает незыблемость принципиальных позиций, изложенных в Постановлении от 19 апреля 2021 г. № 14-П, и одновременно – отсутствие необходимости придания этому решению какого-либо специального ревизионного (кассационного) эффекта, поскольку ходатайство заявителей не было обусловлено конкретными судебными делами с их участием, порождающими вопрос о возможности пересмотра.

По сути, КС не просто воспроизвел (как обычно бывает в чисто «отказных» определениях в связи с ходатайствами о разъяснении постановлений), а содержательно раскрыл и конкретизировал свои ранее сформулированные подходы, что исключительно важно для понимания связанных с реализацией Постановления от 19 апреля 2021 г. № 14-П мер общего характера. Поскольку практика правоприменения в сфере организации благоустройства территорий выявила определенные дефекты (сбои) в надлежащем (т.е. конституционно обоснованном) согласовании ценностей, связанных с гарантированием свободы и конкурентных начал экономической деятельности независимо от места ее осуществления – с одной стороны, и обеспечением безопасных и комфортных условий проживания – с другой, Конституционный Суд, оставаясь приверженным необходимости установления справедливого баланса, исключающего предпочтение одной из ценностей с ущербом для сохранения иной, детализировал критерии такого баланса, служащие основой для оценки соблюдения местными органами власти их компетенции по вопросам размещения НТО.

Во-первых, уточнено, что любые вводимые на местном уровне дополнительные (в сравнении с общефедеральными) обязательные требования должны соответствовать двум условиям: быть непосредственно направленными на решение вопросов благоустройства территории и не представлять собой ограничений (запретов) на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Это означает, что правила благоустройства территории с учетом отраслевого структурирования законодательства и отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по установлению ограничений конституционных прав не могут использоваться для введения любых ограничительных требований, напрямую относящихся к экономической (торговой) деятельности, вопреки их предназначению. В частности, это может предполагать недопустимость обусловливать размещение НТО на придомовой территории наличием на ней других объектов, не связанных с обеспечением нормальной эксплуатации НТО, поскольку это влекло бы прямое ограничение нестационарной торговли.

Во-вторых, в отношении требований к параметрам НТО как объекта благоустройства (удаленность от зданий, сооружений, габариты, цветографические решения и т.п.) уточнено, что они не должны стеснять свободу усмотрения хозяйствующего субъекта настолько, что это делало бы невозможным (экономически нерациональным) ведение торговой деятельности и (или) влекло создание несправедливых (нерыночных) преимуществ отдельным категориям предпринимателей. Поскольку НТО предназначены для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, избыточное лимитирование параметров НТО (в том числе исчерпывающий выбор из двух-трех вариантов) влечет либо необоснованные издержки на приобретение и эксплуатацию незадействованной торговой площади, либо вынужденное сокращение объема и структуры торговли. В связи с этим Конституционный Суд ориентирует на использование гибких и дифференцированных регулятивных подходов, обеспечивающих реальную самостоятельность хозяйствующих субъектов в определении порядка и условий осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимента товаров; приемов и способов продажи; количества, типов, моделей технологического оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; формы распространения рекламы в торговом объекте и его витринах. Естественно, эта самостоятельность подлежит учету и при установлении требований к удаленности НТО от зданий (сооружений), которые должны обеспечивать разумно достаточный диапазон возможностей по локализации НТО в конкретных градостроительных условиях. Введение требований к удаленности, полностью исключающих размещение НТО на конкретной территории или не позволяющих использовать конкретные виды объектов, может свидетельствовать о нарушении свободы экономической деятельности, если только юридически и социально обоснованная цель введения таких требований объективно не может быть достигнута альтернативным способом.

В-третьих, специально оговаривается, что судебный контроль законности требований к размещению НТО или самого по себе такого размещения не должен носить сугубо формальный характер, а предполагает необходимость учета всех значимых обстоятельств. Принимая во внимание, что требования к размещению НТО, вводимые в правилах благоустройства территории, не должны быть связаны с непосредственными ограничениями (запретами) экономической деятельности и избыточными стеснениями усмотрения предпринимателей, можно предположить, что отдельное внимание в соответствующих судебных разбирательствах должно уделяться позиции антимонопольного органа. Стоит отметить, что в абз. 3 п. 2.2 Определения № 498-О-Р использован не характерный для конституционно-судебной практики технический прием отсылки к конкретным делам в рамках складывающейся судебной практики. Само по себе это характеризует признаваемый КС широкий спектр возможных вариантов достижения в конкретных условиях разумного компромисса между конкурирующими публичными и частными интересами и не свидетельствует о безусловной легитимации конкретных судебных решений в качестве имеющих универсальный, прецедентообразующий характер. Критерии оценки правомерности решения вопросов размещения НТО на придомовых территориях детерминированы в конечном счете именно правовыми позициями Суда.

Таким образом, рассматриваемое определение является важным и своевременным для дальнейшего выстраивания цивилизованной нормативно-правовой основы ведения нестационарной торговли. Конституционный Суд сделал особый акцент на том, что на момент принятия документа не завершен переходный период по реализации Постановления от 19 апреля 2021 г. № 14-П (год с момента его вступления в силу), поэтому сформулированные в нем уточняющие позиции должны быть учтены при имплементации данного постановления в отведенное время.
Вместе с тем уровень внимания конституционного правосудия к проблемам нестационарной торговли подчеркивает важность активизации встречных усилий со стороны федерального законодателя, особенно в текущих условиях. Очевидно, назрела необходимость четкого урегулирования на уровне федерального закона единых безусловных гарантий организации и осуществления нестационарной торговли, в том числе на частных придомовых территориях.

Источник: Адвокатская газета

В ФАС сообщили об отказе «О’Кей» и «Ашана» от ограничения наценок

ФАС: «О’Кей» и «Ашан» отказались от ограничения наценок на социально значимые товары


«Торговые сети «О’Кей», «Ашан» и «Атак» уведомили ФАС России об отказе от обязательств по добровольному ограничению наценок на ряд социально значимых товаров. Ритейлеры приняли это решение для расширения предложения потребительских товаров и устранения локальных дефицитов», — говорится в сообщении ведомства.


ФАС продолжает проводить анализ ценообразования на социально значимые товары для оперативного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства.
25 марта в пресс-службе ФАС заявили, что запреты на необоснованное повышение цен действуют только в отношении доминирующих продавцов и производителей. Отмечалось, что служба рассматривает возможность распространения действия антимонопольного законодательства не только на доминантов, но и на других участников рынков, включая посредников, завышающих цены в период повышенного спроса.


17 марта в Генпрокуратуре заявили, что в России зафиксированы факты незаконного увеличения цен на социально значимые товары: продукты, бытовую химию и средства личной гигиены, ведомство начало проводить проверку. По выявленным нарушениям будут приняты меры для пресечения искусственного дефицита некоторой продукции и необоснованного завышения ее цены для обогащения недобросовестных предпринимателей.


Ранее, 1 марта, сообщалось, что торговые сети «Ашан», «Атак», «О’Кей» и «Магнит» решили ограничить наценки до 5% на четыре категории социально значимых товаров — молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». В тот же день ФАС поручила усилить постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары.

Источник: Известия

Банк России ограничит эквайринговые комиссии до 31 августа

Банк России принял решение временно установить максимальное значение эквайринговых комиссий на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года на уровне 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги.


К ним относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов. Кроме того, в список вошли компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров.


Такая мера вводится на ограниченный период, чтобы в текущих экономических условиях дать возможность бизнесу за счет снижения издержек перестроить свою логистику и процессы. Граждане, в свою очередь, продолжат пользоваться привычным инструментом безналичной оплаты.


В среднем в настоящий момент эквайринговые комиссии находятся на уровне 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия.

Источник: Банк России

В России упростили маркировку воды и молочной продукции

Минпромторг уточнил свою позицию по поводу маркировки некоторых видов товаров

Минпромторг выступил против отмены уже принятых решений об обязательной маркировке большинства товаров. По мнению ведомства, это нецелесообразно даже в новых геополитических и экономических условиях. Исключение сделали только для воды и молочной продукции: сроки внедрения обязательных цифровых кодов отложены на год. По мнению бизнеса, сбалансировать цены из-за расходов на маркировку будет трудно. Поэтому и текущие эксперименты, и уже действующую обязательную маркировку надо приостановить.


Минпромторг уточнил свою позицию по поводу маркировки некоторых видов товаров. «Несмотря на сложившуюся экономическую и геополитическую ситуацию, Минпромторг считает нецелесообразным отменять уже принятые решения о введении обязательной маркировки», — говорится в ответе министерства на запрос «Газеты.Ru».


Свое решение Минпромторг объяснил тем, что компании уже понесли затраты на приобретение оборудования для цифровой маркировки.


С помощью нее власти контролируют оборот продукции, динамику цен и пытаются бороться с контрафактом. Цифровую маркировку наносят на упаковку товара или ярлык. Она содержит сведения о товаре: его наименование, название производителя, дату, время и место выпуска.


Сначала любую маркировку вводят в виде эксперимента и не считается обязательной. Если пилотный проект признают эффективным для контроля той или иной группы товаров, их маркировка становится обязательной.


В Минпромторге напомнили, что в этом году начались эксперименты по маркировке медицинских изделий и никотинсодержащих жидкостей. Также продолжаются эксперименты по маркировке пива, БАДов к пищевой продукции и антисептиков.
«Обсуждаются новые сроки начала экспериментов по маркировке крепкого алкоголя, сладких напитков, соков, товаров для детей, консервов, рыбы и кормов для животных. Окончательное решение будет приниматься правительством», — сообщили в Минпромторге, не уточнив даты принятия решений по этим видам продукции.


В министерстве напомнили, что участие в экспериментах по внедрению маркировки всегда добровольно. На этой стадии производители товаров «получают оборудование и коды маркировки бесплатно, в связи с чем нет оснований для повышения розничных цен в рамках экспериментов».


Что касается обязательной маркировки, Минпромторг заявил, что готов временно отложить ее только для двух видов продукции — молока и бутилированной воды. На год переносится обязательная маркировка «молочной продукции для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных производственных кооперативов» — с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года. Также на год откладывается обязанность для общепита, ресторанов и гостиниц подавать сведения о молочной продукции.


Для продавцов «всех видов упакованной воды» маркировка переносится с 1 сентября 2022 года на 1 марта 2023 года, уточнили в Минпромторге.
По данным Центра развития перспективных технологий (оператор национальной цифровой системы маркировки товаров «Честный знак»), в этой системе работают 600 тыс. компаний.


На 20% дороже


Бизнес поддержал перенос сроков обязательной маркировки по воде и молоку. «Хорошо было бы отладить общую схему работы системы маркировки. У бизнеса возникает много проблем с электронным документооборотом. То в «Честном знаке» не видят сведения, которые подает бизнес. То не могут принять сведения о товаре. То они не доходят. Или доходит не то, что отправили», — отметил член комитета «Деловой России» по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств Илья Росинский.


При этом бизнес настаивает на том, что нанесение цифровых кодов и подача сведений в систему «Честный знак» подразумевает существенные дополнительные расходы. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева отметила, что маркировка «увеличивает стоимость продукта в среднем на 20%».


Дать точную оценку роста стоимости продукции в результате внедрения системы маркировки невозможно, возразил технический директор ГК Штрих-М Дмитрий Ковалев. Оценить дополнительные расходы нереально хотя бы из-за отсутствия единой методики расчета себестоимости.


«При расчете себестоимости «оптимисты» предпочитают оперировать размером прямых затрат на закупку оборудования и расходные материалы. «Пессимисты» требуют учета полных затрат. В том числе, стоимость внедрения программного обеспечения, найма дополнительного персонала и его обучения», — пояснил эксперт.


Процент увеличения затрат также сильно зависит от размера предприятия и его оборота. Поэтому оценки могут сильно отличаться даже в рамках одной ассортиментной группы товаров. «Но неоспоримым остается факт, что цена промаркированной продукции увеличится», — заключил Ковалев.


Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич согласен с тем, что предприниматели несут затраты на маркировку — не только прямые расходы на оборудование, но и косвенные на перестройку технологических процессов. Исаевич считает, что «необходимо оградить конечного потребителя, даже если это организация, от роста цен».


«И всех, кто не перепродает товар без изменения, вывести из маркировки. Это в том числе и общепит, который перерабатывает продукцию для продажи ее конечному потребителю», — сказал «Газете.Ru» Исаевич.


В Корпорации МСП уверены: сейчас необходимо приостановить не только пилотные проекты по внедрению маркировки, но и те, что уже стали обязательными. «Сейчас очень важно ввести мораторий минимум на один год на все санкции по КоАПу для всех участников за нарушение требований по маркировке. Сам процесс нужно приостановить для всего бизнеса», — пояснил Исаевич.


По его словам, в текущих условиях необходимо создать максимально благоприятные условия для защиты бизнеса, для сохранения рабочих мест. «Наш экспертный совет при корпорации также выступает за отмену ненужной маркировки», — добавил Исаевич.


Контрабанда и контрафакт никуда не делись


Бизнес-сообщество уверено, что для решения проблемы прозрачности сделок не обязательно вводить маркировку. «Отраслевой контроль — вполне рабочий инструмент решения проблемы подделок и контрафакта», — говорит Минеева.
Президент ГК Zenden, член Совета московского отделения «Деловой России» Андрей Павлов отметил, что с помощью маркировки власти могли бы навести порядок хотя бы на обувном рынке. «Но за два года действия обязательной маркировки мы так и не смогли избавиться с ее помощью от контрабанды и контрафакта. Теневой обувной рынок как работал, так и работает», — говорит Павлов.


Общественный бизнес-омбудсмен по поддержке малого и среднего бизнеса и владелица сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова также уверена: система маркировки «в ее текущем варианте никак не помогает бороться с контрафактом».


«В системе масса недоработок. Те же обувщики пытаются добиться их исправления, но безрезультатно. В итоге отрасль продолжает нести убытки», — указала Татулова.
Бизнес-омбудсмен сообщила, что намерена обратиться в Счетную палату и Госдуму, чтобы запросить результаты экспериментов по маркировке, экономическую выгоду государства от этих проектов. «Как можно тиражировать неработающую систему?» — возмутилась Татулова.


Зачем нужна маркировка


Маркировку продукции ввели по закону, принятому еще в 2018 году по инициативе премьера Дмитрия Медведева. К 2024 году планируется создать единую систему маркировки большинства значимых товаров. Оператор системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров — Центр развития перспективных технологий. Для маркировки используется двухмерный код Data Matrix, который наносится на упаковку товара или ярлык.


Сейчас обязательная маркировка действует для некоторых видов продукции, в том числе обуви, лекарств, табака, шуб, автошин и покрышек, парфюмерии, некоторых товаров легкой промышленности. Проводятся эксперименты по маркировке пива, безалкогольных напитков и других товаров.

Источник: Газета

ФНС разрешила магазинам временно не выдавать бумажные чеки

Федеральная налоговая служба России (ФНС) приняла решение временно не штрафовать магазины за невыдачу кассового чека. Такая мера была принята в связи с дефицитом кассовой ленты, сообщили в правительстве. В ближайшее время магазины должны перевести на электронные чеки.


По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, Минпромторг провел совещание с пятеркой крупнейших производителей кассовой ленты и торговыми сетями, специализирующимися на продовольственных и непродовольственных товарах. Он отметил, что ни одно из предприятий не заявило о том, что есть проблемы с кассовой лентой.


«С учетом того, что появились такие сигналы, ФНС России приняла решение временно не штрафовать магазины за невыдачу кассового чека. Но по требованию гражданина кассовый чек должен быть выдан. В ближайшее время планируется переход на электронные чеки»,— заявили в правительстве.


Из-за сбоев в логистических цепочках на фоне антироссийских санкций в России происходят кратковременные перебои с поставками чековой бумаги. До этого за отсутствие ленты в кассе магазинам грозило административное дело и штраф до 10 тыс. руб.

История: Комерсантъ

«Сейчас не время»: Андрей Травников призвал мэрию Новосибирска не сносить киоски

Вслед за мэрией Новосибирска заявление «Опоры России» о поддержке малого и среднего бизнеса прокомментировал губернатор области Андрей Травников. Напомним, что организация еще 3 марта предложила наложить мораторий на снос малых торговых объектов.


«Я говорил с мэром по этому вопросу. От себя могу сказать, что я полностью поддерживаю позицию «Опоры России». При всех недостатках нестационарных торговых точек, имеющихся на улицах Новосибирска, сейчас, наверное, не время для форсирования работы», – прокомментировал Андрей Травников.


По его словам, малый бизнес сейчас серьезно нуждается в поддержке со стороны власти. И мораторий на подобные действия, как и в целом снижение давления, может стать действенным и притом не требующим бюджетных расходов инструментом поддержки.


Тогда как на снос «лишних» киосков к открытию молодежного чемпионата мира по хоккею в городском бюджете требовалось 12 млн рублей.


Представители департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска прокомментировали ситуацию так: «В настоящее время предложения находятся на рассмотрении. Для выработки мер поддержки необходима корректировка действующих нормативных правовых актов».

Источник: Континент Сибирь

X5 создала новую должность главы компании

Президентом стала директор Х5 по правовым вопросам и GR Екатерина Лобачева

Владелец «Пятерочек» и «Перекрестков» X5 Retail Group N.V. изменит структуру управления. Наблюдательный совет одобрил создание новой должности в компании — президента. Ее займет Екатерина Лобачева, ранее работавшая в группе директором по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти.


Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5, «сосредоточится на операционном управлении бизнесом», говорится в сообщении ритейлера.


Ранее в самом набсовете X5 также произошли изменения. Из него вышли Михаил Фридман и Стефан Дюшарм после того, как 28 февраля Евросоюз в связи с военной операцией России на Украине ввел санкции, под которые в том числе попал Фридман за «прочные связи с администрацией [президента России] Владимира Путина», писало РБК.


X5 Retail Group N.V. — нидерландская компания. В той же стране зарегистрирован, в частности, Yandex N.V. Накануне введения европейских санкций в отношении его главы Тиграна Худавердяна компания назначила его гендиректором группы в России в дополнение к должности управляющего директора всей группы компаний. После попадания в санкционный список ЕС Худавердян покинул совет директоров, пост заместителя гендиректора Yandex N.V., а также должности в голландских дочерних структурах компании. 

Источник: Shopper’s

Минпромторг намерен перенести сроки введения маркировки воды и молочной продукции

Минпромторг предложил правительству изменить этапы введения маркировки молочной продукции и упакованной воды, чтобы снизить нагрузку на фермеров, ритейл и рестораны в текущих экономических условиях. Это следует из письма замглавы ведомства Виктора Евтухова в адрес Минэкономразвития. «Известия» ознакомились с документом.


Так, обязательство для розницы фиксировать продажу промаркированной молочной продукции с 31 марта предложено перенести на 1 сентября 2022 года, а упакованной воды — с 1 сентября 2022 на 1 марта 2023 года. Фермеры, которые должны были начать маркировать молочную продукцию 1 декабря 2022 года, получат еще один год на подготовку — до 1 декабря 2023 года.


Гостинично-ресторанный бизнес должен будет передавать в систему информацию о том, что молочная продукция и вода выведены из оборота, только с 1 декабря 2023 года. До этого момента за них такую информацию будут передавать поставщики.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) находится в постоянном диалоге с бизнес-сообществом и регулятором по поиску наиболее комфортных решений в области маркировки, сказали «Известиям» в ЦРПТ. Изменения по срокам введения маркировки молочной продукции и упакованной воды для фермеров, ритейла и ресторанов направлены на снижение нагрузки в текущих экономических условиях. ЦРПТ рассчитывает, что они будут приняты в полном объеме и позволят бизнесу более комфортно войти в маркировку. Цифровая маркировка показывает свою эффективность во всех категориях, где введена, добавил представитель оператора.


С 1 декабря 2021 года в России ужесточили штрафы за отсутствие кода на товарах, подлежащих маркировке. Для компаний и индивидуальных предпринимателей, не соблюдающих постановление правительства, предусмотрены штрафы в соответствии с ФЗ № 204 и № 293.


В июне замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что в программу маркировки войдут велосипеды, БАДы, упакованная питьевая вода и антисептики. К 2024 году в стране планировалось создание единой национальной системы маркировки и отслеживания товаров.

Источник: Известия

Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении и упрощённом оформлении разрешительных документов в 2022 году

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур.


Мера затронет более 120 видов разрешений в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), оказание услуг связи, услуги такси. Всего будет автоматически продлено действие или переоформлено в упрощённом порядке более 2,5 млн разрешений.


Также постановлением переносится на год необходимость прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Это решение принято из-за технологических ограничений и необходимости переоборудования российских предприятий в условиях санкционного давления.


Кроме того, госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.


«Мы понимаем масштаб трансформации, которую предстоит пройти нашей экономике, для того чтобы стать ещё более крепкой. Базовым принципом экономического реагирования останется максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны, минимизация регулирования и контроля и, конечно, поддержка бизнеса – от микропредприятий до крупнейших компаний», – отметил Михаил Мишустин, выступая на совещании у Президента с членами Правительства 10 марта.

Источник: Правительство России

British American Tobacco решила прекратить деятельность в России

British American Tobacco (BAT), один из крупнейших в мире производителей табачной продукции, прекращает свою деятельность в России, сообщила компания в своем пресс-релизе.


В среду компания сообщила, что она приостанавливает инвестиции в России.
«Сегодня мы начали процесс быстрой передачи нашего российского бизнеса в полном соответствии с международным и местным законодательством. Помимо продолжения выплаты заработной платы нашим 2,5 тысячам сотрудникам, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить их работу в будущем. После завершения процесса BAT больше не будет присутствовать в России», — говорится в сообщении компании сегодня.


Компания добавляет, что в свете принятого решения и сохраняющейся неопределенности в отношении Украины и России BAT считает разумным пересмотреть прогнозы своей деятельности. Так, теперь она ожидает, что рост выручки группы при постоянном курсе валют составит от 2% до 4% по итогам года.
В прошлом году на долю Украины и России приходилось 3% выручки группы и несколько меньшая доля скорректированной прибыли от операций.


BAT была основана в 1902 году в Англии. В портфеле брендов компании такие марки, как Lucky Strike, Pall Mall, Kent, Dunhill, а также ряд марок, характерных для отдельных рынков.

Источник: РИА