Бизнес призывает развивать малую торговлю, не дожидаясь федеральных законов

Принятие стратегии развития торговли, законодательные меры поддержки мобильной торговли, тесное взаимодействие малого и среднего ритейла с маркетплейсами, борьба с контрафактом и ведение торгового бизнеса в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек – эти и другие актуальные вызовы и изменения обсуждались на Всероссийской конференции «Малая и средняя торговля в России 2022» 30 ноября, организованной Ассоциацией малоформатной торговли при содействии Минпромторга России и «Опоры России».

Пленарное заседание «Общая ситуация в малом и среднем ритейле»

В ходе пленарной сессии участники подняли базовые проблемы отрасли и оценили ход их решения, остановившись на ключевых барьерах.

Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли, отметил, что развитие малоформатной торговли идет медленнее, чем ожидалось, хотя в России она составляет значительную долю ритейла, а зачастую выступает единственным каналом для сбыта товаров местных производителей. В правительстве существуют разные подходы к значению малой торговли, дискуссии нередко усложняют работу. Так отраслевая стратегия развития может быть утверждена в 2023 году, хотя презентовалась еще в конце 2021 года.

На уровне регионов отсутствие единого понимания работы с отраслью выражается в том, что администрации могут не следовать рекомендациям от федерального регулятора оказывать поддержку малой торговле, иногда даже усложняя условия для МСП в этой сфере. Это привело к тому, что в 2022 году количество нестационарных торговых объектов (НТО) сократилось, хотя по прогнозам должно было вырасти.

«Очень важно понимать, что развитие нестационарной торговли не зависит исключительно от федеральных властей. Сегодня региональные власти имеют достаточные ресурсы для самостоятельного развития этой темы», – отметил Виктор Евтухов.

При этом есть и успехи: в течение двух лет число ярмарок и рынков в регионах выросло на 25-30%. За счет этого удается создать канал для сбыта местной продукции, который в отдельных регионах поддерживается и властями и крупными сетями. Особый интерес власти проявляют к  винным ярмаркам, которые зарекомендовали себя как эффективный формат для продвижения российского вина, а также рассматривают меры поддержки сбыта рыбной продукции.

В развитии малого и среднего ритейла, как поставщиках продукции, полностью заинтересованы российские маркетплейсы, отметил Сергей Беляков, Управляющий директор Ozon.

«Озон в значительной степени зависит от успеха наших партнеров – продавцов, использующих нашу площадку для торговли товарами. Сейчас на площадке свыше 180 тысяч продавцов, ежегодно по основным показателям, включая рост числа продавцов, мы видим 100% рост», – сообщил спикер.

Рост бизнеса в электронной коммерции во многом обязан отсутствию перегибов с регулированием.  Как отметил Сергей Беляков, меры, которые принимаются властями адекватны ситуации и учитывают интересы всех участников рынка, отсутствует «административный раж». К тому же в этом сегменте ритейла нет ни одной компании с госучастием.

В офлайн сегменте малого ритейла вопросы регулирования решены далеко не полностью, считает Сергей Морозов, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по  региональной политике и местному самоуправлению. Спикер заметил, что эффективное регулирование малой, в частности мобильной торговли, имеет большое значение в контексте решения проблем импортозамещения, импортонезависимости и технологического суверенитета. Так, по имеющимся данным, в стране существует необходимость в 50 тысячах мобильных торговых объектов (МТО). Сергей Морозов заметил, что законопроект, обеспечивающий поддержку сегменту начал разрабатываться еще в 2016 году, однако до сих пор не поступил на рассмотрение в Госдуму.

«МТО – это легкая возможность попасть на полку для регионального производителя. Мы говорим о необходимости рынков, но МТО —  такая же возможность поддержать фермеров, предоставить начинающим предпринимателям надежный и защищенный способ начать свою деятельность. А для регионов – это рост пополняемости бюджетов и увеличение туристической привлекательности», – добавил спикер. По его словам, МТО позволяет решить проблему размещения качественных точек общепита в местах с высокой динамикой посещения в зависимости от сезона.

Успешным опытом поддержки малоформатной торговли в регионе поделился Алексей Гусев, Министр торговли Республики Башкортостан.

«Малый формат —   ключевой канал для производителей местных товаров. Задачей региональной администрации является не только его сохранить, но и повысить конкурентоспособность» – отметил спикер.

В республике принята концепция развития НТО и мобильной торговли, в рамках которой принят ряд мер поддержки. Так, в число отраслей, где действует категория приоритетных инвестиционных проектов, включены торговля и развлечения. Любой инвестор, прошедший необходимую процедуру, получает возможность минимизации налогов на прибыль и на землю, получения земельного участка в упрощенном порядке и ряд других мер. В пилотном режиме тестируется выдача земельных участков без торгов организациям торговли и общепита в населенных пунктах до 5 тыс. человек. Для стимулирования сбыта местной сельскохозяйственной продукции в Уфе реализуется масштабный проект по созданию комплекса, обеспечивающего «связку между полем и магазином».

Станислав Наумов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике продолжил тему нормотворчества и рассказал о нормотворческой работе, которая ведется для предотвращения рисков излишнего регулирования торговли и в направлении ухода от изживших себя запретов.

Законодательный запрет пропаганды ЛГБТ затронул не только информационное поле, но и ритейл – закон не уточняет полный перечень критериев, по которым товар в продаже может считаться нелегальным. Но, по мнению спикера, пока механизм не доработан, надзор будет проводится в тестовом режиме.

Ведется работа по либерализации продажи алкогольных напитков, которая давно назрела. Станислав Наумов, отметил, что алкоголь, который не продается легально, продается на черном рынке, получившем большое развитие. Общество уже готово к менее жестким нормам продажи алкоголя и его рекламе.

Принята давно назревшая норма, отменяющая обязанность предпринимателей закрывать бизнес, в случае призыва в вооруженные силы в ходе частичной мобилизации. Предпринимателей в рядах ВС РФ сейчас 12 тысяч человек, — это ИП или владельцы бизнеса, отмечает спикер. Также начата работа по развитию новых территорий, где необходимо выстраивать все с ноля, нужна специальная экономическая операция.

Но развитие торговли нельзя обеспечить исключительно снятием барьеров и пусть даже адресной поддержкой. Елена Дыбова, вице-президент ТПП, подчеркнула значение решения структурных проблем – «денег и кадров». В первом случае, сложность представляет серьезное снижение покупательной способности населения. Банки пытаются помочь ритейлу максимально снижая ставки по кредитам, но этого не хватает. Проблема с кадрами нарастала на протяжении нескольких лет и находится в критической стадии с 2020 года.

«Нужны чрезвычайные меры. Например, перестать стимулировать самозанятость в регионах [как форму занятости в торговле], нужно менять систему среднего профессионального образования – параллельно учиться и работать. Можно определить в каждом регионе ТОП-10 жизненно важных профессий, включая торговлю, и активно поддерживать обучение им», – предложила Елена Дыбова. Еще одно предложение эксперта – индексация пенсий для работающих пенсионеров в торговле.

Ключевой риск состоит в захвате рынка азиатскими компаниями, которые используют окно возможностей для отечественного ритейла, который в уход многих зарубежных игроков мог бы сформировать базу лояльных потребителей.

Список ключевых проблем расширил Борис Титов, Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, его послание представил президент агропродовольственного фонда «Свое» Андрей Даниленко. Бизнес-омбудсмен отмечает, по прогнозам NielsenIQ в 2022 году ожидается падение российского рынка ритейла на 3,6%. Летом ряд категорий показал особенно крупное падение, это от 18,5% в сегменте детского питания и ухода за собой до 24,3% в средствах для стирки. Это, с одной стороны следствие ухода зарубежных компаний, с другой – возможность для российского бизнеса, перед которым сейчас стоят несколько ключевых вызовов. Это, во-первых, регулирование МТО и НТО, которые на местах нередко вместо поддержки получают новые ограничения.

Тормозит развитие малой торговли дискриминация в части оборота подакцизных товаров. Небольшие магазины преимущественно в сельских районах часто не имеют возможности приобрести лицензию на алкоголь, что переключает потребление на нелегальный рынок и, в частности, суррогаты. Аналогичного размаха проблема и в части табачной продукции.

Ключевым барьером для роста отрасли Борис Титов называет систему банковского эквайринга. «Это в среднем 2% с оборота, по сути, – оборотный налог на бизнес. Несколько месяцев в этом году по решению ЦБ ставка была 1%, но с 1го сентября вернулась обратно», – отметил бизнес-омбудсмен.  

Сессия «Банковский эквайринг в торговле»

Вопросы ставки эквайринга при осуществлении безналичных платежей и механизма ее формирования с представителями Центрального банка обсудили крупные ритейлеры и общественники.

Борис Кац, Директор по развитию сети Леонардо, обратил внимание на парадоксальную ситуацию, когда эквайринг обходится компании дороже, чем инкассация. Причем в отличие от торговых наценок, которые на протяжении истории снижают, ставка эквайринга ежегодно растет. Сейчас это от 2% до 2,7% в отдельных регионах против комиссии 0,2-0,3% в, например, странах ЕС и Китае.

Как отметил Борис Кац, комиссию можно было бы переложить на потребителя, но ЦБ и так хорошо зарабатывает, пребывая в статусе монополиста. Рынок же постепенно погружается в «серую зону»: высокая ставка эквайринга стимулирует часть малых предпринимателей к нелегальной продаже наличности.

С технической стороны, проблемы в безналичной оплате выступают у торговых точек, которые располагаются в помещениях, где слабое интернет-соединение, например, в подвалах и цокольных этажах, а также в удаленных населенных пунктах. Это вынуждает предпринимателей нести дополнительные затраты и усложняет обслуживание клиентов по безналичному расчету.

Тему поддержал, Тагир Калимуллин, Директор по отношениям с органами власти Эльдорадо, обративший внимание на способность ЦБ принимать и реализовывать эффективные решения в кризисных ситуациях. Он отметил, что система быстрых платежей (СБП) и снижение ставки эквайринга очень помогли в период ограничений, связанных с COVID-19, и всячески поддерживаются рынком. Но механизм расчета ставки эквайринга рынку не подходит. Центробанк через НСПК выступает монополистом, который устанавливает ставку. Это никаким образом юридически не закреплено, поэтому НСПК устанавливает значения, которые устраивают его, но не учитывают мнение рынка.

«Стоит официально признать, что на рынке есть игрок, через которого проходят от 90% до 100% платежей, и установить его в качестве естественной монополии, разработав соответствующие нормы, добавить в закон о них понятия платежной услуги и установить тарифы, причем индикаторы для них можно вывести из международного опыта» – предложил Тагир Калимуллин.

Необходимость более прозрачного и близкого рынку механизма формирования ставки эквайринга поддержал и Владлен Максимов, председатель Комитета по торговле «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли. Он отметил, что повышенная ставка для малого ритейла, которая ежегодно растет, оборачивается предоставлением скидки для крупного бизнеса, выступая фактором перераспределения средств от МСП, которому и так хронически не хватает средств на развитие.

Независимый эксперт Виктор Насочевский, выразил мнение, что текущий размер ставки может обоснованно применяться лишь в случае, если происходит кредитование бизнеса, обеспечивающего клиенту возможность отложенной оплаты. Но большая часть предприятий в сфере торговли не нуждается в подобном механизме. В таком случае эксперт предложил свести комиссию к минимуму или вовсе от нее отказаться, стимулируя развитие безналичной оплаты. Ставку же кредита можно индексировать регулярно, позволяя бизнесу планировать собственное развитие.

Позицию Центробанка очертила, Инна Соловьева, Начальник Управления развития и регулирования НПС Департамента национальной платёжной системы. Она подчеркнула, что развитие безналичного денежного оборота – это стратегическое направление, которое в данный момент планируется развивать максимально широко. Так, в 2022 году объем безналичных платежей по стране достиг 77,7%.

«Основная задача – обеспечить доступность платежных услуг и снижение их стоимости. Сейчас тарифы по СБП вдвое ниже классического эквайринга, а для отдельных категорий предпринимателей, самозанятых составляют не более 0,4%», – сообщила Инна Соловьева.

По ее словам, по состоянию на 1 ноября к СБП подключились уже почти 500 000 торговых точек, что в 2,7 раза больше, чем по итогам 2021 года. За 10 месяцев текущего года в СБП проведено 237 млн платежей на сумму более 485 млрд руб., что превышает аналогичные показатели прошлого года в 36 раз по количеству и в 15 раз по объему платежей.

Популяризации СБП также способствовала правительственная программа субсидирования банковских комиссий, уплаченных субъектами МСП по операциям оплаты товаров и услуг в СБП, позволяющая снизить издержки бизнеса при приеме безналичных платежей. Эта программа продлевалась уже дважды, а с начала ее запуска в СБП Правительство возместило торговым точкам 800 млн руб. Банк России уже направил в Минэкономразвития России предложение о продлении программы поддержки на 2023 год.

Сейчас система развивается в том числе в части оплаты с использованием технологии NFC, обеспечивающей бесконтактный способ приема платежей в торговых точках. Это востребовано в местах с высокой покупательской проходимостью, где скорость обслуживания имеет принципиальное значение. Также внедряется агентская схема подключения торговых точек, позволяющая предложить бизнесу коробочные решения по бесшовной интеграции СБП с их кассовыми системами для поддержки технологии NFC. Мобильное приложение бесконтактной оплаты СБПэй уже поддержано почти 200 банками. Ритейлу, который получает от клиентов оплату на регулярной основе, доступен сервис «привязки счета». Для популяризации СБП запущена масштабная маркетинговая кампания: разыгрываются денежные призы, партнеры также развивают стимулирующие акции при пользовании сервисом.

Сессия «Особенности реализации вина и пива и перспективы появления новых каналов продаж»

В ходе сессии представители Минпромторга и деловых объединений обсудили необходимость разработки и принятия специального закона, регулирующего российскую пивоваренную отрасль, в т.ч. в условиях санкционного давления.

Вячеслав Мамонтов, Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, отметил, что производителям в целом удалось сохранить объемы производства и занятости персонала, однако пивоваренная индустрия все-таки пострадала от санкций с учетом превалирования импорта в сфере оборудования и части сырья.

«Если ячменем и солодом члены Ассоциации обеспечивают себя благодаря собственным агропроектам, то хмеля в России производится не более 2% от общего объема потребления. Остальное завозится из-за рубежа. Для развития хмелеводства требуется государственная поддержка. Например, на территории РФ сложно регистрировать новые сорта саженцев из-за законодательных ограничений», — подчеркнул он.

По словам модератора дискуссии, старшего директора по работе с органами государственной власти пивоваренной компании «Балтика» Ирины Фёдоровой, для полноценного развития хмелеводства придется ждать от 5 до 12 лет, причем проблема зависимости от импорта – общая для всех примерно 2 тысяч компаний, занимающихся пивоварением в России.

«Мне кажется, что в России нужен специальный закон о пивоварении. Он поможет развивать отрасль в комплексе: максимально локализовать производство сырья, создавать новые рабочие места и пр. В стране уже действует 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» и благодаря ему удается поддерживать производство саженцев, генетику, расширение виноградников, проведение винных ярмарок. Этот пример можно использовать и для пивоваренной индустрии. Практика показывает, что одни только ограничения не способствуют снижению потребления алкоголя», — считает депутат, член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.

Поддержал эту идею и Вячеслав Мамонтов, сообщив, что АПП и ранее поддерживала разделение регулирования разных рынков алкогольной продукции. И в данный момент продолжается подготовка стратегии развития пивоваренной отрасли, включающий и разработку специального закона.

По мнению руководителя направления по работе с органами власти ООО «Тебойл Рус» Юрия Фурсы, от ограничений, накладываемых на производителей и продавцов пивоваренной продукции, страдают в том числе и смежные отрасли, например, топливная.

«Мы целиком и полностью поддерживаем идею о возвращении продаж слабоалкогольной продукции на АЗС. Это позволит поддержать малый и средний бизнес, снизить долю фальсификата. А страхи насчет повышения аварийности вследствие этого опровергаются опытом других стран, в том числе близкой к нам по менталитету Белоруссией», — подчеркнул он.

Сессия «Вопросы реализации табачной и никотинсодержащей продукции»

Дискуссия с участием крупного бизнеса, представителей Госдумы и российских регионов коснулась проблемы нелегальной торговли табачной продукцией и способов стимулировать борьбу с ней на местах, вовлекая в проблематику широкую аудиторию, а также регулирования электронных средств доставки никотина.

Председатель Комитета по торговле «Опоры России», глава Ассоциации малоформатной торговли (АМТ) Владлен Максимов представил планы по развития общественного проекта по борьбе с оборотом нелегального табака. К участию в Федеральном информационно-образовательном проекте «Честный магазин», запущенном АМТ в 2019 году, будет привлечен сетевой ритейл.

В рамках проекта законопослушные представители торговли информируют потребителей о рисках нелегального рынка табачной продукции и размещают в торговых точках информационные материалы об основных инструментах проверки сигарет на легальность. Изначально в фокусе проекта была традиционная торговля, за 3 года работы удалось привлечь к участию тысячи представителей малоформатной торговли в более 80 регионах страны.

«Сегодня мы подошли к следующему этапу программы – при поддержке Минпромторга России программа выходит в сетевой ритейл. Вовлечение торговых сетей как наиболее крупного канала информирования потребителей даст возможность увеличить масштаб информационной кампании против нелегальной торговли табачными изделиями. Таким образом, мы ожидаем скорейшей реакции со стороны сетевого ритейла и их подключения к программе для информирования потребителей о способах проверки легальности сигарет», — заявил Максимов.

Начальник отдела обращения отдельных видов товаров департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Юлия Юдина, выступая на конференции, подчеркнула, что «распространение информации с помощью программы «Честный магазин» очень важный шаг». Цель программы – информирование бизнес-сообщества и потребителей о проблеме нелегального оборота табачной продукции в России, единой минимальной цене на сигареты, ежегодно устанавливаемой Минсельхозом России, как наиболее понятном и прозрачном критерии определения легальности продукта для потребителя, и о цифровых способах проверки сигарет на легальность, а также об ответственности за нарушение законодательства в области оборота табачной продукции. 

Первый заместитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, выступая на конференции, особо отметил, что правительство и Счетная палата поддержали сенаторов в борьбе с нелегальным рынком табака и внесли табачную продукцию в перечень стратегически важных товаров. При этом Рябухин добавил, что Счетная палата также поддержала Совет Федерации и в том, чтобы зачислять часть доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты. «Это будет дополнительный административный ресурс, который позволит нам наводить порядок в торговле табачными изделиями», — заявил сенатор. По его словам, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко выступала за то, чтобы отдать в регионы 30% доходов от акцизов на табак. «Но, если мы отдадим и 15% доходов, для регионов это будет сильнейший мотивационный элемент, а для федерального бюджета выпадение этой части доходов не будет криминальным», — сказал Рябухин.

Заместитель Директора системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерство промышленности и торговли РФ Владислав Заславский в своем выступлении также высказался о необходимости финансового стимулирования регионов в борьбе с нелегальным табаком. По его словам, также необходимо довести до конца гармонизацию акцизов со странами ЕАЭС и принять законопроект Минфина о госрегулировании отрасли.

Заславский также отметил резкое снижение количества проводимых контрольных мероприятий в результате введения моратория на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса, действующего в 2022 году так, по его словам, во втором квартале 2022 года в 77 субъектах РФ не было проведено ни одной контрольной закупки. Проверок было проведено в 3,5 раза меньше, и протоколов о правонарушениях составлено в 4,5 раза меньше. «Доступность нелегальных сигарет для населения остается высокой», — подытожил Заславский. 

Улучшить ситуацию на рынке могло бы снятие моратория на проверки бизнеса в отношение подакцизных товаров.

Менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин в своем выступлении подчеркнул, что основная предпосылка роста нелегального рынка сигарет – разница в ставках акцизов (и, соответственно, в ценах на сигареты) в России и странах ЕАЭС. «Соглашение о гармонизации акцизов в ЕАЭС к 2024 году есть, но уже сейчас ставки акцизов на сигареты в России практически на 1000 рублей выше, чем предусмотрено его условиями. В этой связи взвешенная акцизная политика в России является ключевым условием сдерживания роста нелегального рынка», — подчеркивает Трошкин.

Заместитель председателя правительства Оренбургской области, сопредседатель экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов, выступая на конференции, добавил, что очень надеется, что законопроект Минфина будет принят в декабре.  Он также обратил внимание на рынок электронных систем доставки никотина (ЭСДН), более 90% которого остается сегодня нелегальным. «Нам необходимо вывести ЭСДН из черного поля», — заявил он. Одним из инструментов обеления рынка является цифровая маркировка, которая уже распространяется на табачную продукцию и нагреваемый табак и с 15 декабря текущего года станет обязательной для категории электронных сигарет.

Управляющий по взаимодействию с органами государственной власти «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Константин Райнот затронул другую важную тему – способы донесения информации о никотиносодержащих продуктах для потребителей. По его словам, «сегодня очень сложно понять, что конкретно подпадает под понятие рекламы и стимулирование потребления нагреваемого табака и как продавцу в торговой точке в нынешних реалиях можно коммуницировать с потребителем». Решение данного вопроса критично для создания понятных условий игры для законопослушных участников рынка, а в последствии и для борьбы с нелегальным бизнесом.

Сессия «E-com без продаж: реальность и тенденции развития последней мили в регионах»

В ходе сессии крупнейшие игроки электронной торговли поделились взглядами на возможности и проблемы развития «последней мили», а также планами по развитию. По словам участников, последняя миля, как финальный этап доставки товара клиенту, открывает огромные возможности для любого, даже самого неопытного предпринимателя.

Так, у Ozon сейчас больше 16 тыс. пунктов выдачи заказов, которыми управляют больше 7 тыс. партнеров – за выдачу клиентских посылок они получают вознаграждение. Одним из приоритетных направлений для компании является развитие «домашних пунктов» выдачи заказов в сёлах и поселка с населением до 3,5 тыс. человек.  Яндекс Маркет на данный момент имеет прядка 10 тыс. пунктов и заявляет, что к концу первого квартала 2023 года удвоит свою сеть. Развивать свою сеть за счет партнеров планирует и Wildberries, который также развивает сеть за счет партнеров.

Модератором сессии выступил Васильев Александр — руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon.

В дискуссии со стороны исполнительной власти участвовали Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренной торговли Минпромторга России, Александр Судаков   советник помощника Президента Республики Татарстан по развитию логистики, Максим Останин, Заместитель министра — начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Бизнес представляли Денис Дьяченко, руководитель департамента развития последней мили, Ozon, Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти, Яндекс, Анатолий Бондаренко, главный специалист отдела продаж маркетплейсам и торговым площадкам, Почта России, и Павел Поликарпов заместитель GR директора, Wildberries.

Фотографии 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *