В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Он запрещает требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а для крупных площадок — проводить акции без согласия партнеров и брать более 10% за услуги
Во вторник, 5 марта, глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России» внесли в Госдуму проект закона о регулировании деятельности маркетплейсов, которые в документе названы агрегаторами информации о товарах. Документ определяет права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
Законопроект предлагает ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной записке отмечается, что законопроект должен восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка и ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов и приводящие к сложности разрешения споров между ними. В тексте утверждается, что маркетплейсы, имеющие значительное положение на рынке, могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты.
Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 года. Контролировать соблюдение описанных в нем требований будет ФАС, следует из документа.
Кого и как будут регулировать
Авторы законопроекта предлагают ввести как общие для всех интернет-площадок правила, так и специальные для занимающих «значимое положение на рынке».
К «значимым» относят тех агрегаторов, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год.
Таким компаниям предлагается запретить:
изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней. Исключение — если изменения нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или самой компании, предотвращения или устранения технических сбоев или иного вреда;
создавать дискриминационные условия по закону «О защите конкуренции» и препятствия для доступа на рынок;
навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги, а также условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента;
безвозмездно проводить распродажи товаров, за исключением тех, которые относятся к собственным товарам;
запрещать деятельность контрагентов на других площадках;
создавать преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.
Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги. А суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.
Для всех маркетплейсов, не только занимающих значимое положение на рынке, в законопроекте предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. При заключении договора площадка должна будет проверять документы и профиль контрагентов. Кроме того, интернет-площадки будут обязаны размещать форму договора на своем сайте в интернете и проверять возраст покупателей при продаже товаров для лиц, достигших определенного возраста, не допускать размещения информации о товарах, оборот которых в России запрещен или ограничен, а также подлежащих подтверждению соответствия или маркировке, если эти процедуры не проведены.
В числе других ключевых положений — запрет требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи, а также закрепление за маркетплейсами права самостоятельно продавать товары, в том числе собственных торговых марок.
При этом законопроект также предусматривает внесение изменений в закон о торговле. Если маркетплейс дистанционно продает продукты питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей. Также предлагается утвердить требования к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры агрегаторов информации о товарах и правила их взаимодействия с госорганами, занимающимися оперативно-разыскной деятельностью или обеспечением безопасности страны.
Наконец, вводится норма, при которой правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ.
Как предлагали регулировать маркетплейсы
За последние полгода это не первый законопроект о регулировании маркетплейсов. Осенью 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», по которым предполагается юридически закрепить понятие маркетплейса, ограничить частоту изменения договоров оказания услуг одним разом в год, ввести ответственность за достоверность информации на платформах, запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с последних штрафы без их согласия, полностью запретить продажу собственных торговых марок для компаний с оборотом более 150 млрд руб.
В конце января Андрей Кутепов заявил о подготовке другого законопроекта, в котором предлагал ограничить возможность открывать новые логистические объекты в регионах, где доля маркетплейса на рынке превышает 25%, ввести регулирование комиссии площадок со стороны ФАС и др. В Ассоциации компаний интернет-торговли называли инициативу «не только избыточной, но и вредной», объяснив это негативными последствиями для покупателей и малого и среднего бизнеса.
В начале этого года ФАС признала Wildberries и Ozon коллективно доминирующими, заявив, что вместе они занимают более 80% на рынке. Как уточнил замруководителя ФАС Петр Иванов, выступая во вторник, 5 марта, на круглом столе по регулированию маркетплейсов в Совфеде, по итогам анализа ведомство установило, что Wildberries занимает 47%, а Ozon — 35,5%. Он отметил, что по сути маркетплейсы не являются торговыми организациями: они не реализуют товар, их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза отличаются от отношений в структуре торговой сети. В связи с этим Иванов считает, что установка для онлайн-площадок требований, аналогичных тем, которые есть для торговых сетей, «может не разрешить существующие проблемы, а, наоборот, замедлить и ограничить развитие новых сфер ведения бизнеса».
Какими могут быть последствия регулирования
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, выступая на круглом столе в Совфеде, указал, что в последнее время к деятельности интернет-площадок было приковано больше внимания, «чем за всю его жизнь». «Объективные данные сегодня о состоянии рынка электронной коммерции совершенно не подтверждают наличия проблем, требующих решения путем ограничения этой деятельности, а последние пять или шесть инициатив были направлены на то, чтобы запретить эту бизнес-модель как класс, либо на то, чтобы уменьшить ее рентабельности, либо на замедление развития отрасли. И понятно, что в условиях беспрецедентного давления, когда рынок испытывает невероятные сложности, такие инициативы не могут быть поддержаны ни нашей ассоциацией, ни бизнес-сообществом в целом», — заявил Соколов.
В Wildberries подчеркнули, что инициативы о новом регулировании маркетплейсов «должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацелены на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер».
Руководитель по работе с органами госвласти Wildberries Александр Литвак настаивает, что в пояснительных записках и текстах законопроектов, которые сейчас обсуждаются, нет обоснования проблем, их количественных характеристик и оценки последствий принятия тех или иных решений. «Мы не видим доказательств злоупотребления маркетплейсами рыночной властью, количество продавцов растет», — отметил он. В Wildberries также не видят негативных событий, связанных с распространением маркетплейсами запрещенных предметов. В компании считают, что требование по сканированию всех посылок, которые проходят через маркетплейс, может сократить скорость их оборота и вызвать дополнительные издержки для продавцов и транспортных компаний.
Глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что любые предложения о бесплатном возврате приведут к увеличению расходов продавцов — именно они будут его оплачивать, поскольку у существующих крупных маркетплейсов нет на это средств, они либо убыточны, либо их прибыль минимальна. По его словам, предложенный законопроект «не позволит отразить весь спектр отношений и проблем с маркетплейсами». «Затраты площадок на разные товары могут быть разными, например, когда речь идет о крупногабаритных предметах. Есть ситуации, когда возврат должен быть платным, а есть такие — когда критично, чтобы он был бесплатным, например, при отправке товара по ошибке или ненадлежащего качества. У некоторых маркетплейсов есть разные премиум-опции, когда покупатель за некую плату может получить более привлекательные условия обслуживания. Все эти нюансы невозможно отрегулировать законопроектом, поэтому он может негативно повлиять на ситуацию на рынке», — рассуждает Бурмистров. То же самое, по его словам, относится к размеру комиссии и стоимости услуг для партнеров — он различный для разных групп товаров. Бурмистров также считает предложенное регулирование избыточным. Он выразил надежду, что законодатели не станут принимать проект в предложенной редакции.
Источник: РБК