Пленарное заседание «ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК: КОНТРОЛЬ VS ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Anti-Illicit trade congress (Антиконтрафакт)»

27 мая на площадке форума «Неделя ритейла» в Центре между­на­родной торговли состо­я­лось пленарное засе­дание «ЦИВИ­ЛИ­ЗО­ВАННЫЙ РЫНОК: КОНТРОЛЬ VS ОТВЕТ­СТВЕН­НОСТЬ. Anti-Illicit trade congress (Анти­кон­тра­факт)».

Моде­ра­тором сессии выступил Сергей Беляков, управ­ля­ющий директор Ozon.

Влади­слав Заслав­ский, ответ­ственный секре­тарь Госу­дар­ственной комиссии, директор Депар­та­мента системы цифровой марки­ровки товаров и лега­ли­зации оборота продукции Мини­стер­ства промыш­лен­ности и торговли РФ, отметил, что мы изучаем опыты других стран. Самый эффек­тивный инстру­мент по борьбе с неза­конным оборотом продукции — система просле­жи­ва­е­мости. Цифровая марки­ровка товаров — созданный готовый инстру­мент для всех контро­ли­ру­ющих органов. На сего­дняшний день бизнес стал ответ­ственнее — более 700 тыс. компаний подклю­чены к системе.

Сергей Шкляев, заме­сти­тель руко­во­ди­теля Феде­ральной Тамо­женной Службы России: Обес­пе­чена безопас­ность и цифро­ви­зация, но за тенден­циями в мире мы не успе­ваем. «ЭЛЕК­ТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ТО, ЧТО НЕ ОБЕС­ПЕ­ЧЕНО НОРМА­ТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗОЙ И ТРЕБУЕТ СО СТОРОНЫ ГОСУ­ДАР­СТВА РЕАГИ­РО­ВАНИЯ НА БЕЗОПАС­НОСТЬ ВВОДИМЫХ ТОВАРОВ».

Сергей Рябухин, первый заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Совета Феде­рации по бюджету и финан­совым рынкам: Вопросы контра­факта важны. Во- первых, люди часто стал­ки­ва­ются с пробле­мами со здоро­вьем из-за низкого каче­ства контра­фактных алко­гольных и табачных продуктов. Во-вторых, потери консо­ли­ди­ро­ван­ного бюджета — как наци­о­нальная угроза. Расходы бюджета выросли в два раза, но масштаб потерь пора­жает.

Сергей Митин, первый заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Совета Феде­рации по аграрно-продо­вольственной поли­тике и приро­до­поль­зо­ванию (онлайн): Необ­хо­димо продол­жить системную работу в правовом поле и усилить борьбу с контра­фактом. В борьбу с неле­гальным рынком должно быть вклю­чено насе­ление страны.

Стани­слав Наумов, заме­сти­тель пред­се­да­теля Комитет Госу­дар­ственной Думы по эконо­ми­че­ской поли­тике: Эффек­тивнее думать не только о жестком контроле, но и о лега­ли­зации. Резо­нансные темы на рынке потре­би­тельского спроса затра­ги­вают неод­нозначные сюжеты. «НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН. ПРИ ЛЮБЫХ ЗАКО­НО­ТВОР­ЧЕ­СКИХ ПРОЕКТАХ БУДЕМ СТАВИТЬ ЭТО НА ПЕРВОЕ МЕСТО».

Евгений Нифан­тьев, депутат Госу­дар­ственной Думы Российской Феде­рации, обсудил: Элек­тронная коммерция — не только драйвер развития малого и сред­него бизнеса, но и увели­чение контра­факта на рынке. «Не нужно бояться входить в систему марки­ровки и расши­рять товары, которые будут входить в эту систему. Если есть обяза­тельные требо­вания, то эта обяза­тель­ность не должна быть изби­ра­тельной».

Олег Прусаков, начальник Управ­ления феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного надзора в области защиты прав потре­би­телей Роспо­треб­над­зора. Увели­чение числа обра­щений граждан в Роспо­треб­надзор. Впервые за 10 лет доля обра­щений в сфере торговли превы­сила сферу услуг. Формы реаги­ро­вания есть, но возмож­ности для реали­зации огра­ни­чены. С надеждой смотрим на то, что будут выра­бо­таны реко­мен­дации, которые послужат поднятию уровня правовой защи­щен­ности потре­би­телей.

Яна Скля­рова, заме­сти­тель началь­ника Управ­ления контроля рекламы и недоб­ро­со­вестной конку­ренции ФАС России. «При всей нетер­пи­мости к контра­факту мы должны учиты­вать, что, чтобы объёмы его сокра­ща­лись, он должен быть не востре­бован. Это должно быть не только на стороне импор­тера и продавца, а также и на стороне потре­би­теля». «НАША ЗАДАЧА — НАЙТИ БАЛАНС И ПРИНЯТЬ МЕРЫ. БЕЗУСЛОВНО, УЧИТЫВАЯ ВСЕ ЗНАКИ РЫНКА». Также большое значение имеет просве­щение и пони­мание потре­би­теля.

Владлен Максимов, вице-прези­дент «ОПОРА России», прези­дент Ассо­ци­ации мало­фор­матной торговли: Табак уникальная кате­гория тем, что подак­цизна, легальна и сам поку­па­тель толкает продавца к поиску товара. Запрет торговли в пави­льонах — ведет к росту оборота несанк­ци­о­ни­ро­ванной торговли. «ВУЛЬ­ГАРНОЕ ОТНО­ШЕНИЕ К КОНТРА­ФАКТУ НЕ ДОЛЖНО ПОРОЖ­ДАТЬ РАЗВИТИЕ ТЕНЕ­ВОГО ИЛИ ЧЕРНОГО РЫНКА».

Артем Кирьянов, заме­сти­тель пред­се­да­теля коми­тета по эконо­ми­че­ской поли­тике Госу­дар­ственной Думы: «Важно, что за последние годы с момента обсуж­дения и принятия стра­тегии мы прошли большой и серьезный путь. И сейчас в дискус­сиях по неле­галь­ному обороту можем опираться на конкре­тику. С моей точки зрения, те меры, которые заду­мы­ва­лись (развитие системы просле­жи­ва­е­мости и внед­рение марки­ровки) отра­бо­таны более чем на 100 процентов».

Елена Цвет­кова, советник руко­во­ди­теля Феде­ральной службы по вете­ри­нар­ному и фито­са­ни­тар­ному надзору. «Цифро­ви­зация деятель­ности Россель­хоз­над­зора: инфор­ма­ци­онные системы, которые стали большим источ­ником больших данных». Марки­ровка эффек­тивна. Фаль­си­фи­кация в молочной продукции снижа­ется. Цифровой формат позво­ляет правильно просле­дить путь продукции.

Ольга Шанаева, заме­сти­тель руко­во­ди­теля Роска­че­ства, уделила внимание пищевой безопас­ности. «Комплекс мер стра­тегии по неза­кон­ному обороту продукции направлен на моти­вацию добро­со­вестных произ­во­ди­телей и моти­вацию хозяйственных субъектов посту­пать добро­со­вестно к потре­би­телям».

Антон Гущан­ский, директор по контрольной (надзорной) деятель­ности, Центр развития перспек­тивных техно­логий — оператор наци­о­нальной системы цифровой марки­ровки «Честный знак»: Значи­тельные допол­ни­тельные объемы поступ­ления средств в бюджет РФ по всем марки­ру­емым товарным группам. Маркет­плейсы успешно внед­ряют авто­ма­ти­че­ские меха­низмы контроля на основе данных систем марки­ровки.

Алексей Духанин, испол­ни­тельный директор Wildberries: Нужно в опере­жение зако­но­да­тельству само­сто­я­тельно рабо­тать с контра­фактом. «НЕ ПРОВОДИМ ГРАНИЦУ МЕЖДУ КОНТРА­ФАКТОМ И НЕКА­ЧЕ­СТВЕННЫМ ТОВАРОМ!»

Итак, обсуж­дение пока­зало: зако­но­да­тельство активно разви­ва­ется (создает нормы, признанные решить проблемы), внед­ря­ются цифровые техно­логии, бизнес участ­вует в реали­зации комплексных мер, но необ­хо­димо просве­щение насе­ления. На данный момент потре­би­тель отдает себе отчет, что товар может быть небез­опасен, но все равно делает выбор.

Также необ­хо­димо уделять внимание каналам вне контроля контра­факта, иначе весь оборот может уйти туда. Каче­ство контра­факта стре­ми­тельно растет, а марки­ровка — не панацея от всех бед.

Источник: RetailEvent

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *