Стратегическая сессия: «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций»

Одним из ключевых событий площадки Форума стала стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций».

Сессию открыл Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов. 

Эпоха торговых центров и гипермаркетов заканчивается? Почему онлайн ритейл и маркетплейсы не заменят традиционную торговлю? Как относятся участники рынка онлайн-торговли к закону о регулировании маркетплейсов? Именно эти вопросы обсудили участники стратегической сессии.

Антон Алиханов, Министр промышленности и торговли Российской Федерации: «Первое, что хотелось бы отметить — это возвращение розницы в прошлом году по итогам 2023 на траекторию роста. Неплохо у нас прибавил продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот по непродовольственным товарам. И мы видим, что первый квартал текущего года эту «повышательную» тенденцию сохраняет. Надеемся, что так и будет в дальнейшем».

Министр подчеркнул, что за 5 лет сектор интернет-торговли вырос почти в пять раз — это больше 4 триллионов рублей оборота, доля отечественных продовольственных товаров в торговых сетях выросла до 80%, а загрузка мощностей на заводах по производству косметики и парфюмерии от 40 до 60% — есть потенциал роста.
Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов: «Десятый юбилейный Форум с каждым годом набирает обороты. Буквально 5-6 лет назад у нас было 2,5 тыс. участников, а в этом году уже более 8 тыс. Это обусловлено важностью отрасли — одна из ключевых в нашей экономике».

«Все вызовы, которые стояли за последние годы перед нашим государством и перед отдельными регионами, в частности, были оперативно решены» — отметил Виктор Евтухов.

Екатерина Лобачева, президент Х5 Group рассказала о трендах в отрасли, среди которых кратный рост развития онлайн-сервисов и дискаунтеров (в планах увеличить сеть «Чижик» до 5000+ магазинов до 2025 года), стремление покупателей разнообразить корзину, например, рыбой, полезной и готовой едой, восстановление интереса к супермаркетам и их сервисам.

Анна Мелешина, управляющий директор, член Правления розничной сети «Магнит» рассказала о 30-летнем развитии компании «Магнит», в частности затронула вопросы импортозамещения (выросла целая плеяда российских поставщиков: Краснодарский край, Ростовская область и др.). «За 10 лет мы, как компания, поставили 1000 новых качественных позиций совместно с поставщиками. В течение последнего года мы работали с производителями непродовольственной продукции для того, чтобы наши потребители не почувствовали ухода с рынка глобальных брендов» — уточнила Анна Мелешина.

Также затронули развитие онлайн: собственный маркетплейс под брендом «Магнит Маркет». Онлайн-площадка строится не с нуля, а уже взята готовой («Магнит» приобрел маркетплейс KazanExpress у ее основателей и китайского гиганта AliExpress).

О результатах работы компании рассказала Татьяна Бакальчук, генеральный директор Wildberries: «Когда мы проанализировали результаты нашей работы за 2018 год, то неожиданно для себя узнали, что 30% нашего оборота составляли малоизвестные ИП. Тогда мы и поняли, что это и есть будущее нашей компании, поэтому и попросили поддержать нашу инициативу рассказать в регионах об интернет-торговле. Сейчас за рост ВРП с нас можно спрашивать, потому что в тех регионах, где появляются наши логистические центры, год от года ВРП растет на 2%. Мы видим большое количество предпринимателей вокруг нас».

На вопрос об отношении главы Wildberries к закону о регулировании маркетплейсов, Татьяна Бакальчук ответила: «Мы понимаем, какие обязательства на нас это накладывает и всегда за то, чтобы быть в диалоге. Мы существуем в рамках законодательства и работаем со всеми службами».

Продолжил дискуссию управляющий директор OZON Сергей Беляков. Он добавил: «Очень хотелось бы, чтобы результатом регулирования маркетплейсов не стало «приземление» бизнеса. Задача регулятора —стараться реагировать на нарушения не как на поведение рынка, а как на поведение конкретного игрока».

Также спикер рассказал о том, как развивается отечественный e-commerce в лице компании в регионах, уточнив: «Принято считать, что мы работаем по модели франшизы. Это не франшиза: мы не берем деньги за право работать под маркой Ozon — мы даем деньги за то, чтобы люди открывали пункты и могли зарабатывать на доставке товаров, которые заказываются через Ozon».

О вопросах регулирования онлайн-продаж ответил Иван Абрамов, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации: «В Комитет по экономической политике Совета Федерации поступают жалобы по рискам приобретения контрафактной и несертифицированной продукции, так же предприниматели жалуются на высокие штрафы до 50%, установление нерегулируемых комиссий за возврат товаров, принудительное участие поставщиков в акциях и одностороннее изменение договорных условий со стороны маркетплейсов. Потребители жалуются на качество товара. Нужны прозрачные правила».

На вопрос: «Какое будущее у гипермаркетов? Есть ли оно?» ответила коммерческий директор «Ашан ритейл Россия» Ася Балабай: «Уже лет 5 мы слышим, что гипермакеты должны прекратить свое существование. Но, что хочу констатировать: к нам приходят 500 тыс. покупателей в месяц. Мы далеки от умирания. Гипермаркеты сегодня это очень рентабельный бизнес».

Источник: RetailEvent

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *