Минпромторг намерен перенести сроки введения маркировки воды и молочной продукции

Минпромторг предложил правительству изменить этапы введения маркировки молочной продукции и упакованной воды, чтобы снизить нагрузку на фермеров, ритейл и рестораны в текущих экономических условиях. Это следует из письма замглавы ведомства Виктора Евтухова в адрес Минэкономразвития. «Известия» ознакомились с документом.


Так, обязательство для розницы фиксировать продажу промаркированной молочной продукции с 31 марта предложено перенести на 1 сентября 2022 года, а упакованной воды — с 1 сентября 2022 на 1 марта 2023 года. Фермеры, которые должны были начать маркировать молочную продукцию 1 декабря 2022 года, получат еще один год на подготовку — до 1 декабря 2023 года.


Гостинично-ресторанный бизнес должен будет передавать в систему информацию о том, что молочная продукция и вода выведены из оборота, только с 1 декабря 2023 года. До этого момента за них такую информацию будут передавать поставщики.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) находится в постоянном диалоге с бизнес-сообществом и регулятором по поиску наиболее комфортных решений в области маркировки, сказали «Известиям» в ЦРПТ. Изменения по срокам введения маркировки молочной продукции и упакованной воды для фермеров, ритейла и ресторанов направлены на снижение нагрузки в текущих экономических условиях. ЦРПТ рассчитывает, что они будут приняты в полном объеме и позволят бизнесу более комфортно войти в маркировку. Цифровая маркировка показывает свою эффективность во всех категориях, где введена, добавил представитель оператора.


С 1 декабря 2021 года в России ужесточили штрафы за отсутствие кода на товарах, подлежащих маркировке. Для компаний и индивидуальных предпринимателей, не соблюдающих постановление правительства, предусмотрены штрафы в соответствии с ФЗ № 204 и № 293.


В июне замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что в программу маркировки войдут велосипеды, БАДы, упакованная питьевая вода и антисептики. К 2024 году в стране планировалось создание единой национальной системы маркировки и отслеживания товаров.

Источник: Известия

Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении и упрощённом оформлении разрешительных документов в 2022 году

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур.


Мера затронет более 120 видов разрешений в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), оказание услуг связи, услуги такси. Всего будет автоматически продлено действие или переоформлено в упрощённом порядке более 2,5 млн разрешений.


Также постановлением переносится на год необходимость прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Это решение принято из-за технологических ограничений и необходимости переоборудования российских предприятий в условиях санкционного давления.


Кроме того, госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.


«Мы понимаем масштаб трансформации, которую предстоит пройти нашей экономике, для того чтобы стать ещё более крепкой. Базовым принципом экономического реагирования останется максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны, минимизация регулирования и контроля и, конечно, поддержка бизнеса – от микропредприятий до крупнейших компаний», – отметил Михаил Мишустин, выступая на совещании у Президента с членами Правительства 10 марта.

Источник: Правительство России

British American Tobacco решила прекратить деятельность в России

British American Tobacco (BAT), один из крупнейших в мире производителей табачной продукции, прекращает свою деятельность в России, сообщила компания в своем пресс-релизе.


В среду компания сообщила, что она приостанавливает инвестиции в России.
«Сегодня мы начали процесс быстрой передачи нашего российского бизнеса в полном соответствии с международным и местным законодательством. Помимо продолжения выплаты заработной платы нашим 2,5 тысячам сотрудникам, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить их работу в будущем. После завершения процесса BAT больше не будет присутствовать в России», — говорится в сообщении компании сегодня.


Компания добавляет, что в свете принятого решения и сохраняющейся неопределенности в отношении Украины и России BAT считает разумным пересмотреть прогнозы своей деятельности. Так, теперь она ожидает, что рост выручки группы при постоянном курсе валют составит от 2% до 4% по итогам года.
В прошлом году на долю Украины и России приходилось 3% выручки группы и несколько меньшая доля скорректированной прибыли от операций.


BAT была основана в 1902 году в Англии. В портфеле брендов компании такие марки, как Lucky Strike, Pall Mall, Kent, Dunhill, а также ряд марок, характерных для отдельных рынков.

Источник: РИА

«ВкусВилл» открыл первый магазин без продавцов и касс

Сеть «ВкусВилл» открыла в Москве магазин нового формата — без продавцов и касс. Об этом Inc. сообщили в компании. Покупателю достаточно взять нужные продукты с полок и выйти через специальный турникет — оплата спишется с карты автоматически. Развитие проекта будет зависеть от интереса потребителей.
Первый «ВкусВилл» без продавцов и касс открылся в Москве по адресу ул. Тестовская, 1. В небольшом магазине площадью 52 м² продаются кулинария и сэндвичи, бакалея, фасованные фрукты и овощи, напитки, десерты и молочные продукты — всего около 220 товарных позиций.


Магазин был создан в сотрудничестве с резидентом «Сколково» — разработчиком интеллектуальных систем для ретейла Neurus. Инвестиции в открытие магазина без продавцов и касс значительно ниже, чем в обычный магазин, благодаря компактности формата, сказали Inc. в компании.


Продавцы посещают новый «ВкусВилл» только по утрам для выкладки свежих продуктов на полки. Однако в первое время посетителей магазина будет встречать консультант.


При входе в магазин требуется отсканировать qr-код в приложении «ВкусВилла», к которому привязана банковская карта покупателя. Для совершения покупки необходимо взять с полки нужные продукты, сложить их в сумку и выйти через специальный турникет — оплата спишется с карты автоматически.


По итогам первых двух недель работы в новом «ВкусВилле» ежедневно совершается в среднем 70 покупок, в одном чеке представлено два-три продукта.


«Развивая нашу доставку продуктов, мы видим, что покупатели все меньше времени готовы проводить в очередях и очень ценят скорость и удобство процесса. Магазин формата готовой еды с бесконтактной оплатой — тренд, который вызывает все больше интереса», — сказал Кирилл Щербаков, директор управления микромаркетами и лидер проекта «ВкусВилл без касс».

совершается в среднем 70 покупок, в одном чеке представлено два-три продукта.
«Развивая нашу доставку продуктов, мы видим, что покупатели все меньше времени готовы проводить в очередях и очень ценят скорость и удобство процесса. Магазин формата готовой еды с бесконтактной оплатой — тренд, который вызывает все больше интереса», — сказал Кирилл Щербаков, директор управления микромаркетами и лидер проекта «ВкусВилл без касс».

Источник: Incrussia

КС напомнил, как регулируются вопросы утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов

Суд указал, что органы МСУ не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, без ущерба для стабильного ведения предпринимательства

Одна из экспертов отметила, что Конституционный Суд не пошел по пути чисто формального отказа заявителю жалобы, а счел необходимым подчеркнуть неизменность своей ранее сформулированной правовой позиции. Другая указала, что законодатель предпринимал ряд попыток усовершенствовать правовое регулирование организации нестационарной торговли на федеральном уровне, однако ни одна из них пока не достигла своего завершения.


Конституционный Суд опубликовал Определение № 2979-О от 28 декабря 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы предпринимателя на ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, регулирующую разработку региональными госорганами схем размещения нестационарных торговых объектов.


16 ноября 2014 г. индивидуальный предприниматель Яхи Ахмедов приобрел по договору купли-продажи у Щ. нестационарный торговый объект (НТО) – киоск. Продавец являлся арендатором земельного участка, на котором был расположен данный объект. Решением суда от 31 октября 2018 г. были удовлетворены требования Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, и на Щ. была возложена обязанность возвратить по акту приема-передачи земельный участок, что он фактически и сделал.


На заседании рабочей группы по рассмотрению предложений о внесении изменений в схему размещения НТО большинством голосов было принято решение исключить киоск из действующей схемы. Так, в связи с нарушением ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта постановлением администрации г. Кемерово от 21 декабря 2017 г. № 3258 спорный объект из указанной схемы был исключен. Также киоск, принадлежащий заявителю, был включен в приложение к Постановлению администрации г. Кемерово от 25 декабря 2018 г. № 2861 «О признании выявленных нестационарных торговых объектов самовольно установленными».


Позднее Яхи Ахмедов обратился в суд с исковым заявлением к городской администрации и Щ., в котором просил сохранить за ним право пользования киоском. Истец просил признать незаконным включение торгового киоска в список НТО, признанных самовольно установленными. Таким образом, Яхи Ахмедов просил суд обязать городскую администрацию не чинить ему препятствия в пользовании киоском и включить его в схему размещения НТО на территории города.


Судом первой инстанции исковые требования были частично удовлетворены: за Яхи Ахмедовым было сохранено право пользования киоском. Апелляционным определением решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя было отменено, апелляция пришла к выводу, что в сохранении права пользования НТО необходимо отказать в связи с отсутствием нарушенного права. Такой же позиции придержался и кассационный суд. Определением судьи ВС РФ истцу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.


Не согласившись с решениями судов, Яхи Ахмедов обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности не соответствует Конституции в той мере, в какой дает право органам местного самоуправления при утверждении (изменении) схемы размещения НТО по собственному усмотрению исключить из схемы те объекты, эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы.


Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС подчеркнул, что в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов. Такие объекты представляют собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.


Суд указал, что схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Утверждение такой схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, в соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности. Ссылаясь на свое Определение от 29 января 2015 г. № 225-О, КС разъяснил, что это законоположение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Кроме того, оно нацелено на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг, добавил он.


Суд подчеркнул, что реализация такого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – с другой.


Конституционный Суд указал, что органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.


Таким образом, Суд установил, что оспариваемая норма, рассматриваемая в действующей системе правового регулирования, не предполагает принятия произвольных решений при внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте. КС в своем решении принял во внимание, что в рамках рассматриваемого дела нижестоящими судами было установлено, что заявитель, приобретя в 2014 г. нестационарный торговый объект, не заключил договор аренды земельного участка или договор о размещении нестационарного торгового объекта с органом местного самоуправления.


Советник Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», адвокат Ольга Бенедская подчеркнула, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов являются сегодня крайне острыми и актуальными. «Несмотря на поручения президента и правительства, предписывающие регионам расширить возможности ведения нестационарной торговли, влияющие и на уровень занятости, и на ценовую доступность жизненно важных товаров для потребителей, и на открытость рынка для входа отечественных товаропроизводителей (прежде всего в агрокомплексе), реальные условия ведения бизнеса не улучшаются. Более того, в отдельных регионах наблюдается кризисная симптоматика в мелкорозничной торговле», – прокомментировала эксперт.


Она отметила, что в 2021 г. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов неоднократно поднимал вопрос о необходимости совершенствования федерального законодательства о нестационарной торговле. По его данным, 75% владельцев НТО продолжают испытывать проблемы, в том числе включение в схему невостребованных мест, отказ в продлении договоров, снос без выдачи компенсационного места и т.п., пояснила адвокат.


Ольга Бенедская указала, что на изучении КС РФ в настоящее время находится обращение представителей пермского бизнеса о разъяснении Постановления КС РФ от 19 апреля 2021 г. № 14-П, касавшегося размещения НТО на придомовых территориях. Как отметила адвокат, на практике указанное постановление трактуется в некоторых случаях как позволяющее местным властям исчерпывающим образом (безальтернативно) регулировать в том числе размеры, внешнюю отделку и даже материалы изготовления НТО, что кумулятивно создает непреодолимый заградительный барьер: «По этим причинам проблема надежности и эффективности существующих законодательных гарантий для стабильных условий ведения нестационарного торгового бизнеса не является надуманной, а концентрирует в себе общественные ожидания исправления сложившейся ситуации».


Вместе с тем адвокат обратила внимание, что ошибочно рассматривать вынесенное КС РФ отказное определение как некий уход от проблемы. По мнению Ольги Бенедской, мотивы отказа Суда в принятии жалобы к рассмотрению обоснованны: заявитель, приобретя киоск, не находился в правоотношениях арендного пользования земельным участком для целей ведения нестационарной торговли, которые по судебному решению были прекращены с прежним правообладателем. Поэтому невозможность для заявителя осуществлять нестационарную торговлю в конкретном месте была вызвана не какими-либо дефектами оспоренной нормы, регулирующей утверждение схемы размещения НТО, а отсутствием надлежащих оснований для ведения нестационарной торговли. Неслучайно КС РФ очень подробно изложил в определении фактические обстоятельства дела, разъяснила адвокат. «Конституционный Суд, даже несмотря на фактический контекст, не пошел по пути чисто формального отказа, а счел необходимым подчеркнуть неизменность своей ранее сформулированной правовой позиции, согласно которой решение вопросов размещения НТО должно быть подчинено принципиальному правилу: схема меняется – бизнес остается», – заметила Ольга Бенедская.


Такое напоминание, как полагает адвокат, указывает на понимание Судом существующих проблем и адресовано как правоприменителям, так и законодателю, который должен исходить из того, что если выявление конституционно-правового смысла нормы оказывается на практике недостаточным для обеспечения конституционного режима применения норм, то соответствующие нормы должны быть скорректированы. В связи с этим Ольга Бенедская сделала вывод, что необходимость корректировки Закона о торговле в части НТО назрела.


Адвокат МГКА «Горбачёв и партнеры» Анастасия Иванова отметила, что КС, да и суды в целом довольно часто рассматривают те или иные вопросы относительно размещения НТО и одним из самых распространенных является спор, связанный с исключением ранее эксплуатируемых объектов из схемы размещения. По мнению адвоката, этот вопрос является довольно актуальным, поскольку требует более детального законодательного регулирования: «Наш законодатель предпринимал ряд попыток усовершенствовать правовое регулирование организации нестационарной торговли на федеральном уровне, однако ни одна из них пока не достигла своего завершения».


Эксперт подчеркнула, что процедура предоставления мест для НТО в каждом регионе своя и является довольно сложной, поскольку включает в себя несколько условий: включение территории в схему размещения объекта, а также оформление прав на землю лицом, осуществляющим деятельность в НТО, как правило, на основании договора о его размещении или договора аренды, заключаемого по результатам торгов. «Иными словами, при несоблюдении хотя бы одного из условий “продавец” утрачивает право на размещение НТО на той или иной территории», – пояснила Анастасия Иванова. При этом она добавила, что исходя из правоприменительной практики при исключении территории, на которой размещен такой объект, он вправе «размещаться» до момента прекращения договора, которым было оформлено право осуществлять деятельность в НТО.


Адвокат полагает, что КС не отступил от ранее данного им разъяснения, на основании которого сформировался принцип: «меняется место – бизнес сохраняется». «Между тем рано или поздно хотелось бы увидеть регулирование такого сохранения бизнеса: например, в случае исключения той или иной территории для НТО предпринимателю предлагалась бы компенсационная территория – конечно, при условии, что продавец осуществляет деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства и объект НТО отвечает всем необходимым требованиям. В таком случае, думается, споров в этой области стало бы гораздо меньше», – считает Анастасия Иванова.


Адвокат также подчеркнула, что КС РФ акцентировал внимание не только на необходимости включения территории в схему размещения НТО, но и на том, что для такого размещения имеет существенное значение оформление прав на землю, на которой размещается или планируется к размещению объект торговли, чего, к сожалению, у заявителя жалобы не было.

Источник: Адвокатская газета

«Перекресток» проиграл дело против московского арендодателя

Ритейлер пытался расторгнуть договор аренды помещения, ссылаясь на низкий трафик, вызванный пандемией

Верховный суд отклонил иск розничной сети «Перекресток» к ИП Юрию Березовскому о расторжении договора аренды помещения площадью 2274,1 кв. м по адресу Москва, Протопоповский переулок, 3.


В марте 2020 г. «Перекресток» попросил Березовского снизить размер аренды в связи с падением трафика магазина, вызванного пандемией коронавируса. Арендодатель не увидел для этого причин, пояснив, что спрос в продовольственных магазинах тогда, наоборот, вырос.


В ноябре 2020 г. Арбитражный суд Москвы поддержал «Перекресток», посчитав, что COVID-19 ухудшил положение арендатора, но апелляция иск отклонила, не увидев доказательств потери прибыли. В итоге дело дошло до Верховного суда, где чаша весов переместилась в пользу Березовского.


Экономколлегия Верховного суда разъяснила, что «само по себе наличие пандемии не может автоматически влечь негативные последствия… для всех и каждого», а признание ее обстоятельством непреодолимой силы еще не влечет прекращение обязательств. Это первый рассмотренный Верховным судом спор между арендатором и арендодателем, связанный с COVID-19.


Ранее сообщалось, что 17,5 тысяч рублей заплатит «Перекресток» покупателю за просроченные продукты.


Совладельцу «Б.Ю. Александров» отказали во взыскании 85% компании.

Источник: Retail.ru

Представители Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле провели первое в этом году заседание

2 февраля состоялось заседание обновленного состава Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле, которое прошло под председательством Владлена Максимова. Участники мероприятия утвердили членов Комитета и Экспертного совета, а также рассмотрели план работы на текущий год.

В заседании приняли участие 42 человека. Из них 27 были утверждены членами Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле, еще четверо вошли в состав Экспертного совета.

Ключевой темой мероприятия стал план работы Комитета на 2022 год, в который вошли более 30 вопросов, затрагивающих разные сферы торговой деятельности. Их сгруппировали по нескольким тематическим блокам: общеторговые вопросы, проблемы нестационарной торговли, подакцизные товары, налогообложение и онлайн-торговля.

В рамках заседания большое внимание было уделено блоку общеторговых вопросов. Так, участники обсудили противоковидные ограничения в регионах, госрегулирование цен и наценок, использование малым ритейлом электронного документооборота, проблемы процедуры оценки регулирующего воздействия, тарифы банковского эквайринга, вывоз мусора и т.д.

Заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Сергей Лобанов, принимавший участие в заседании, назвал Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле одним из ключевых. Он подчеркнул, что Департамент нацелен на совместную работу по продвижению отечественной торговли.

Кроме того, Сергей Лобанов поднял вопрос о законопроекте по нестационарной и мобильной торговле, подготовленном Минпромторгом. Спикер отметил, что в настоящий момент радикальных изменений нет, но важно не прекращать работу по его продвижению.


Вопросы о налогообложении и онлайн-торговле планируется обсудить на следующем заседании, которое пройдет в начале марта.


Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.

Источник: ОПОРА РОССИИ

Борьба с киосками в Перми продолжается

В Перми предпринимателей, продающих газеты, теперь штрафуют за внешний вид киосков, хотя Конституционный суд уже вынес решение, что это незаконно.

Борьба за киоски развернулась в краевом центре еще в 2018 году, когда стали непредсказуемо меняться правила торговли и размещения ларьков — не только газетных, но и торговых. Тогда бизнесмены, представители СМИ и общественности обратились в суд, чтобы тот разъяснил правила игры и сделал их максимально прозрачными. Пришлось по инстанциям идти аж до Конституционного суда, который в конечном итоге вынес решение: размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях в Перми разрешено. О принципиальной поддержке истцов заявили тогда Ассоциация малоформатной торговли, Российский книжный союз, Союз предприятий печатной индустрии, представляющий интересы сообщества российских издателей печатных средств массовой информации.

Вроде бы точка была поставлена и малый бизнес должен был вздохнуть спокойно. Но вдруг — новая коллизия: решение Конституционного суда местные власти читают по-своему — так, что киоски ставить можно, но только строго установленного внешнего вида, размера и сделанные из конкретных (весьма дорогостоящих) материалов. Более того, киоск можно поставить около дома лишь в дополнение к предписанным властью «основным элементам» благоустройства, а если какого-то из них нет, то установка киоска будет незаконной. Предприниматели логично предположили: на то, чтобы привести НТО в соответствие, будет дано какое-то время — полгода, год. Ожидания не оправдались — власти, хотя и обещали отсрочку, просто перестали согласовывать так называемые колерные паспорта киосков, а их владельцев — штрафовать.

Политика очень жесткая и что будет с нами дальше — решительно непонятно. А ведь люди хотят читать прессу, иметь возможность приобрести хлеб или овощи в киоске рядом с домом, — подчеркивает пермская предпринимательница Лидия Пигасова.

У проблемы есть еще одна сторона — в результате борьбы с киосками безработными станут десятки пермяков — пенсионеров, молодых мам с детьми, инвалидов. Позиция местных властей бьет и по карману жителей: выдавливание НТО снижает конкуренцию и провоцирует рост цен на необходимые продукты, лишает жителей арендного дохода, который они могли бы использовать на благоустройство территории, эксплуатацию дома. Не найдя понимания у местных властей, предприниматели и представители ТСЖ вновь обратились в Конституционный суд России: поскольку его решение понимается в ряде случаев с искажением смысла, нужны дополнительные разъяснения, чтобы окончательно снять все вопросы.

Источник: RG

В рост пошли: торговать сельхозпродукцией разрешили «с грядки»

До сих пор такой товар официально можно было продавать лишь на ярмарках и рынках

Во второй половине декабря 2021 года вступят в силу долгожданные для россиян, ведущих личные хозяйства, новые нормы сбыта продукции потребителям. Теперь частники смогут использовать для торговли капитальные помещения на собственных земельных участках. Есть и другие важные новации — подробнее читайте в материале «Известий».
С выгодой для сельской России и туризма выходного дня
С 17 декабря вступают в силу поправки к федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также к отдельным подзаконным актам РФ, касающимся регулирования сферы прямого сбыта продукции по линии «фермер–потребитель». Новые правила (с ними можно ознакомиться на портале СОЗД ГАС «Законотворчество») открывают широкие возможности сельским предпринимателям для значительного снижения издержек при прямом сбыте собственной продукции.
Покупатели отныне смогут получать самую свежую продукцию без логистических проволочек, а главное — без ценовых накруток. Торговать сельхозпродукцией разрешено отныне в специально оборудованных помещениях непосредственно в домах фермеров или же с нестационарных объектов.
Кроме того, теперь фермеры, включая индивидуальных предпринимателей, смогут получить статус племенного хозяйства и пользоваться государственной поддержкой. Проще говоря, для разведения на продажу мясного и молочного скота больше не требуется статус юридического лица.
Один из авторов законопроекта, первый заместитель комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир Плотников рассказал «Известиям», что на данный момент нерешенным вопросом остается необходимость предоставления аграриям возможности строить хозпостройки на сельскохозяйственных землях, предназначенных под растениеводство.
— В Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) обращаются фермеры из разных регионов с вопросом о невозможности размещения на их землях производственно-хозяйственных сооружений — складов для хранения инвентаря, амбаров и так далее, — сказал депутат Госдумы. — Таким правом пользуются аграрии, которые занимаются животноводством, и логично предусмотреть это на сельхозземлях для растениеводства.
Плотников уже направил на имя министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева письмо с просьбой поддержать позицию АККОР и обратиться в Росреестр с целью внесения изменений в соответствующий приказ.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Чувашии Сергей Фролов полагает, что новации помогут и развитию внутреннего туризма.
— Сельский туризм только набирает обороты в России и является одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма. Данный вид отдыха доступен широким слоям населения и обычно укладывается в рамки 1–2 дней, — разъясняет Фролов. — Возможность продавать свою продукцию «прямо с грядки» открывает новые возможности для развития данного направления, что будет интересно в первую очередь представителям малых форм хозяйствования.
Эксперты отмечают, что новые правила дадут новые возможности для бизнеса.
— Любое послабление для предпринимательской деятельности важно поддерживать: современность требует снимать ограничения, для чего была задумана регуляторная гильотина, — подчеркивает директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда. — Благодаря новым правилам, фермеры смогут продавать свою продукцию наиболее удобным для себя и для покупателей способом, если, конечно, этим не нарушается общественный порядок.
Председатель совета Центросоюза России Дмитрий Зубов сказал в беседе с «Известиями», что новые правила дадут возможность упростить сбыт произведенной продукции, снизить логистические издержки, а для потребительских кооперативов дадут дополнительную возможность закупать у фермеров продукцию по более низким ценам.
«Продаются кони и яблоки»
Пока остается проблемой необходимость развития сети пунктов санитарного и ветеринарного надзора, способной не допустить нежелательных последствий для жизни и здоровья потребителей, полагает председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент — генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. «Это такая же необходимость и для растущего сегмента доставки фермерских продуктов потребителям через интернет», — отметил Борисов.
Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов напоминает, что у фермеров-частников и ранее была возможность реализации своей продукции не только на ярмарках. Они могли сдавать ее поставщику или напрямую в рестораны и торговые сети. В последнее время многие организовывали и собственные интернет-магазины.
— Но основная проблема фермерства в нашей стране, препятствующая и организации страхования малых и средних сельхозпроизводителей, — это слабый уровень внутренней самоорганизации, стандартов и нормативов в сегменте малых хозяйств, — рассказывает Корней Биждов. — В зарубежной практике аграрии практически повсеместно организованы в кооперативные структуры, и именно они, а не каждый фермер в отдельности, ведут переговоры со страховыми компаниями, с торговыми сетями, с органами власти по получению субсидий.
В России же пока малое фермерство очень раздроблено, и именно поэтому во многих направлениях сельхозпроизводства уже начинают доминировать крупные компании. «Возможно, для улучшения ситуации и развития производства в секторе малых сельхозпроизводителей следует двигаться именно в сторону развития кооперативных механизмов», — сказал Биждов.
— Разрешение торговать «с грядки» — отличное подспорье, но надо помнить, что это не гарантия стать ближе к конечному потребителю, — замечает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. — Те фермеры, которые имели физическую возможность торговать продукцией в местах производства, давно этим занимаются, но тем, кто работает в более удаленных районах, такая мера вряд ли поможет. Хорошая новость прежде всего в том, что фермерам и подсобным хозяйствам теперь можно заниматься племенным животноводством без образования юрлица. А это позволит нарастить собственное поголовье.
При этом, сетует Завьялов, сельское хозяйство до сих пор остается наименее развитой сферой по развитию сетевых платформ и маркетплейсов.
— Казалось бы, технологии электронной коммерции и экспресс-доставки прочно проникли во все сферы деятельности, но в отношении реализации фермерской продукции здесь в прямом смысле непаханое поле, — отметил специалист.

Источник: Известия

«Надо возрождать, но в цивилизованном виде». Тюмени нужны киоски и торговые павильоны

В Тюмени с каждым годом становится все меньше киосков и торговых павильонов. И проблема не в давлении федеральных сетевых магазинов. НТО — нестационарные торговые объекты, могут с ними конкурировать. Проблема во взаимоотношениях с местными органами власти. В чем они состоят и как возрождать киоски, рассуждает Владимир Панов.
— Главная проблема НТО касается договоров на их размещение. У нас в городе они носят дискриминационный характер. Администрация может расторгнуть договор на размещение киоска или павильона за любое нарушение законодательства о торговой деятельности. Это может быть что угодно: и просроченная медицинская книжка продавца, и проданная бутылка пива.
Эта проблема касается и НТО, и муниципальных арендаторов — нарушаешь в чем-то закон, получаешь штраф от контролирующих органов и помимо этого еще и от администрации — угроза расторжения договора и лишение бизнеса. По сути, это двойное наказание за одно и то же нарушение, причем несоизмеримое с тяжестью нарушения.


Лишилась бизнеса, получив письмо на почте


Недавно у нас из-за продажи пива пострадала предпринимательница. Когда-то пивом и сигаретами в киосках торговали свободно, потом по непонятным причинам ввели запрет. В сложной экономической ситуации бизнес пытается выжить и, кто-то осознанно, кто-то нет, идет на реализацию этого напитка, которым и так торгуют на каждом углу. Пиво — это не наркотики или оружие, его реализация разрешена государством.
Владелица киоска узнала о том, что лишилась бизнеса, получив заказное письмо на почте. Власти потребовали в течение десяти дней снести павильон и освободить место. Трагизм ситуации в том, что до этого, год назад, они прислали уведомление, что киоск выглядит не так, как должен, и нужно провести реконструкцию, в том числе выполнить наружную отделку павильона из современных материалов. На изготовление проекта и проведение всех работ ей пришлось взять кредит, потратить более 400 тыс. руб. В результате она даже не вернула и половины этих денег.
Нельзя в одно мгновение лишать бизнеса без предупреждения, если человек не злостный нарушитель. Нужно дать ему возможность все исправить.
Мы пытаемся и этого человека отбить, и поменять ситуацию. Я ходил по департаментам, но там даже разговаривать не стали, мол, если торгует пивом, то и говорить не о чем. Как будто торговля пивом — это что-то запредельное.


Идет борьба с киосками


Я часто общаюсь с коллегами из других регионов, в большинстве случаев проблемы схожи — повсеместно идет борьба с киосками, но в отличие от нас там счет павильонов идет на тысячи. Мы проводили исследования, с 2014 г. по 2020 г. количество НТО уменьшилось с 548 до 475, и это на город с населением 816 тыс. человек.
Я хочу обратить внимание, что речь идет об НТО в нормальном понимании этого слова, т.е. круглогодичные павильоны в которых работают люди.
Наши чиновники постоянно заявляют о ежегодном устойчивом росте НТО. Хитрость здесь в том, что в качестве НТО они учитывают торговлю елками перед Новым годом, холодильники, установленные возле павильонов летом, даже вендинговое оборудование в поликлиниках. Такое, мягко говоря, лукавство позволяет говорить об обеспечении города минимальными нормативами НТО.
Согласно минимальному нормативу, в Тюмени должно быть 678 объектов. Учитывая «сезонку» и все перечисленное выше, у нас будет больше. Но почему наши чиновники воспринимают минимальные нормативы как максимальные и какое отношение к НТО имеют холодильники и вендинговое оборудование?
Часто слышишь, что торговые павильоны уродуют внешний вид города, но ведь предприниматели готовы вкладываться в свои объекты, при условии, что они смогут работать длительное время и их не снесут по прихоти какого-нибудь чиновника, как это произошло с нашей предпринимательницей.
Дикая история — заставили человека вложиться, а после решили снести меньше чем через год, за абсолютно непринципиальные нарушения. Разве можно строить бизнес и развиваться в таких условиях и при таком отношении власти к малому предпринимательству?
С одной стороны власть на каждом углу заявляет о значимости малого бизнеса, о его государственной поддержке, а по факту происходит все с точностью до наоборот. А ведь эта проблема носит не только дискриминационный, но и коррупционный характер — когда полномочия размыты, отсутствует определенность в принятии решения и все отдано на усмотрение представителей власти. Когда за любое нарушение законодательства о торговой деятельности следует расторжение договора. И под это может попасть все, что угодно.


Киоски и павильоны нужны


В Тюмени вообще осталось очень мало НТО. Она давно зачищена, и власти продолжают ее зачищать. Но киоски и торговые павильоны нужны. Не все ходят в сетевые магазины за какими-то небольшими покупками. По ходу движения так просто купить там какую-то мелочь.
Киоск более жизнеспособен, чем местные маленькие магазинчики у дома, он стоит на трафике. Если рядом появляется федеральная сеть, то магазинчик умирает, как это было в моей ситуации, а киоски могут выжить. Там сразу виден товар и человек может его купить, не заходя в магазин.
Их надо возрождать, но в цивилизованном виде. Они не должны уродовать город, как это было в 90-х. Киоскам нужно вернуть право торговать пивом и сигаретами. Нам нужны адекватные правила игры. Если владельцы НТО будут зарабатывать, то власть сможет требовать соблюдения внешних параметров. Если человек вкладывается в свой торговый павильон, он должен знать, что вкладывается на долгий срок, что его не снесут по прихоти чиновника. В новых районах киоски особенно необходимы, когда инфраструктура района не создана. Но они должны быть на долгосрочной основе, то есть после появления магазинов не надо их зачищать.
У нас отношение к нестационарным торговым объектам как к лотку с пирожками. А по сути это магазин — с хорошей площадью и затратами на коммунальные услуги, бизнес-оборудованием. И стоимость НТО с современным внешним видом и дорогостоящими материалами наружной отделки соизмерима со стоимостью помещения на первом этаже.

Источник: Деловой квартал