Нужен ли на рынке продовольствия новый ритейлер
Власти задумались над созданием государственной сети продуктовых магазинов. С таким предложением к президенту Владимиру Путину обратился один из участников Всероссийского семейного форума «Родные-любимые». По мнению предпринимателя-семьянина, сейчас у крупнейших ритейлеров практически нет конкурентов, а госкомпания сможет уравновесить цены и дать больше возможностей отечественным производителям. Путин пообещал рассмотреть эту инициативу.
За счет чего такая сеть сможет снизить стоимость продукции? Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев предполагает, что у государства есть несколько вариантов: «Государство может позволить себе работать с минимальной маржинальностью, то есть ограничивать прибыль, торговые наценки. Если такая сеть будет широко распространена и иметь представительства как в крупных, так и в малонаселенных пунктах, конечно, такие магазины станут центром притяжения для населения, которое все-таки пытается экономить.
В таких условиях ритейл, работающий в сопоставимых форматах, будет вынужден ориентироваться на те цены, которые будет предлагать государственная компания. Но создать ее с нуля сложно. Если посмотреть на развитие российского ритейла, мы увидим, что компании потратили на это уже не один десяток лет.
Второй важный момент — сервис. Стоимость товара на полке зависит не только от торговой наценки, но и от уровня сервиса, который предлагает компания, в том числе с точки зрения отбора качества товаров, удобства для покупателей. Вряд ли это будут государственные супермаркеты, скорее, какие-то дискаунтеры, если мы говорим о самых широких массах населения и стремлении государства поддержать население, в том числе через предложение лучших цен на рынке. Поэтому формат «Чижика» больше всего подходит под эту идею».
Однако пока вряд ли можно прогнозировать успех такого проекта, отмечают собеседники “Ъ FM”. Попытка сделать государственную продуктовую сеть уже была реализована через «Почту России», обращает внимание старший инвестконсультант компании «Финам» Тимур Нигматуллин: «Продовольственные товары в почтовых отделениях продаются в достаточно большом ассортименте для таких небольших помещений. И количество отделений у «Почты России» самое большое среди крупных ритейлеров, то есть технически это крупнейший с точки зрения отдельных операционных показателей государственный ритейлер в России.
И что мы видим? «Почта России» просто не выдерживает конкуренцию, то есть она не оказывает какого-то значимого влияния на ценообразование. Несколько месяцев назад Федеральное казначейство в рамках аудита выявило, что у «Почты России»есть некоторое негативное влияние отдельных ее бизнес-процессов. Один из ключевых оценивается примерно в 10 млрд руб. — это неэффективная организация розничного бизнеса.
За счет чего госсеть может снизить стоимость продуктов? Если посмотреть отчетность одной из крупных компаний, например, «Магнита», мы увидим, что рентабельность по чистой прибыли чуть выше 1,5%. И это у частной компании, у лидера рынка, которая просто от масштабов деятельности может экономить. Если государство будет субсидировать, чтобы компания работала в ноль, то, наверное, можно будет снизить цены на эти самые 1,5%. Не думаю, что это рационально. В бизнесе с высокой конкуренцией и низкой рентабельностью государство ничего не сможет сделать, по крайней мере, без каких-то огромных масштабов субсидирования».
В конце декабря “Ъ” сообщал, что производители и дистрибуторы уведомили ритейлеров о повышении с января отпускных цен на 5-20% на широкий перечень товаров — от молочной продукции, кофе, соков, риса до кондитерских изделий. Поставщики аргументировали это курсом валют, который влияет на затраты на импортное сырье, и подорожанием более чем на треть логистики внутри страны.
Источник: Коммерсантъ